Галина Хмелевская
Конспект открытого занятия «Развитие основных психических процессов у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Развитие основных психических процессов у старших дошкольников»
Подготовила и провела: Педагог-психолог Хмелевская Галина Викторовна
Цель:
Продолжить работу по развитию:
• внимания и восприятия;
• фантазии и воображения;
• способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
Публикация «Конспект открытого занятия „Развитие основных психических процессов у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
• творческих способностей и коммуникативных навыков.
• эмоционально-волевой сферы.
На примере сказочных героев показать значимость в повседневной жизни человека таких психических процессов, как внимание, память, воображение, мышление.
Создать атмосферу праздника.
Предварительная работа:
• Занятия с детьми на развитие памяти, мышления, воображения
• Занятия по разгадыванию ребусов и головоломок
• Чтение художественной литературы
Материалы и оборудование к занятию:
Запись песни «Маленькая страна»; письмо неизвестного сказочного героя; клубок золотых ниток; короны принцесс и накидки принцев; следы из картона; картинки со сказочными героями; картинки «Найди отличия»; магнитная доска, парты; картина «комната Бабы-Яги»; фломастеры; набор геометрических фигур из бумаги; запись телемоста с Бабой –Ягой; дуга из воздушных шариков, апельсины.
Ход занятия
I.Приветствие. Дети встают в круг, взявшись за руки.
- Давайте поприветствуем друг друга улыбкой! И конечно поприветствуем наших гостей! Сегодня замечательная погода, надеюсь, что и настроение у всех тоже прекрасное.
II.Вход в «Сказочную страну».
На столе лежит конверт с приглашением в Сказочную страну и «волшебный клубок» золотых ниток.
- Ребята посмотрите, нам пришло письмо! Давайте его прочитаем! (Читают письмо). В письме неизвестный герой приглашает детей в сказочную страну и предлагает детям идти по следам, чтобы не заблудиться. Автор письма не представился. В конце путешествия дети должны сами определить кто автор письма, но для этого они должны будут выполнить разные задания.
- Раз нас приглашают, значит следует принять приглашение.
- Но скорее всего, это будет не совсем обычное путешествие. Вы не боитесь опасностей, трудностей?
- В путешествии необходимо быть очень внимательными, иметь хорошую память, а также суметь найти выход из любой трудной ситуации. Вы готовы к этому? (ответы) Тогда в путь!
(Психолог бросает клубок, тот катится к сказочным воротам)
- А вот и вход в Сказочную страну. Попадем мы туда через волшебные ворота (дуга из воздушных шариков, надпись: «Сказочная страна»).
Под музыку «Маленькая страна» дети проходят через ворота
Атрибуты для детей и психолога (девочкам короны принцесс, мальчикам накидки принцев)
III. Задания на внимание.
- А вот и следы, о которых говорил неизвестный сказочный герой.
1)– И кто же нас первым встречает? Вы его узнали? (на плакате изображен «человек рассеянный»)
Психолог зачитывает четверостишие вместе с ребятами:
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Вот какой рассеянный с
С улицы Бассейной. (С. Я. Маршак)
- Ребята, а знаете, почему он так оделся? Он просто очень невнимательный.
Я надеюсь, что вы не такие. Левый ботинок не обуваете на правую ногу? Рубашку наизнанку тоже не надеваете? Молодцы, это, потому -что вы внимательные.
Вот теперь, покажите, на что вы способны.
- Перед вами два одинаковых человека. Но все-таки они чем-то отличаются. Ваша задача найти среди них как можно больше различий. Для этого вам нужно быть очень внимательными.
(На плакате два человека. Дети находят и называют различия между ними.)
2) Физкультминутка.
- Давайте проведем подвижную игру на внимание «Пожалуйста».
Ребята, сейчас вы по моей команде будете выполнять различные движения, но только в том случае, если я попрошу «пожалуйста». Будьте внимательными.
(присядьте, встаньте, поднимите руки, пожалуйста, опустите и т. д.)
– Ребята, обратите внимание, а вот и следы продолжаются. Именно по ним мы должны продолжать наше путешествие.
(Дети берутся за руки и под музыку двигаются дальше)
IV.Упражнение на развитие воображения.
Дети по следам доходят до мольберта. Здесь их встречает новый герой.
- Здравствуйте, кто я?
Ну-ка, угадай-ка.
Как зовут меня, друзья?
Меня зовут… (Незнайка)
- Из какой сказки и кто автор? (Н. Носов)
- Помните, Незнайка пытался освоить различные профессии, даже мечтал стать художником, но ничего хорошего из этого не вышло. Ведь чтобы нарисовать даже небольшой рисунок необходимо, чтобы было хорошо развито воображение.
- Обратите внимание, он начал рисовать, а что из этого может получиться дальше, он не знает. Помогите ему, пожалуйста.
Дети, используя индивидуальные карточки и фломастеры, превращают элемент (полукруг) в рисунок: зонт, гриб, ежик, солнышко, каска, мячик и т. д.
- Ребята, скажите, что у вас получилось? (дети показывают свои работы)
-- Молодцы, ребята. у вас очень хорошо развито воображение. Вы можете стать не только хорошими художниками, но из вас могут получиться настоящие артисты театра и кино.
V.Упражнения на развитие памяти.
Дети по следам подходят к избушке на курьей ножке.
Садятся на пеньки отдохнуть.
Психолог стучится.
Выходит, Баба- Яга под музыку.
-Здравствуй Баба-Яга!
- Куда это ты Бабуся-Ягуся собралась?
- Ой, не помню! Кажется, в школу! Нет в магазин! А, вспомнила, на почту!
- А зачем ты на почту собралась?
- Кажется, хлеба купить! Ой, нет, вспомнила, пригласительные билеты на свой прощальный вечер гостям отослать. Уезжаю я.
- А куда ты собралась уезжать.
- Кажется в деревню к бабушке. Нет, вспомнила. За границу, в Лукоморье.
-Зачем?
- Поступать…. Куда же я собралась поступать? А, в институт Дремучих наук. Хочу быть умной, знаменитой.
- Уважаемая Баба-Яга, да у тебя совсем плохая память, как же ты собираешься там учиться? Приходи на наши с ребятами занятия – и память у тебя станет великолепной.
- И не подумаю! Не нужна мне память. Все, что мне необходимо запомнить я записываю на листочек. Вот список приглашенных гостей: Леший, Кощей Бессмертный, Царевна – лягушка, Красная Шапочка, Буратино, Мальвина, Водяной, Спящая Красавица, Мальчик с пальчик, Снежная Королева. Вот они все 10 гостей. Вот видите, мне память совсем не нужна, записала все на листочек и живу себе спокойно. Надо всем разослать пригласительные билеты, если кому не пришлю, обидятся. Ну, ладно, задержалась я тут с вами, пора мне.
(Кладет листочек в карман, незаметно теряет, психолог поднимает)
Психолог.
- А ты можешь без бумажки повторить весь свой список?
Баба-Яга.
- Нет, а зачем? Я лучше по бумажке. (Ищет листочек, но не может найти)
- Ой, я забыла, куда ее положила! Что же мне делать? Памяти - то у меня совсем нет.
Психолог.
- А вот у наших ребят есть. Дети, давайте поможем бабушке вспомнить, кого она должна пригласить на свой прощальный вечер.
(Дети называют всех героев, указанных в списке)
Психолог.
- Баба-Яга, теперь скажи, нужна в жизни память?
Баба-Яга.
- Да, теперь я точно могу сказать, что без памяти очень трудно жить. И я, конечно, тоже буду тренировать свою память.
2) Зрительная память
Баба-Яга
- Ребята, я хочу подарить вам картину, которую я сама нарисовала. На ней изображена моя комната.
Психолог.
- Ребята, что вы видите на картине?
(стол, на столе кастрюля, кружка, банка, под столом сидит кот, справа - холодильник, слева от стола стул, в правом верхнем углу – телевизор, в правом нижнем – ступа, в левом нижнем – метла, в левом верхнем – кровать)
- Баба-Яга, а у нас и зрительная память хорошая. Мы можем быстро запомнить то, что нарисовано на твоей картине. (Вывешивается чистый лист бумаги с нарисованной рамкой)
Психолог закрывает картину. Дети отвечают на вопросы психолога (что, где находится, называют предмет, подходят и прикрепляют его на магнитную доску (в пустую рамку, создавая по памяти похожую картину.
3) Развивают память и стихи.
Физкультминутка:
Раз, два, три, четыре, пять
Можем все мы показать.
Это локти – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Это плечи – их коснемся,
Вправо, влево повернемся.
Если мы вперед нагнемся
То коленей мы коснемся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Все мы можем показать.
Баба-Яга.
- Спасибо, ребята вам за помощь. Ну а я побежала скорее на почту. До свидания!
4) Психолог.
- Ребята, а мы с вами продолжим путешествие. Но следы заканчиваются… Видимо, где-то здесь мы встретим автора, который пригласил нас в Сказочную страну.
- Следы закончились, а задания еще нет. Здесь несколько фотографий различных сказочных героев: Красная Шапочка, Буратино, Мальчик Паж, Карлсон, Шапокляк. Попробуй тут догадайся, кто из них автор письма.
Но вот подсказка (задание «отрицание»):
этот герой в головном уборе
это не взрослый человек
это не девочка
он не деревянный
Ребята дают ответ: Это мальчик паж из сказки «Золушка».
Выходит, Мальчик – паж: «Это я вам прислал приглашение. Я давно за вами наблюдаю. Вы мне очень нравитесь. Вы умные, дружные. Я очень хотел бы с вами дружить, конечно, если вы не против.
Психолог.
-Ребята, вы не против? Покажите ему свою группу? Игрушки?
5) Психолог.
- Ребята, а интересно, как там наша знакомая Баба-Яга? Поступила ли она в свой институт или нет?
Мальчик паж.
- Конечно, я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает совершать настоящие чудеса. Баба - Яга поступила в институт Дремучих наук. Подружилась с мудрым ежом, и сама стала умной. Вместе они выступают на телевидении и предлагают детям разные задания. Я могу для вас организовать телемост с Лукоморьем.
Включается компьютерный диск «Телемост с Бабой Ягой».
Баба-Яга здоровается с детьми, гостями и предлагает детям выполнить сложное задание, которое они придумали вместе с ежиком. После выполнения их ждет сюрприз.
На экране высвечивается задание «Ребусы»
VI.Выход из сказочной страны через туннель.
VII.Итог занятия с использованием клубочка с «золотыми» нитками.
- Наше путешествие в Сказочную страну закончилось. Расскажите, что вам понравилось и запомнилось.
(Дети высказываются по поводу путешествия, передавая клубок по кругу и держась за нитку. Психолог благодарит за активное дружное участие каждого ребенка).
Мальчик паж.
- Конечно, я не волшебник, я только учусь, но дружба помогает совершать настоящие чудеса. Я превращу ваш один клубочек в несколько необычных клубочков»
(Превращает клубочек в апельсины и раздает всем ребятам.)
Спасибо за внимание!