Дарья Большакова
Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством квест-игры
Игра — это основная форма проявления активности дошкольника, обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая творческие навыки, развивающая навыки общения с окружающими людьми. В ФГОС ДО сказано, что развитие детей особенно в дошкольном возрасте происходит в следующих видах деятельности: игровая, коммуникативная, конструктивная, познавательно-исследовательская и т. д. Но для эффективности развития познавательной активности детей необходимо правильно подобрать технологию.
Публикация «Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством квест-игры» размещена в разделах
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время использование Информационно-коммуникационных технологий имеет большое значение, как для ребят, так и для педагогов. Современный ребенок, это человек, разбирающийся в большинстве новейших «гаджетов», но при этом, часто используемых не по делу. Задача педагога - вовлечь. Вовлечь везде и всюду в деятельность учебную и творческую.
Проблемой познавательной активности, способами и методами активизации учебной деятельности занимались такие ученые как: Божович Лидия Ильинична, Вербицкий Андрей Александрович, Давыдов Василий Васильевич и др. Они считают, что «познавательная активность» – это свойство или качество личности.
Так как темой моей курсовой работы является развитие познавательной активности через квест-игру, то стоит разобрать, что же такое квест-игра.
Квест - по мнению Т. Марча, - это построенная по типу опор учебная структура, мотивирующая ребенка к исследованию какой-либо проблемы с неоднозначным решением, развивая тем самым их умение работать как индивидуально, так и в группе. Прежде всего, квест – игра - это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие, а задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач.
Опираясь на опыт практикующих педагогов, как утверждает Коротченкова С., квест-игра помогает в дальнейшем справиться с проблемами в собственной жизни. А автор семинара - практикума Перевозчикова Е. Е. считает, что данная форма организации образовательной деятельности в игровой форме способствует улучшению работы познавательных и мыслительных процессов ребёнка.
Квест с технологией теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ, автором которой является Альтшуллер Генрих Саулович, становится все более популярной образовательной технологией, поскольку интересен детям, сочетает в себе различные виды деятельности, а также позволяет педагогам незаметно для детей формировать задания. Методы ТРИЗ используются в рамках одного и того же квеста. Проводить интегрированные квесты можно в различных образовательных пространствах.
Как нами было изучено, современные требования к педагогическому процессу в дошкольном образовании, предполагают объединение всех пяти образовательных областей: социально - коммуникативная, познавательная, речевая, художественно - эстетическая и физическая области. Рассмотрев каждую из областей на примерах разработанных конспектов квест - игр можно сказать, что ребенок с помощью свободы мышления сможет самостоятельно добиться нужного результата.
В рамках курсовой работы я не успела провести квест-игру на старшем дошкольном возрасте, но успела разработать готовый материал для проведения, который вы можете наблюдать на ватмане, под названием «Помоги светофору». За основу я взяла дидактическую игру-ходилку, но с заданиями для квест-игры. Первое задание «Что не так» - нужно определить по картинке несоответствия. Второе задание «Тихий час» - ребята угадывают, что снится мальчику. Третье задание «Найди похожую». Четвертое и пятое задания направлены на умение нахождения сходств и различий. Шестое задание «Найди отличия». И заключительное «Лабиринт» - которое помогает нам добраться до финиша. Содержание заданий находятся на плакате, которые вы можете изучить.
В заключении хочется отметить, что квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.