Олеся Ивановна Седешева
Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры»
Стиль педагогического общения как фактор обуславливающий поведение детей
Публикация «Развитие межличностных взаимоотношений дошкольников через коммуникативные игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2022
Доминирующая роль в формировании личности ребёнка, в том числе особенностей его общения, отношения к себе и окружающим, принадлежит семье. Родители лучше всех знают своего ребёнка и оказывают решающее влияние на его развитие. Однако в дошкольном возрасте есть ещё одна важная составляющая жизни малыша – это детский сад, в котором он проводит значительную часть времени.
Приобретённый ранее опыт общения в семье подвергается серьёзному испытанию в дошкольном учреждении. В группе детского сада ребёнку нужно не только сумеет построить отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами, но и научиться общаться со сверстниками, соотносить своё поведение с общепринятыми правилами, организовывать собственную деятельность. И кто как, не воспитатель, поможет ребёнку сделать первые шаги в мир новых взаимоотношений?
Каждый педагог имеет индивидуальный стиль деятельности и общения, то есть характерные именно для него сочетания задач, средств и способов педагогической деятельности. От личности педагога и его стиля взаимодействия с детьми зависят результаты воспитательного воздействия. В процессе общения с ребёнком взрослый должен не только теоретически передавать детям свой опыт и знания, но и прежде всего, транслировать своим собственным поведением личностное отношение к другому человеку.
Реальное педагогическое общение предполагает субъектные отношения: партнёры по общению строят своё взаимодействие так, чтобы учитывать психологические особенности друг друга: интересы, мотивы, цели, темперамент, способности. При таком типе общения педагог, обращаясь к ребёнку, предполагает определённое отношение к своему обращению с его стороны, аргументирует свои требования, объясняет своё поведение.
Если в общении педагога с детьми нет взаимной направленности, т. е дети выступают только объектом воздействия, то нельзя говорить о полноценном общении.
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значительным фактором, определяющим содержание, характер и особенности влиянии его на личность ребёнка.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, а точнее модель взаимодействия с детьми. Наиболее содержательные характеристики моделей педагога с детьми даются В. А Петровским.
Модель «невмешательства» в жизнь ребёнка.
При таком модели взаимодействия для педагога характерна отстранённость от детей, которую можно выразить словами: «Оставьте меня в покое».
Педагог проявляет по отношении к детям безразличие, равнодушие, разражённое неприятие. Ребёнку не оказывается эмоциональная поддержка, не предлагаются альтернативные варианты поведения, он остаётся наедине со своими трудностями.
Тактика общения здесь такова: «мирное сосуществование», «рядом, но не вместе».
Личность позиция педагога – избегать ответственности.
Учебно – дисциплинарная модель общения.
Основной целью этой модели выступает стремление вооружить ребёнка знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок в данном случае является объектом воздействия взрослого.
Активность педагога преобладает над активностью ребёнка, который вынужден подстраиваться под взрослого. Характерны способы общения: наставления, разъяснения, запрет, требование,угроза, наказание.
Личностная позиция педагога: удовлетворять требования руководства и контролирующих инстанций.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия.
Целью общения выступает стремление педагога обеспечить ребёнку чувство психологической защищённости, доверия к миру, развивать его индивидуальность. Воспитывать не подгоняет развитие детей под определённые стандарты, а старается создать благоприятные условия для всестороннего развития с учётом индивидуальных особенностей. Ребёнку предоставляется определённая самостоятельность, его активность не подавляется.
Способы общения: понимание, приятие личности ребенка, основанное на способности взрослых к децентрации (умение становиться на позицию другого, учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции).
Тактика общения: сотрудничество, использование проблемных ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности, гибкость позиций общения при взаимодействия с ребёнком. Ребёнок воспринимается взрослым как полноценный партнёр в условиях сотрудничества.
Личностно – ориентированная модель взаимодействия является наиболее эффективной для полноценного общения детей педагога и детей. В данном случае взрослый и ребёнок в равной мере являются объектами взаимодействия.