Татьяна Джавадова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».
«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, исследований и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Исследования предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам основной образовательной программы одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является –
ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н. Н. Подъяков (психолог, академик РАО)
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период дошкольного развития ребёнка».
Актуальность:
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать её развитию.
ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.
Цели исследовательской деятельности :
- развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми
объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания
окружающего мира;
формирование предпосылок поисковой деятельности,
интеллектуальной инициативы.
Задачи:
развивать познавательную активность, мышление, любознательность в процессе экспериментирования;
- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента,
выдвигать гипотезу, делать выводы;
- способствовать формированию и расширению знаний детей об
окружающем мире;
- развивать личностные свойства : целеустремлённость,
настойчивость, решительность.
№6. Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем направлениям:
1. Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых
организмов, приспособляемость к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы.
2. Неживая природа – почва, песок, глина, воздух, вода; агрегатные состояния воды; небесные тела.
3. Физические явления – магнетизм, звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др.
4. Рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства.
№7. Алгоритм экспериментальной деятельности
1. Постановка исследовательской задачи.
2. Уточнение правил безопасности
жизнедеятельности в ходе экспериментирования.
3. Уточнение плана исследования.
4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне
исследования.
5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных
результатов экспериментирования.
№8. Эксперименты бывают : индивидуальные или групповые; однократные или циклические.
По способу применения эксперименты делятся на : демонстрационные;
фронтальные; однократные; циклические.
По характеру мыслительных операций выделяют: констатирующие;
сравнительные; обобщающие.
№9. Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.
Воспитанник: проявляет познавательный интерес; открывает новые знания; приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием; экспериментирует раскрывает возможные формы работы; содействует прогнозированию результатов; делает самостоятельные выводы.
Воспитатель: помогает сформулировать тему исследования; рекомендует источники получения информации; формирует исследовательские
умения и навыки; выбирает пути решения; помогает в формулировке выводов, принимает или тактично корректирует.
№ 14. В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:
- учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения;
- учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;
- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку;
- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.
№15. Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка
Как доказал Н. Н. Подъяков лишение возможности экспериментировать,
постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются, на всю жизнь, негативно сказываются на
интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них
способом – путём самостоятельного исследования мира.
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Спасибо за внимание!
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»городского округа Самара
Доклад на тему:
«Развитие познавательно - исследовательских способностей детей
в процессе экспериментальной деятельности»
Подготовили воспитатели:
Джавадова Т. В.
2021г.