Наталия Рябина
Развитие мозжечковой стимуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью балансировочной доски Бильгоу
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование выбора темы: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Поэтому проблема здоровья детей является особо актуальной. Анализ анамнестических данных детей, посещающих наше дошкольное учреждение, также констатирует различные отклонения в развитии. Частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также так называемые расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, прежде всего социальные, а в последствии и учебные проблемы детей : сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
Публикация «Развитие мозжечковой стимуляции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с помощью балансировочной доски Бильгоу» размещена в разделах
- Балансировочные доски и диски
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В нашем образовательном учреждении в коррекционно-развивающих целях используется балансировочная доска Бильгоу.
Считаю, что метод мозжечковой стимуляции является современным методом коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность дошкольника к обучению, восприятию и переработке информации.
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, психологами не только при наличии отклонений, но и чтобы увеличить продуктивность работы головного мозга детей, их интеллектуальное развитие и повысить успеваемость в школе.
Цель: повышение интеллектуального и речевого уровня развития детей дошкольного возраста с ОВЗ на коррекционных занятиях с помощью инновационных технологий (мозжечковая стимуляция).
Задачи:
1. Изучить и внедрить в коррекционную работу с детьми технологии мозжечковой стимуляции.
2. Разработать и внедрить новые инновационные направления коррекционной помощи детям в ДОУ.
3. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.
4. Объединить усилия родителей (законных представителей) и педагогов в решении вопроса оздоровления детей.
5. Повышать квалификацию специалистов ДОУ в области коррекции пограничных состояний дошкольников.
6. Психолого-педагогическая поддержка семей, имеющих детей с особыми потребностями.
Мозжечковая стимуляция — современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии, позволяющий значительно улучшить способность к обучению, восприятию и переработке информации.
Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий становится крайне необходимой и важной. В современных условиях необходимо создавать новую педагогическую ситуацию, связанную с качественным изменением состояния детей, что требует кардинально нового решения.
Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики. В общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений на физкультурных занятиях. В сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; если движения детей неловкие, неуклюжие, раскоординированные, эти характеристики указывают на имеющиеся проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Мозжечок содержит самую высокую концентрацию (более 50%) нервных клеток по отношению к другим отделам мозга. Он поддерживает постоянную связь с лобными долями, а значит, контролирует движение и сенсорное восприятие. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
План работы педагога над темой самообразования
1 этап. Подготовительный
№ содержание работы сроки реализации
1 Определение темы по самообразованию, обоснование ее актуальности. 01.09.2022 – 30.10.2022
2 Постановка целей, задач работы
3 Составление плана работы по самообразованию
2 этап. Основной
№ содержание работы сроки реализации
1 Теоретическая часть:
• Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т. п.
• Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических пособий 01.11.2022 – 01.04.2023
2
Практическая часть:
• Составление конспектов занятий, сценариев, планов деятельности и т. д., их апробация.
• Изготовление необходимых пособий, атрибутов.
01.11.2022 –
01.06.2023
3 этап. Завершающий
№ содержание работы сроки реализации
1 • Представление результатов работы по теме самообразования До 1.06.2023
В ходе занятий с использованием балансировочной доски Бильгоу у ребенка может наблюдаться:
- Развитие координации и ловкости;
- Развитие крупной и мелкой моторики;
- Развитие и тренировка зрительно-моторной координации;
- Совершенствование межполушарных связей мозга;
- Развитие пространственного восприятия;
- Развитие саморегуляции, контроля и внимания;
- Развитие речи, математических способностей;
- Повышение общего интеллектуального уровня.
Упражнений на балансировочной доске Бильгоу.
«Освоение балансира»
1. Доска располагается перед ребенком. Встать на доску и покачаться на ней.
2. Встать и спустится с доски : спереди; сзади; с обеих сторон.
3. Ребенок в положении стоя медленно покачивается.
4. Встать на доску, закрыть глаза и покачаться.
5. Сесть на доску и покачаться на ней.
6. Стоя на доске имитировать плавательные движения; сидя на доске имитировать плавательные движения; двумя руками, только правой, только левой, поочередно.
7. Сесть на доску «по-турецки» и покачаться.
8. Сидя на доске «по-турецки» имитировать плавательные двумя руками, затем правой, левой, поочередно.
9. Встать на доске на колени, выполнять наклоны головы вправо, влево, вперед, назад.
10. Встать на доске на колени, зафиксировать взгляд на предмете и производить вращательные движения в разные стороны.
11. Стоя на доске, удерживая равновесие, ловить игрушку.
12. Стоя на доске поднять обе руки вверх и покачаться на ней, затем поднять только правую руку, левую руку, обе руки.
13. Стоя на доске, делать круговые вращения руками: руки в одну сторону; обе руки в разные стороны; по очереди в одну сторону; по очереди в разные стороны.
«Комплекс упражнений с мешочками»
1. Положить на доску и поднять мешочек правой, левой рукой, попеременно, двумя руками одновременно.
2. Перекидывать один мешочек друг другу по очереди.
3. Подкидывать мешочек и следить за ним глазами.
4. Подкидывать мешочек, фиксируя взгляд на предмете, который удерживает взрослый.
5. Подкидывать мешочек вверх, фокусируя взгляд на мешочке, разворачивая корпус в разные стороны.
6. Ребенок, стоя на доске, перекладывает один мешочек с руки на руку, над головой, сзади, спереди под коленями, под правым, под левым коленом.
7. Ребенок подбрасывает и ловит мешочек с хлопками.
8. Ловить мешочки от взрослого одной, двумя руками.
9. Ребенок, стоя на доске, удерживает мешочек на голове, удерживает два мешочка на плечах и одновременно выполнять действия руками (хлопки, вращения, подбрасывать, ловить мешочки).
«Комплекс упражнений с мячом – маятником»
1. Отталкивать мяч-маятник ладонями.
2. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони.
3. Отталкивать мяч-маятник локтем.
4. Подбивать мячик (движение вверх) раскрытой ладошкой, как можно большее количество раз за минуту, одной рукой, другой, поочередно.
«Комплекс упражнений с цвет озонированной рейкой»
Цвет озонированная рейка используется совместно с мячом-маятником.
1. Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком логопед, попеременно попадая в различные цвета.
2. Отталкивать мяч-маятник в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
3. Отталкивать мяч-маятник тыльной стороной ладони в цветную рейку, которую горизонтально держит перед ребенком взрослый, попеременно попадая в различные цвета.
4. Держать цветную рейку горизонтально, отталкивать мяч только белым, только красным, желтым, зеленым, черными секторами по различной траектории.
«Комплекс упражнений с набором мячей»
1. Присесть и положить мяч на пол, поднять мяч с пола.
2. Катать мяч по ноге (поочередно левой, правой, от бедра к лодыжке и обратно, прижимая мяч ладонью).
3. Ловить и бросать мяч от взрослого.
4. Ловить и бросать мяч от взрослого с отскоком от пола.
5. Отбивать мяч от взрослого.
«Комплекс упражнений с мишенью обратной связи»
1. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком двумя руками и поймать двумя руками.
2. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его двумя руками.
3. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его той же рукой.
4. Попасть в мишень мячом-попрыгунчиком одной рукой и поймать его другой рукой.
5. Попасть мячом-попрыгунчиком в середину доски (цифра 9) и поймать его.
6. Попасть мячом-попрыгунчиком в цифру, которую называет взрослый, и поймать его.
7. Попасть мячом в заданный цвет.
8. Попасть мячиком последовательно во все зеленые (красные, желтые) фигуры.
9. Попасть мячиком во все квадраты (круги, треугольники).
10. Попасть мячиком вовсе не красные (желтые, зеленые) треугольники (круги, квадраты).
11. Попасть мячиком в цифры от 1 до 9 в прямом и обратном порядке.
12. Попасть мячиком в число, которое является ответом на заданный арифметический пример.
13. Попасть мячиком в фигурку-цифру-цвет, расположенную слева-справа-сверху-снизу от центра (цифра 9).
«Комплекс упражнений с телескопической стойкой с мишенями»
Упражнения выполняются стоя на балансировочной доске. Исходное положение стоп задается логопедом. Стойка с мишенями применяется совместно с мячом маятником и цветной рейкой.
1. Оттолкнуть мяч, но не задеть мишень, затем сбить мишень.
2. Сбить мячом маятником кубики, расположенные на стенде.
3. Оттолкнуть мяч над кубиком посередине стенда.
4. Оттолкнуть мяч-маятник над кубиком справа-слева от центра.
5. Оттолкнуть мяч слева-справа от кубика, заданного взрослым.
6. Оттолкнуть мяч, но не задеть мишень, затем сбить мишень (с цвет озонированной рейкой).