Наталья Жукова
Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования»
Позвольте поделиться с вами своим опытом работы и представить презентацию по теме :
«Развитие познавательно исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования».
Публикация «Развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Подготовка ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
Как гласит китайская пословица
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Экспериментирование как форма самостоятельной поисковой деятельности детей, не только дает знания детям об объектах и явлениях окружающего мира, но и развивает познавательно-исследовательские умения.
В дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов, развитие продуктивной и творческой деятельности, расширение взаимодействия.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения.
В процессе экспериментирования ребенок не только знакомится с новыми фактами, но и происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Целью моей работы является развитие познавательно-исследовательских умений дошкольников посредством экспериментирования.
Для достижения данной цели, мной были поставлены следующие задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи :
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения,
Мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность;
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство
Взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность
и отзывчивость;
Воспитывать аккуратность в работе.
В нашей группе имеется уголок природы, который совмещен с уголком экспериментирования, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Вместе с детьми и родителями мы собрали необходимое оборудование и объекты для наблюдений: земля, песок, глина, камни и т. д., а также имеется картотека экспериментов.
Работа организуется по трем направлениям, таким как: Живая природа, Неживая природа, Человек.
Слайд 9-10. На данном слайде показаны наблюдения за объектами живой природы. Мы с ребятами наблюдаем за комнатными растениями в уголке природы. На слайде видно, как ребята через лупу рассматривают листья фикуса Бенджамина, поливают герань. В результате наблюдений за растениями, совершенствуются представления детей о данных растениях, закрепляются знания по уходу за данными растениями, формируется экологическая грамотность детей.
Результаты своих наблюдений мы с ребятами фиксируем в дневнике наблюдений, который вы видите на слайде. Здесь представлена схема роста лука. Каждый год мы с ребятами проводим опыты с луком, тем самым расширяем представления о луке, его свойствах, сравниваем, где лук быстрее прорастет – в земле или в воде.
Мы с ребятами во время прогулок любим наблюдать за погодой. Результаты оформляем в дневник наблюдений за погодой с помощью условных обозначений (ясная погода - солнце, дождливая – тучка и дождь, снежная – облако и снежинки, пасмурная – облако).
Слайд 11-14
Для детей немалый интерес представляет работа с объектами неживой природы.
Мы с ребятами проводили эксперименты с водой и воздухом. Занятия по экспериментированию с водой развивают у детей знания о свойствах воды (вода прозрачная, без вкуса и запаха, но может менять цвет, вкус и запах в зависимости от того, что в ней растворить, а также о ее состояниях (жидкая, твердая, газообразная).
Слайд 15. Ребятам также очень интересно изучать свойства воздуха. На данном слайде мы с вами видим, как ребята, с помощью воздушных шариков и полиэтиленовых пакетов, выясняют, что воздух невидимый, не имеет запаха, находится везде, легкий – его можно запереть (поймать)
Слайд 16. Провели с ребятами "Опыт по выращиванию хлебной плесени"
Нами была поставлена цель: вырастить грибок под названием хлебная плесень.
Дети познакомились с внешним видом хлебной плесени, узнали о её свойствах и о вреде для человека, научились бережному отношению к хлебу.
Слайд 17- 19 В работе по направлению «человек», мы с ребятами также провели ряд интересных экспериментов, в ходе которых мы изучали органы чувств человека. Проводили опыты на обоняние и вкус, ребята упражнялись в различении различных предметов и материалов по запаху, доказывали необходимость вдоха для определения запаха, определяли пищу на вкус. Данные эксперименты сопровождались небольшим рассказом воспитателя о строении органов чувств.
В результате такой системной работы дети научились:
- Выполнять ряд последовательных действий в соответствии с планом.
- Высказывать предположения об ожидаемом результате, делать выводы.
- Анализировать, выявлять существенные признаки веществ, материалов, предметов, особенности их взаимодействия.
- Повысился познавательный интерес.
На данный момент дети самостоятельно могут проводить элементарные опыты и эксперименты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод;
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию.