юлия винокурова
Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной,но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С. Л. Рубинштейн рассматривал выразительность как качественную характеристику речи,которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьмиразнообразных средств выразительности-важнейшее условие своевременного интеллектуального,речевого,литературного и художественного развития. А театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей.
Публикация «Развитие образности и выразительности речи средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для выявления уровня образной речи мы использовали методику,разработанную О. С. Ушаковой,которая считает,что в основе выразительных средств языка лежат фразеологизмы. Они придают высказыванию особую выразительность, индивидуальность,развивают образную речь детей.
Исходя из результатов обследования, стало понятно, что речевое развитие наших воспитанников соответствует возрасту,однако наблюдается недостаточное развитие образной стороны речи детей. Недостаточны и представления детей о характерных особенностях литературных жанров.
По результатам обследования особенностей речевого развития детей мы поставили перед собой следующую цель работы:способствовать развитию образности и выразительности речи,развитию творческой речевой активности при создании собственных рассказов и сказок средствами театрализованной деятельности.
Свою работу мы строили в три этапа.
Задачей первого этапа работы стало ознакомление детей с разными видами театра,его устройством, театральными профессиями.
При знакомстве детей с театром, его назначением, использовались проблемные ситуации, методы ТРИЗ. Детей очень заинтересовала деятельность, которая объясняла театральные профессии. Бабушка Максима, которая работает в драмтеатре, рассказала детям о жизни театра,о людях, которые там трудятся. После проведения таких встреч дети стали проситься в театр, а после его посещения, составили свои рассказы о театре, которые мы объединили в самодельную книжку «Как я был в театре» и создали альбом «Виды театра» (настольный,теневой, театр масок и др). Дети с восторгом описывают не только декорации и спектакль, но и людей, которые работают в театре. Дети с удовольствием посещают «Театр юного зрителя».
После этого мы перешли ко второму этапу работы со сказками. При ознакомлении детей со сказками важной задачей стала активизация в памяти детей известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки. Мы рассказали детям о происхождении сказки, о том, как в стародавние времена ходили из города в город, из деревни в деревню сказители и рассказывали свои чудесные сказки, которые все от мала до велика слушали, затаив дыхание, а потом пересказывали тем, кто не смог их послушать, своим деткам.
Рассказав сказку, мы потом обязательно беседовали с детьми. Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки. При ее пересказе дети выделяли части сказки,используя схемы –модели,иллюстрации по сказке. При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: «Репка», «Колобок», «Лисичка со скалочкой», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», выделяя в них последовательность развития сюжета моделями. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно-следственные связи, персонажей, стали ее пересказывать. При этом мы работали над выразительностью речи и движений,закрепляли знание сказки детьми. Использовали следующие приемы: рассказывание сказки по очереди, дидактические игры и упражнения по теме, подвижные игры со словами с использованием героев.
Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали разнообразные упражнения. Предлагали детям произнести с разной интонацией (приветливо, небрежно,просяще, требовательно) самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и др. или привлекали внимание к тому,как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово) : «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной». Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость,печаль,грусть,удивление) и способами их вербального и невербального выражения. Разыгрывали пантомимические этюды (покажи,как танцует добрая Фея на балу у Золушки,как обижается Винни-Пух,как здоровается Снежная Королева, этюды на изменение тембра голоса (скажи нежно «мяу», утвердительно,трусливо,проговаривали чистоговорки,скороговорки,погружались в сказку- создание воображаемой ситуации,импровизация игровых образов с использованием доступных средств выразительности,упражнения на дикцию,упражнения на имитацию движений,упражнения на воображение. Мы предлагаем детям разыграть маленькие сценки,где нужно подчеркнуть особенности ситуации мимикой.
В дальнейшем наблюдения за поведением детей в организованной и самостоятельной деятельности показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь. Это позволило нам начать совместное с детьми изготовление атрибутов и декораций. Мы готовили атрибуты к игре в сказку. Рисовали декорации, делали различные маски.
Далее мы переходили к театрализованной игре. Театрализация элементов сказок и сцен, этюдов использовалась на музыкальных праздниках. Мы использовали не только драматизацию, но и кукольный театр.
На третьем этапе работы мы совместно с детьми стали составлять новые сказки комбинировать старые изменять их,добавляя новое. Придумывали продолжение сказок. Добавляли новые условия в сказке. Также мы использовали прием совместного сочинения сказки. Или такой прием: мы начинали сказку, а дети по-разному ее заканчивали. Так воспитанники придумали сказку о приключениях Колобка, который попал на детский праздник. А в сказке «Теремок» дом зверей превратился в летучий корабль, и друзья облетели весь мир. Например, сказку «Репка» дети продолжили так: «Принесли репку домой, а она заговорила: «Не ешьте меня, я любое желание исполню». В сказке «Лисичка –сестричка и серый волк» мы предложили изменить время года. «Пусть будет лето», -сказали дети.
Особенностью данного этапа является почти полная самостоятельность воспитанников. Наблюдения показали, что их речь стала более выразительной в образовательной деятельности и в повседневной жизни.
В уголке книги стали появляться рисунки к любимым известным сказкам, а также к тем, что придумали сами дети. Придуманные сказки мы записали и оформили книгу. Родители и дети рисовали иллюстрации к созданным сказкам. Оформили альбом рисунков «Мой любимый сказочный герой». В уголке книги появились рассказы собственного сочинения.
Кроме того, в группе создана естественная комфортная рационально организованная обстановка,способствующая речевому развитию. Есть уголок книги, в котором размещены книги со сказками. Представлены иллюстрации русских художников к русским народным сказкам (Ю. А. Васнецова и др). Приобретены настольные игры, способствующие активизации опыта детей, знающих сказки: «Узнай сказку», «Сказочное домино», «Лото». Широко представлены виды театров : варежковый,театр масок, конусный театр, пальчиковый театр,настольный театр и др. Также есть разнообразные маски,накидки,шляпки, ленты и др. атрибуты, позволяющие ребенку принять любой образ и способствующие развитию его воображения и творчества.
Часто у нас в группе проходят кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показывают их малышам.
Для успешного решения поставленных задач, свою работу мы строим в тесном взаимодействии с музыкальным руководителем.
Таким образом, проделанная работа показывает, что театрализация сказок обогащает речь детей, способствует ее грамматическому и образному развитию.