Мирослава Лоташ
Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования
Мир, в который приходит ребенок, разнообразен и богат. Чтобы жить в нем малыш должен понимать речь окружающих, разобраться в назначении свойств, качеств предметов (цвет, величина, форма, вкус, запах и т. п., группировать предметы на основе сходства, понимать простейшие связи и взаимозависимости между воспринимаемыми предметами и явлениями. Ребенку необходимы знания, которые помогут ознакомить его с важнейшими событиями и явлениями, удовлетворить его любознательность.
Публикация «Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования» размещена в разделах
Особая роль принадлежит взрослому (родителю, воспитателю, который учит слушать и понимать сказку, рассказ о событиях и явлениях, которых непосредственно не было в личном опыте ребенка. А вовремя игр, наблюдений, занятий побуждает ребенка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску, развивает умение спрашивать, рассуждать, отстаивать свою точку зрения, проявлять инициативу, творческую и познавательную активность.
Дошкольник действует с предметами, рассматривая их, рассказывает о них. Связывая слово с представлениями о предмете, он сопоставляет, сравнивает качества, передает словесно все увиденное и пережитое. Общение с взрослым организует его самостоятельную деятельность. Задача взрослого поддержать и развивать в ребенке интерес к открытиям, исследованиям, создать необходимые для этого условия.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в нашей группе создан уголок экспериментирования, в которых живут интересные герои из любимых сказок и рассказов, например, любознательный Незнайка и т. д. Они приходят на занятие, и дети охотно помогают этим героям.
Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?» и т. п. часто этим же занимается озорная девочка Почемучка. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, помогают решить возникшие проблемы, приносят всегда что-то новое интересное, для новых исследований.
В процессе экспериментирования дети учатся : видеть и выделять проблему, ставить цель, решать проблемы, проводить анализ объекта или явления, сопоставлять различные факты, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий.
О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Взрослый расскажет ребенку, покажет и он запомнит, а если он попробует сделать сам, то он поймет и усвоит все прочно и надолго. Когда он слышит, видит и делает сам - это вызывает огромный интерес.
У ребенка есть потребность в новых впечатлениях, т. е. проявлять интерес к исследовательской деятельности тогда, когда он чувствует себя полноправным участником процесса. Чем интересней и разнообразней эта деятельность, тем больше знаний, умений и навыков получает ребенок, познавая окружающий мир.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуется задание к детям, в которых проблемные ситуации возникают в повседневной жизни ребёнка. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и провидением опытов.
Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребёнка, активизируются мыслительные процессы, развивается связная речь. Эксперименты - это способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.