Жарикова Галина
Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкальной деятельности
«Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкальной деятельности»
Одна из задач современного образовательного учреждения - создание условий, максимально способствующих преодолению имеющихся у детей проблем. На сегодняшний день все службы образовательных учреждений (педагогическая, медицинская, психологическая) не только стремятся работать вместе, комплексно сопровождая ребенка, но и создают для этого соответствующие условия. Одним из таких условий в ДОУ является использование музыкального дизайна. Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей, поможет решить многие задачи воспитательно-образовательного процесса. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов дошкольного учреждения с целью гармоничного воздействия на личность ребенка, активизации мыслительной деятельности, повышения качества усвоения знаний, создания благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья. Вот почему мы будем сегодня рассматривать эту проблему на педагогическом совете.
Публикация «Развитие познавательно-математических представлений у дошкольников средствами музыкальной деятельности» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В самой природе музыки лежат ее психотерапевтические и развивающие возможности. Используя музыку в педагогической работе, за считанные минуты можно снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание ребенка. На протяжении всей жизни музыка сопровождает человека, поддерживает его, давая творческие силы, помогая во всех значимых жизненных моментах. Поэтому с раннего детства нам необходимо готовить детей к правильному восприятию музыки. Музыка является доступным и эффективным психолого - педагогическим методом воздействия на ребенка. Она всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно в школе Пифагора занятия по математике проводились под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную нагрузку мозга учащихся. В наше время музыка помогает решать многие задачи воспитательно-образовательного процесса: - создает благоприятный эмоциональный фон и устраняет нервное напряжение; - развивает воображение в процессе творческой деятельности, повышая активность; - формирует мыслительную деятельность и повышает качество усвоенных знаний; - обеспечивает психологическую и физическую нагрузку после учебной нагрузки во время физкультминуток. Но, чтобы воздействие музыки на здоровье ребенка оказалось благотворным, следует помнить о возможностях разрушительного влияния ее на организм человека. К таким негативным явлениям относится чрезмерно громкое и долгое воздействие ритмических звуковых потоков музыки, которые не соответствуют жизненным ритмам (пульсу, дыханию, моторике движений) и возрасту детей. Спорным фактором является частое использование в дошкольных учреждениях некоторой фонограммной музыки в острых современных ритмах, безусловно, сложной для восприятия ребенка; классической музыки в исполнении симфонического оркестра. Такая музыка может не выполнить свое предназначение, даже навредить, ухудшив состояние и здоровье ребенка. Педагог, используя музыкальный дизайн на занятии, может ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. Например, формируя у детей временные понятия, воспитателю необходимо обращать внимание на то, как в музыке отражаются признаки времени года, частей суток. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит негромко, на втором плане. Например, дети занимаются со знакомым раздаточным материалом, классифицируют предметы, рисуют геометрические фигуры, занимаются штриховкой и т. д. Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. Так, на занятии по математике с целью активизации мышления, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Музыка - волшебница, она способна объединить усилия всех педагогов дошкольного учреждения, чтобы помочь подарить детям чувство психологического комфорта, так необходимого для гармоничного развития личности ребенка.
Предлагаю прослушать отрывок музыкального произведения и определить характер музыки (спокойная музыка). Оцените, в какой деятельности с детьми целесообразно его использовать, чтобы формировать, закреплять, уточнять математические понятия.
Считаю, что произведение данного характера необходимо включать в том разделе занятия по познавательно-математическому развитию, где дети работают со знакомым раздаточным материалом, составляют узор, работа с мозаикой. Предлагаю использовать данное музыкальное произведение как динамическую паузу в виде психологической разгрузки, момента релаксации.
Предлагаю прослушать следующее произведение. (звучит ритмичная мелодия)
Предлагаю использовать эту музыку в качестве физминутки, когда детям необходимо переключиться с напряженной умственной деятельности, получить заряд бодрости и отличного настроения.