Папки-передвижки

Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников

Светлана Рогожникова
Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников»

Цель: раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в практической деятельности. (Слайд 2)

Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников» размещена в разделах

Ход мероприятия

В последнее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, и даже в продаже появились специальные пособия, тренажеры, прописи для развития межполушарного взаимодействия. Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

• Проблемы в письме.

• Проблемы в устной речи.

• Трудности в запоминании информации.

• Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

• Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия :

• Зеркальное написание букв и цифр.

• Логопедические отклонения.

• Неловкость движений.

• Агрессия.

• Плохая память.

• Отсутствие познавательной мотивации.

• Инфантильность.

Как и зачем развивать межполушарные связи? (Слайд 3)

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Попробуем разобраться: что же такое межполушарные связи, зачем они нужны, и как их развивать.

Межполушарные связи формируются вплоть до 12-15 лет, постепенно в несколько этапов. Но, по мнению ученых, дошкольный возраст - наиболее благоприятный период для развития мозговых структур. Основное развитие межполушарных связей формируется в возрастном периоде от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа и чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие. А вот неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями.

Как же «подружить» две половинки мозга ребёнка? Ответ прост – играть в особенные игры, заниматься «гимнастикой мозга». Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Необходимо лишь подобрать оптимальный комплекс упражнений, направленный на решение той или иной задачи.

Комплексы нейродинамической гимнастики для дошкольников построены на основе кинезиологических упражнений, мануальных и психомоторных игр. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению. Главная идея, которую пропагандируют кинезиологи, такова – развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Главным инструментом при выполнении «гимнастики мозга» являются руки. Действуя двумя руками, развиваются оба полушария. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия необходимо выполнять, каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Сначала выполнять упражнения будет сложно, поэтому торопиться не надо, когда начнет получаться, можно увеличивать темп. Эти упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, даже если межполушарные взаимодействия сформированы.

Для начала я предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений на развитие межполушарных связей, в ходе которых задействуются оба полушария мозга.

Перекрестные телесные движения, упражнения на координацию и ловкость. Например, всем известное упражнение «Ухо – нос»

(Слайд 4).

(Слайд 4).

Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.

Кинезиологические упражнения.

«Кольцо»

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец с другими последовательно. Сначала в одном порядке, затем в обратном. Делать сразу двумя руками. Если ребенку трудно сразу двумя, то можно сначала правой, потом левой, а потом соединить. Кажется, что легко и просто, но выполнив несколько раз, пальцы начинают сбиваться. Когда выполняете это упражнение, то на руки смотреть не надо.

(Слайд 5).

Детям очень нравятся кинезиологические упражнения в речевом сопровождении. Ритм речи, особенно ритм стихов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей.

«Кулак, ладошка»

Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.

«Вот ладошка, вот кулак, все быстрее делай так». (Слайд 6).

«Оладушки» (Слайд 6).

Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая – на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая – ладонью вверх, левая – ладонью вниз. По мере усвоения – движения ускорять.

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки.

Так пожарим, повернем – и опять играть начнем».

«Кулак – ребро – ладонь» (Слайд 7).

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При затруднениях в выполнении можно помогать себе командами (кулак – ребро – ладонь, произнося их вслух или про себя.)

Рисование двумя руками – интереснейший творческий опыт, который можно попробовать в любом возрасте. Положительный эффект от таких упражнений заметен в успехах малыша, в повышении продуктивности у взрослого человека, в улучшении самочувствия у пожилых людей.

Нестандартные техники творчества сейчас набирают популярность особенно в среде родителей. Многие слышали о невероятной пользе рисования двумя руками для интеллектуального развития и предлагают деткам попробовать новую игру.

Специалисты успешно используют практику синхронного рисования для профилактики и коррекции дислексии и дисграфии. С этими проблемами сталкивается все больше современных учеников начальных классов. Даже спустя несколько лет многие делают серьезные ошибки в чтении и письме. Например, дети путают или пропускают буквы.

«Проведи по линиям» (Слайд 8).

(Слайд 9).

Для «хождения по дорожкам» можно использовать мелкие игрушки, фишки, крышечки и др. (Слайд 10)

В упражнение «Кулак – ребро – ладонь» можно играть, используя наглядность. Для этого необходимо изготовить такие карточки, где круг обозначает кулак, зеленый овал – ребро, желтый овал – кулак пальцами вниз, прямоугольник – ладонь. (Слайд 11)

Еще одно очень полезное пособие для занятия с детьми «Ладошки». (Слайд 12)

Задания для ребенка:

- поставить пальцы рук на ладошки, постучать указательными (средними, безымянными и т. д.) пальцами обеих рук по кусочку пластилина. На кончики нарисованных ладошек можно вместо пластилина приклеить изображения животных, птиц, сказочных героев и пр. Педагог дает задание: - Зайчики прыгают два раза. Ребенок должен постучать одновременно теми пальцами обеих рук, которые находятся на данной картинке;

- упражнение «Ритм». Ребенок кладет руки на лист с ладошками и повторяет за педагогом заданный ритм, ударяя пальцами обеих рук;

- провести пальцами обеих рук по лабиринту (пирамидке) между полосками, сверху вниз и в обратном направлении;

- провести пальцами обеих рук по «восьмерке» в разных направлениях.

(Слайд 13). Игровые упражнения и задания, используемые в работе с детьми, способствуют развитию нервно-психических функций, психических процессов и помогают провести работу не только по межполушарному взаимодействию, но и по предупреждению у ребёнка недостаточности в развитии сенсорно - моторных, психомоторных, речедвигательных процессов, психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, зрительно моторной и пространственной координации, повышают усидчивость, самоконтроль, укрепляют кисти и пальчики рук. Все игры, упражнения, задания помогают подготовить мозг ребёнка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.

(Слайд 14).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь» для развития межполушарного взаимодействияДидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь» для развития межполушарного взаимодействия Дидактическая игра «Кулак-ребро-ладонь»," замок ", " лезгинка". Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического.

Дидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействияДидактическая нейроигра «Веселые ладошки» на развитие межполушарного взаимодействия При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, развитие.

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольниковИгры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников Мастер-класс «Гимнастика для мозга или развиваем межполушарное взаимодействие» Цель: повышение уровня профессиональной компетентности.

Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия».Консультация «Развитие межполушарного взаимодействия». Развитие межполушарного взаимодействия Мозг -важнейший органе в организме. Он выполняет много важных функций. Главные функции мозга :.

Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детейМастер-класс по изготовлению дидактического пособия-игры «Умные пальцы» для развития межполушарного взаимодействия у детей Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур ребёнка. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает.

Оформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковОформление группы. Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольников Предметно-развивающая среда как фактор эстетического развития дошкольниковВ этом году мы набрали новую группу малышей и поведем их до школьного.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействияУпражнения для развития межполушарного взаимодействия Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую.

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДООРазвитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста на коррекционных занятиях педагога-психолога ДОО Все родители хотят видеть своих детей умными, здоровыми, коммуникабельными, но на сегодняшний день все чаще и чаще можно встретить ребенка.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников
Опубликовано: 31 января 2023 в 22:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие межполушарного взаимодействия как дополнительный фактор развития речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Рогожникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД