Уляхина Екатерина
Развитие нравственно-волевых качеств у детей 6–7 лет средствами народной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном законе «Об образовании в российской Федерации» (от 26 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, глава 1, статья 2, Постановлении правительства РФ от 07 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 гг.», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (от 17 октября 2013 г. № 1155, с. 1.6, Законе Чувашской Республики «Об образовании в Чувашской Республике» (от 30 июля 2013 г. № 50) воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Темочки:
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
В настоящее время актуальной задачей является воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-волевых качеств : самостоятельность, ответственность, дисциплинированность и послушание, сдержанность, организованность, смелость, жизнерадостность, честность, справедливость и т. д.
Вопросы нравственного развития, воспитания и совершенствования ребенка волновали общество всегда и во все времена.
В отечественной психологии изучением развития нравственности занимались Н. А. Ветлугина, Р. Р. Калинина, С. Н. Карпова, В. В. Знаков, А. А. Андрушкевич, Ф. Е. Василюк и др.
В отечественной психологии длительное время различные исследователи уделяли большое значение тому или иному компоненту нравственного сознания. Так, ряд авторов (О. Г. Дробницкий, Б. Щ. Николаевич, А. И. Раев, О. С. Богданова, Н. А. Менчинская и др.) придавали большое значение в развитии нравственности усвоению моральных норм и правил.
Другие исследователи придавали огромное значение нравственным чувствам (М. Г. Янов, А. Г. Ковалев, А. А. Запорожец, И. М. Якобсон, В. Н. Косырев, Т. А. Маркова, Н. А. Корниенко и др.).
Третья группа исследователей (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. С. Неймарк, В. И. Селиванов, Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова и др.) основной акцент ставила на изучении мотивации нравственного поведения.
Ведущими специалистами в этой области педагогики были В. И. Андреев, Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Б. З. Вульфов, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. А. Сухомлинский, В. Д. Шадриков, Н. Е. Щуркова и др.
Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания. Формирование культуры поведения изучала С. В. Петёрина; формирование гуманных отношений – А. М. Виноградова, М. В. Воробьева, Р. С. Буре; формирование любви к Родине – С. А. Козлова, Л. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, Р. И. Жуковская, Э. К. Суслова; воспитание нравственно-волевых качеств – А. Р. Суровцева, Е. Ю. Демурова, Р. С. Буре, Н. А. Стародубова и другие.
Б Т. Лихачев в структуре нравственного качества выделял волю. Он писал, что без нравственной воли, то есть без решительности, настойчивости в реализации нравственной цели нет нравственного поведения.
При изучении данной проблемы мы использовали следующее определение нравственно-волевых качеств, которое характеризуется совокупностью социально и биологически обусловленных компонентов, позволяющих действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия.
Все исследования в области нравственно-волевого воспитания можно отнести к двум направлениям:
с одной стороны, развитие нравственности рассматривается, как развитие чувств и воли;
второе состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, что порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
При формировании у детей нравственных представлений и воспитании чувств используются различные средства нравственного воспитания. Так, например, Н. С. Карпинская, Л. Н. Стрелкова, А. М. Виноградова и другие наиболее эффективными считали художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и др.). С. Н. Николаева, Л. Г. Нисканен, В. Г. Фокина, В. Д. Сыч разделяли такую точку зрения: воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения. Собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) также является средством нравственного воспитания дошкольников. Психологи М. И. Лисина, А. Г. Рузская отводили особое место в этой группе общению, считая, что оно лучше всего формирует представления о морали и воспитании чувств и отношений. Средством нравственного воспитания может быть и та атмосфера, в которой находится ребенок. Она может быть доброжелательная, пропитанная любовью или жестокая, безнравственная. Окружающая ребенка обстановка влияет на формирование определенных нравственных качеств.
Значительный вклад в разработку теории народного воспитания внесли Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев. Проблеме изучения народного опыта воспитания посвящены труды Г. Н. Волкова, С. А. Галина, А. М. Сафина и других.
Проблема развития нравственно-волевых качеств старшего дошкольника средствами народной педагогики в настоящее время не решена в достаточной степени, несмотря на существенный интерес исследователей и социальный заказ. Основными причинами этого являются:
возникшая необходимость обогащения содержания, форм, методов нравственно-волевого воспитания дошкольников традициями народной педагогики;
отсутствие системы в нравственно-волевом воспитании дошкольников на традициях народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, актуальность настоящего исследования вызвана заказом общества в воспитании высоконравственных граждан; современными проблемами нравственно-волевого воспитания; недостаточной разработанностью педагогических условий нравственного воспитания дошкольников на традициях народной педагогики в педагогической теории и практике.
На основании анализа существующих исследований, а также собственного поиска в этом направлении были выявлены противоречия между богатыми возможностями народной педагогики в нравственном воспитании дошкольников и ее внедрением в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений. Это позволило сформулировать нам проблему исследования: каковы педагогические условия развития нравственно-волевых качеств у дошкольников 6-7 лет средствами народной педагогики.
Цель нашего исследования: выявить педагогические условия развития нравственно-волевых качеств у детей 6–7 лет средствами народной педагогики.
Наше исследование проходило в МБДОУ «Детский сад «Звездочка» Цивильского района, МБДОУ «Детский сад №4 «Росинка» г. Цивильска; в нем принимали участие 40 детей в возрасте 6–7 лет.
На констатирующем этапе было организовано индивидуальное обследование детей 7-го года жизни с целью определения у них уровня развития нравственно-волевых качеств.
Для этого были использованы следующие методики: «Сюжетные картинки», «Сделаем вместе».
Использование методики «Сюжетные картинки» позволило нам выявить у детей уровень эмоционального отношения к нравственным нормам. Также нами было выявлены показатели сформированности эмоционального отношения детей к нравственным норма, которые мы распределили по четырем уровням: низкому, среднему, выше среднему и высокому.
Количество детей имеющих низкий уровень развития эмоционального компонента в экспериментальной группе составляет 15 %, а в контрольной 10 %. В обеих группах одинаковый процент детей с средним уровнем развития – 25 %. Незначительная разница между группами в уровне выше среднего, так в экспериментальной группе показатель равен 50 %, а в контрольной – 45 %. Высокий уровень развития показала контрольная группа с результатами 20 %, в экспериментальной группе вдвое меньше 10 %.
Итак данные категории детей характеризуются следующим особенностями:
высокий уровень – во всех ситуациях правильно обосновывает свой выбор и адекватно и эмоционально реагирует на ситуацию (реакции яркие, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. п.);
выше средний уровень – правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо;
средний уровень – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свой выбор; эмоциональные реакции неадекватны;
низкий уровень – редко правильно реагирует на ситуации с картинок и раскладывает их (в одной стопке оказываются картинки как с положительными поступками, так и с отрицательными); эмоциональные реакции неадекватные или отсутствуют.
На основе анализа результатов по данной методики мы определили «средний балл» по каждой группе. Так, у детей экспериментальной и контрольной групп незначительная разница в «среднем балле» 1,6 и 1,8 соответственно, что указывает на уровень развития выше среднего.
По результатам этой методики мы можем сделать следующие выводы:
дети 6–7 лет безошибочно определяют нравственные ценности, правила поведения как в общественных местах, так и в общении со сверстниками;
детьми старшего дошкольного возраста лучше усвоены положительные нравственные качества, и хуже отрицательные.
Далее перейдем к результатам методики «Сделаем вместе», которая позволяет выявить и оценить уровень развития нравственной направленности личности ребенка, проявляющейся во взаимодействии со сверстниками.
Данная методика выявляет четыре комплексных параметра (симптомокомплекса) : отрицательная нравственная направленность; положительная нравственная направленность; общительность, контактность ребенка; заинтересованность в предложенной деятельности.
По результатам диагностического задания испытуемые распределились по трем уровням: высокий уровень развития не был выявлен у детей обеих групп, на среднем уровне оказалось 90 % воспитанников контрольной группы и 80 % экспериментальной группы, на низком уровне – 10 % и 20 % соответственно.
Следует иметь в виду, что эти данные лишь суммарные величины по четырем параметрам, результаты которых следует рассмотреть более детально.
В процессе наблюдения за детьми было отмечено, что основная масса была заинтересована в выполнении данного задания. Высокий уровень показала контрольная группа 40 %, это в два раза больше, чем в экспериментальной (20 %); заинтересованность в выполнении задания, соответствующее критериям среднего уровня, обнаружилось у 55 % дошкольников 7-го года жизни экспериментальной группы и 40 % детей контрольной группы. На низком уровне количественные данные в обеих группах не имеют существенных различий – 25 % и 20 %.
Далее нами было замечено, что по параметру «общительность, контактность ребенка» в обеих группах не было выявлено высокого уровня развития. На среднем уровне развития оказалось 50 % детей экспериментальной группы и 75 % контрольной группы. В экспериментальной группе 50 % воспитанников показали низкий уровень общительности, это в два раза больше, чем в контрольной (25 %).
Данные, о выявлении «положительной нравственной направленности личности ребенка», свидетельствуют о следующем, высокий уровень обнаружился у 15 % воспитанников экспериментальной группы и вдвое больше – 30 % у детей контрольной группы. Наибольшее количество детей продемонстрировало средний уровень – 50 % и 40 % соответственно. На низком уровне результаты обеих групп не имеют значительной разницы, что составляет 35 % и 30 %.
Также, нами был рассмотрен такой важный параметр как «отрицательная нравственная направленность». Низкий уровень негативного проявления в деятельности было выявлено у 30 % детей экспериментальной группы и у значительной части контрольной группы – 50 % воспитанников; на среднем уровне – 45 % и 35 % соответственно. На высоком уровне сравнительно большой процент испытуемых с отрицательной нравственной направленностью показала экспериментальная группа – 25 %, а в контрольной группе 15 %.
Анализируя данные, полученные в процессе исследования мы отметили, что большая часть детей находится на среднем уровне развития нравственно-волевых качеств. Следовательно, это говорит о том, у воспитанников адекватные эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки. Однако степень выраженности эмоциональных реакций на нравственные поступки не столь яркая. Дети по-разному поступают в тех или иных ситуациях.
Данные результаты подводят нас к выводу о том, что уже в дошкольном возрасте могут быть созданы условия для формирования высокого уровня развития нравственных образований. Таким образом, наша работа будет продолжена в направлении изучения условий, способствующих развитию нравственно-волевых качеств.
Список литературы:
1. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников : методическое пособие / Р. С. Буре. – М. : Мозаика-Синтез, 2011. – 63 с.
2. Дерманова, И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития : учебник / И. Б. Дерманова. – СПб. : Речь, 2002.
3. Драгунова, О. В. Дошкольная педагогика : учебное пособие / Сост. А. М. Тухфетуллина, Н. П. Шабалкина. – Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005. Ч. II. – 137 с.