Наталия Дашина
Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на развитие моторных навыков с использованием манипулятивных предметов.
Для младенцев и детей дошкольного возраста полезными считаются такие виды деятельности, которые поддерживают развитие навыков мелкой моторики рук и пальцев. Ребенок должен развить силу и ловкость рук и пальцев прежде, чем ему необходимо будет манипулировать карандашом или ручкой. Занятия, направленные на развитие силы и ловкости рук, помогают избежать формирования неправильного захвата карандаша/ручки, что становится все более распространенным явлением, поскольку дети чаще и чаще начинают обучаться письму прежде, чем их руки становятся к этому готовы.
Публикация «Развитие навыков мелкой моторики у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Представленные ниже виды деятельности предполагают использование манипулятивных предметов, которые поддержат развитие навыков мелкой моторики у ребенка и помогут сформировать силу и ловкость в руках, необходимые для того, чтобы держать карандаш и ручку правильно.
Виды деятельности для развития мелкой моторики.
• Формирование шариков из пластилина: ладони рук обращены друг к другу, пальцы слегка согнуты по направлению к ладоням.
• Формирование маленьких шариков из пластилина (размером с горох, используя исключительно кончики пальцев.
• Использоваие колышков или зубочисток для оформления фигурок из пластилина.
• Разрезание пластилина при помощи пластикового ножа или круглого ножа для пиццы, удерживая инструмент в диагональном ладонном захвате.
• Разрывание газеты на ленты с последующим скатыванием их в шарики. Может использоваться для набивки чучел или иного художественного творчества.
• Скомкивание одного листа газеты одной рукой. Это отличное упражнение для детей на формирование силы рук.
• Использование спрея для полива растений при распылении воды на снег (можно смешать пищевой краситель с водой, чтобы снег окрашивался) или для «растапливания монстров» (нарисуйте монстров на бумаге маркерами или красками, под воздействием спрея цвет размоется).
• Поднятие предметов с использованием крупного пинцета. Это упражнение может быть адаптировано под интересы конкретного ребенка, например, для поднятия жевательных конфет, маленьких кубиков, хлопьев и т. п., а также в играх на счет.
• Выброс кубика, путем смыкания ладоней рук, формируя пустое пространство
между ними.
• Использование мелких отверток.
• Шнуровка и нанизывание различных предметов (кукурузные кольца, макароны и т. п.)
• Использование пипеток для забора цветной воды или смешивания цветов во время работы с краской на бумаге.
• Скатывание маленьких шариков из тонкой бумаги, затем наклеивание их на плотный картон для формирования картинок или фигурок.
• Переворачивание карточек, монет, шашек, пуговиц без переноса их к краю стола.
• Создание изображений с использованием наклеек или самоклеящейся бумаги.
• Игры с куклами-марионетками, используя большой, указательный и средний пальцы рук.
Занятия с использованием ножниц.
Если ребенок правильно держит ножницы, и они хорошо подходят к размеру его руки, разрезание бумаги тренирует именно те мышцы, которые необходимы для манипулирования карандашом при помощи захвата тремя пальцами рук. Правильное положение ножниц предполагает нахождение большого и среднего пальца в ручках ножниц, а указательного пальца на внешней стороне ручки для стабилизации, с безымянным пальцем и мизинцем, согнутыми по направлению к ладони.
• Разрезание рекламных буклетов и другой полиграфии.
• Изготовление резного края плотной бумаги.
• Разрезание ножницами пластилина.
• Резка соломы или мелко нарезанной бумаги.
Сенсорные виды деятельности.
Следующие упражнения необходимы для развития мышечной силы и выносливости, а также для формирования у ребенка контроля над действиями рук.
• Ходьба «крабом».
• Игры с хлопками в ладоши (ладушки, громко/тихо и т. п.).
• Ловля (хлопком) мыльных пузырей в ладони.
• Рисование в тактильной среде, например, в мокром песке, соли, рисе и пасте. Пасту можно изготовить путем добавления воды к кукурузному крахмалу до получения смеси, имеющей консистенцию зубной пасты. Вязкость подобных смесей обеспечивает «обратную связь» для мышечных рецепторов и суставов, тем самым способствуя формированию зрительно-моторного контроля.
• Выбор мелких предметов, таких как колышки, бусы, монеты, из коробок с солью,
рисом и т. п. Это же упражнение можно попробовать выполнить с закрытыми глазами.
Это помогает развить у ребенка сенсорный контроль над руками.
Переход средней линии.
На данном этапе у ребенка все еще происходит формирование ведущей руки. Следующие виды деятельности способствуют развитию навыка перехода средней линии у детей :
• Поощряйте ребенка к тому, чтобы он брал материалы обеими руками. Этот навык необходим для включения второй руки в работу, что позволит избежать смены рук при переходе средней линии.
• Не удерживайте ребенка от использования левой руки в какой бы то ни было деятельности. Позвольте процессу формирования ведущей руки протекать естественным образом и предлагайте ребенку стимулы и занятия в районе средней линии, позволяя ему выбирать руку самостоятельно.
• Начинайте вводить понятия «правый» и «левый» посредством спонтанных комментариев, например, «ударь по мячу правой ногой». Играйте в игры, предполагающие имитацию позы тела и движений.
• Ходьба «крабом»
• Отжимания от стены
• Шведские стенки
• Кольца и дорожки из перекладин на детских площадках
• Игры с пластилином
• При работе с красками и кисточками поощряйте ребенка к тому, чтобы он проводил непрерывные линии через весь лист бумаги, а также по диагонали.
Упражнения на разработку навыков письма.
Существуют некоторые важнейшие предварительные навыки, необходимые для развития навыков письма, и их формирование начинается еще в младенческом возрасте. Следующие виды деятельности поддерживают и способствуют развитию мелкой моторики и визуально-моторному развитию.
Устойчивость и равновесие тела.
Суставы ребенка должны быть развитыми и устойчивыми для того, чтобы руки могли свободно концентрироваться на выполнении конкретных задачах мелкой моторики.
Навыки мелкой моторики.
Как только у ребенка формируется некоторая устойчивость в теле, в его руках и пальцах начинает развиваться ловкость, а также формируются различные виды захватов. Дети гораздо быстрее развивают навыки мелкой моторики, если они как можно больше работают с вертикальной или почти вертикальной поверхностью. В частности, запястья должны иметь хорошую растяжку (при сгибе назад в направлении руки).
• Прикрепите на стену большой лист бумаги для рисования. Попросите ребенка взять в руки большой маркер и попробуйте выполнить с ним следующие упражнения для развития визуально-моторных навыков :
- начертите образец фигуры одним движением, не отрывая руки;
- попросите ребенка провести линию поверх вашей линии, слева направо, сверху вниз; - обведите каждую фигуру как минимум 10 раз; - затем попросите ребенка нарисовать такую же фигуру рядом с образцом несколько раз.
• Обводите трафареты. Рукой, не являющейся доминантной, ребенок удерживает трафарет и стабилизирует его положение по отношению к бумаге, а доминантной рукой давит на карандаш, подталкивая его вплотную к краю трафарета.
• Прикрепите большой кусок войлока к стене. Ребенок может использовать войлочные фигуры для рисования. Магнитные доски можно использовать таким же образом.
• Поиграйте в игру «Соединить по точкам». Убедитесь в том, что ребенок последовательно соединяет точки слева направо и сверху вниз.
•
• Позанимайтесь с ребенком у обычной доски, используя мел вместо маркера. Выполните действия, которые были предложены выше.
• Рисование на мольберте. Некоторые из упражнений, описанных выше, могут выполняться с использованием мольберта.
Зрительно-моторный контроль.
Зрительно-моторный контроль означает способность глаз работать вместе, отслеживая местоположение предметов и удерживая их в поле зрения, когда это необходимо.
• Направьте луч фонарика на потолок. Уложите ребенка на спину или на живот и попросите его визуально следить за движением света слева направо, сверху вниз и по диагонали.
• Поиск скрытых изображений на рисунках.
• Лабиринты (часто встречаются в детских журналах и книгах).
Зрительно-моторная координация.
Зрительно-моторная координация предполагает точность в действиях размещения, направления, а также в ощущении положения в пространстве.
• Забрасывание мячиков в кольцо на полу с постепенным увеличением расстояния.
• Игры в бросок и ловлю мяча. Начните с большого мяча и постепенно переходите к более маленьким.
• Поиграйте в боулинг, предложив ребенку сбить кегли (или бутылки из-под содовой) при помощи небольшого мяча.
• Удары по надувному шарику среднего размера.