Светлана Крайнова
Развитие навыков хорового пения на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики
▼ Скачать
"Развитие навыков хорового пения на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики»
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б. М. Теплов, «моделью человеческих эмоций» (В. В. Медушевский) : она отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке.
Публикация «Развитие навыков хорового пения на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Вокал. Обучение детей пению
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Каждый ребенок с самого раннего возраста обладает волшебным инструментом - голосом. Это самый доступный инструмент, владение которым развивается постоянно. Петь любят все дети. Пение существует постоянно в окружающем мире ребенка, заполняя и скрашивая досуг.
Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольника. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формировании речи, а речь, как известно, является материальной основой мышления. Пение помогает решить некоторые проблемы звукопроизношения. Развитие музыкальных способностей является проявлением творческого начала личности.
Все вышесказанное и определило выбор темы статьи «Развитие навыков хорового пения на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики».
Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Пестушки, потешки, которые пели мама и бабушка. Но изменился жизненный уклад, прервалась цепочка непосредственной передачи песенного наследия народа.
Новейшие научные исследования в области музыкальной педагогики свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, что является материальной основой мышления. Планомерное вокальное воспитание оказывает благоприятное влияние и на физическое здоровье детей.
В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности : интонационный звуковысотный слух, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того, успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками.
Формирование вокально – хоровых навыков – один из наиболее сложных разделов музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте серьезные музыкальные произведения для понимания ребенка часто недоступны, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции. Чтобы добиться необходимого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Изучив литературу по данной теме, остро встал вопрос об использовании методов и приемов, которые наиболее эффективно способствовали бы развитию навыков хорового пения у детей старшего дошкольного возраста посредством биоэнергопластики.
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их танцам, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их пению. Выдающиеся музыканты просветители Б. Асафьев, Б. Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной деятельности, как основы элементарного пения и развития детей. Методика К. Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальных инструментах, речевых упражнениях, сочетании музыки с танцем.
Характерной особенностью нашего времени является увеличение количества детей с речевой патологией. Если у ребенка недостаточно развит артикуляционный аппарат, он с трудом выговаривает слова, то и овладение навыками хорового пения для него затруднительно. Поэтому, при овладении навыка хорового пения можно обратиться такой здоровьесберегающей технологии, как биоэнергопластика.
Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов- биоэнергия и пластика. «Биоэнергопластика» включает в себя 3 базовых понятия: био -человек, как биологический объект; энергия-сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика — связанное пластичностью движение. Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует, не только коррекции звукопроизношения, но и развитию вокально-хоровых навыков у детей. Она должна являться неотъемлемой частью музыкальных занятий.
Работа в системе биоэнергопластики :
активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
стимулирует интеллектуальную деятельность;
развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
развивает артикуляционный аппарат; формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
Биоэнергопластика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой на протяжении всего занятия. При обучении детей музыкальный руководитель использует различные игровые персонажи, перчатки, счёт, музыкальное сопровождение, стихи, презентационные материалы.
Комплекс упражнений, используемых на музыкальных занятиях посредством биоэнергопластики.
Бегемотик. Цель: выработать умение удерживать открытый рот в течение нескольких секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт.
На счет «один» открыть рот на расстояние ширины 2—3 пальцев, при этом язык должен свободно лежать во рту, кончик находится у нижних зубов. Удерживать рот в таком положении под счет от 1 до 10. Затем закрыть рот, держать закрытым под счет от 1 до 5. Повторить А—5 раз.
Вместо счета можно использовать стихотворные строки:
Широко открыли ротик — Получился «бегемотик».
А затем закрыли рот — Отдыхает «бегемот».
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем и согнуты в нижних фалангах, ладонь направлена вниз.
На счет «один» большой палец опускается вниз, 4 сомкнутых пальца поднимаются вверх. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Хоботок. Цель: выработать умение вытягивать губы вперед, удерживать в таком положении несколько секунд.
Описание артикуляционного упражнения.
Исходное положение — сидя на стуле перед зеркалом, голова держится прямо, рот закрыт. На счет «один» вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать «хоботок» под счет от 1 до 10. Затем вернуть губы в исходное положение, удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз. Вместо счета можно использовать стихотворныестроки:
Вытянул слоненок хобот, Поиграть нам предложил.
Губы «хоботком» сложили, Со слоненком подружились.
Описание движений кисти и пальцев руки.
Исходное положение — кисть руки находится горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена вниз.
На счет «один» согнуть в нижних фалангах 4 пальца и сомкнуть с большим пальцем руки. Удерживать кисть в таком положении под счет от 1 до 10, затем вернуть в исходное положение и удерживать под счет от 1 до 5. Повторить 4—5 раз.
Обыграть музыкальную разминку с помощью сказки — еще один из способов избежать монотонности и однообразия. Слушая сказку, дети становятся не только исполнителями упражнений, но и активными участниками сказочного путешествия язычка. Цель сказок — объединить движения кисти рук и органов артикуляции в комплекс, необходимый для развития тех или иных хоровых навыков. Куклы несут познавательную, коммуникативную функцию,сказочные события помогают преодолеть страх, что не получится сделать то или иное упражнение. Ребенок отождествляет себя с куклой и не будет остро реагировать на свою неудачу.
Сказка «Знакомство с Чупой и Чупсом»
Упражнения
Жили-были на свете Чупа и Чупс, братец и сестричка
Кисти рук со слегка согнутыми пальцами расположены друг напротив друга
Жили они в небольшом уютном домике
Пальцы рук сложить «домиком»
Проснулись однажды Чупа и Чупс, выглянули в окошко, посмотрели вверх на небо, на солнышко, посмотрели вниз на травку, посмотрели по сторонам налево, направо — и поняли, что на улице стоит хорошая погода
«Язычок на прогулке»
Умылись Чупа и Чупс, почистили зубки, причесались и пошли на кухню готовить завтрак.
«Чистим зубы»; «Расческа»
Чупа решила порадовать Чупса. Налила теста на сковородку и начала печь блины. Когда блинов набралась целая горка, Чупс достал из холодильника сладкое малиновое варенье и намазал каждый блин.
«Блинчики»
Долго смаковали вкусные блины Чупа и Чупс, а потом посмотрели друг на друга и улыбнулись, потому что все губы у них были запачканы вареньем
Кисти рук развернуты друг напротив друга, пальцы врозь
Стали слизывать варенье с верхней и нижней губки
«Сладкое варенье»
А потом Чупс налил в красивые чашки горячего ароматного чая и напоил сестру
«Чашка»
После завтрака вымыли Чупа и Чупс всю посуду, а затем стали играть в настольную игру «Футбол»
«Индюк»; «Футбол»
Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет детям более успешно овладевать навыками вокала и хорового пения. В ходе применения биоэнергопластики на музыкальных занятиях у детей старшего дошкольного возраста улучшилась дикция, звуковедение, умение петь синхронно, слышать других. Биоэнергопластика помогает повысить мотивационную готовность, длительно удерживать интерес, работоспособность ребёнка на музыкальных занятиях.
Ценность и преимущества применяемой технологии: Доступность, простота использования вариативность, творческий подход (использование стихов, сказок, оформление перчаточных кукол).
Результаты применения биоэнергопластики :
положительная динамика в развитии вокально-хоровых навыков, дикции, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве; значительное облегчение при обучении новым песням, обеспечение успешности ребенка, благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья