МААМ-картинки

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования

Татьяна Джавадова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования»

Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.

Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования» размещена в разделах

Для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений, исследований и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Исследования предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам основной образовательной программы одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является –

ПРОЯВЛЕНИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Подъяков (психолог, академик РАО)

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Актуальность:

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать её развитию.

ФГОС требует от нас создать условия развития ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития. А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Цели исследовательской деятельности :

- развитие умений детей взаимодействовать с исследуемыми

объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания

окружающего мира;

формирование предпосылок поисковой деятельности,

интеллектуальной инициативы.

Задачи:

развивать познавательную активность, мышление, любознательность в процессе экспериментирования;

- учить детей видеть и выделять проблему эксперимента,

выдвигать гипотезу, делать выводы;

- способствовать формированию и расширению знаний детей об

окружающем мире;

- развивать личностные свойства : целеустремлённость,

настойчивость, решительность.

№6. Организация познавательно-исследовательской деятельности идет по четырем направлениям:

1. Живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых

организмов, приспособляемость к окружающей среде, взаимосвязь живой и неживой природы.

2. Неживая природа – почва, песок, глина, воздух, вода; агрегатные состояния воды; небесные тела.

3. Физические явления – магнетизм, звук, вес, тепловые явления, движение, свет, цвет и др.

4. Рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства.

№7. Алгоритм экспериментальной деятельности

1. Постановка исследовательской задачи.

2. Уточнение правил безопасности

жизнедеятельности в ходе экспериментирования.

3. Уточнение плана исследования.

4. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне

исследования.

5. Анализ, обобщение и фиксирование полученных

результатов экспериментирования.

№8. Эксперименты бывают : индивидуальные или групповые; однократные или циклические.

По способу применения эксперименты делятся на : демонстрационные;

фронтальные; однократные; циклические.

По характеру мыслительных операций выделяют: констатирующие;

сравнительные; обобщающие.

№9. Совместная деятельность дошкольника и воспитателя.

Воспитанник: проявляет познавательный интерес; открывает новые знания; приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием; экспериментирует раскрывает возможные формы работы; содействует прогнозированию результатов; делает самостоятельные выводы.

Воспитатель: помогает сформулировать тему исследования; рекомендует источники получения информации; формирует исследовательские

умения и навыки; выбирает пути решения; помогает в формулировке выводов, принимает или тактично корректирует.

№ 14. В качестве условий проведения экспериментирования выделяются следующие:

- учёт того, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения;

- учёт индивидуальных различий, имеющихся у детей;

- необходимо учитывать право ребёнка на ошибку;

- педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

№15. Значение детского экспериментирования для психического развития ребёнка

Как доказал Н. Н. Подъяков лишение возможности экспериментировать,

постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются, на всю жизнь, негативно сказываются на

интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них

способом – путём самостоятельного исследования мира.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».

Спасибо за внимание!

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1»городского округа Самара

Доклад на тему:

«Развитие познавательно - исследовательских способностей детей

в процессе экспериментальной деятельности»

Подготовили воспитатели:

Джавадова Т. В.

2021г.

Публикации по теме:

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно-исследовательской деятельности детей в ДОУ» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по усвоению.

Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности»Проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности посредством творческой деятельности» Краткосрочный исследовательский творческий проект «Развитие навыков познавательно-исследовательской деятельности через творческую деятельность».

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Роль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрастеРоль экспериментирования как познавательно-исследовательской деятельности в младшем возрасте Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования
Опубликовано: 14 апреля 2023 в 10:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством организации детского экспериментирования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Джавадова (УИ 5670) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД