Инна Курчакова
Развитие межличностных отношений старших дошкольников с использованием коммуникативных игр в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
В своем выступлении хочу поделиться с вами использование коммуникативных игр в работе учителя-логопеда.
Включение в образовательную деятельность коммуникативных игр позволяет:
а) позволяют разнообразить ежедневную коррекционную работу;
б) одновременно способствуют формированию доброжелательного отношения к окружающим, инициативности и выразительности общения;
в) повысить познавательную активность детей;
г) поддерживают положительный эмоциональный фон занятий;
Данные игр могут использоваться не только в рамках непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда, но воспитателей в совместной деятельности воспитателя с детьми на прогулке, в ходе режимных моментов.
Игра: «Ласковое эхо» (слайд 2) слайд 3-видео
Ход игры: дети стоят в кругу и говорят:
Заблудились мы в лесу,
Закричали мы: «Ау!»
А нам эхо отвечает,
Познакомится желает.
Каждый ребёнок по очереди произносит и прохлопывает свое имя, а остальные называют и прохлопывают уменьшительно- ласкательный вариант его имени. Например, Варя- Варечка, Паша - Пашенька.
Так же есть игры на оптимизацию межличностных отношений.
І. Игры и упражнения на развитие самопринятия и принятия партнёра по общению
Игра "Кто я?"
Цель: расширить у детей представление о себе, формировать принятие себя.
Описание. Необходимо дать несколько ответов на вопрос: "Кто я такая (такой?" Самохарактеристики могут касаться физических качеств (внешний облик, особенности телосложения, психологических особенностей, социальных ролей и др. Дети сидят в кругу и по очереди стараются дать как можно больше ответов ("Я человек", "Я девочка", "Я мальчик", "Я дочка", "Я сестричка", "Я мамин помощник" и т. д.).
ІІ. Игры и упражнения на умение вступать в контакт, вести диалог, располагать к себе.
«О чём можно спросить при встрече?»
Цель: учить детей вступать в контакт.
Описание. Дети сидят в кругу. У ведущего – эстафета: цветок, осенний листок, красивая палочка. Эстафета переходит из рук в руки. Задача игроков – сформулировать вопрос, который можно задать знакомому при встрече после слов приветствия, а затем ответить на него. Один ребёнок задаёт вопрос, другой отвечает: «Как живёте?», «Что нового?» и т. д. Дважды повторять вопросы нельзя.
ребёнок, потом другой. По сигналу все садятся в круг. Один из детей становится за другим, положив руки ему на плечи, и начинает рассказывать о нём всё, что запомнил. По следующему сигналу дети в парах меняются ролями.
Слайд 4 «Паутинка» (поиграть со взрослыми)
Цель: развивать умение вступать в контакт, рассказывать о себе, дать возможность детям приобрести опыт сплочённости группы.
Описание. Дети сидят в кругу. У педагога в руках – клубок ниток. Он начинает игру со словами: «Меня зовут… Я очень люблю слушать музыку, читать книги». Свободный конец нити педагог зажимает в руке, а клубок передаёт ребёнку и предлагает ему назвать свое имя, рассказать что-нибудь о себе, о том, что у него лучше всего получается, чем он любит заниматься и т. д. Ребёнок наматывает нитку на палец и передаёт дальше. Таким образом дети оказываются соединёнными одной нитью. В конце игры каждый ребёнок возвращает нитку предыдущему, называя его по имени.
ІІІ. Игры на развитие умения слушать и слышать партнёра
«Рисунок по заказу»
Цель: развивать умение слушать, слышать и понимать другого ребёнка.
Описание. Дети разбиваются на пары и садятся друг напротив друга. Один играет роль художника, другой – заказчика. В центре стола – ширма. Заказчик говорит художнику, что нужно нарисовать (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и др.). Художник рисует за ширмой, уточняя непонятные моменты у заказчика. Готовый рисунок художник дарит заказчику. Затем дети меняются ролями.
IV. Игры на использование и понимание жестов, позы, пантомимики
«Поприветствуем друг друга без слов»
Цель: развивать умение использовать жест и позу в общении.
Описание. Дети с помощью считалки или игры «Найди партнёра по глазам» делятся на пары. Каждая пара придумывает свой способ приветствия без слов (пожать друг другу руку, помахать рукой, кивнуть головой, обняться и т. д.). Затем все собираются в круг и пары по очереди демонстрируют свой способ приветствия.
V. Игры и упражнения на телесный контакт
«Возьмёмся за руки, друзья»
Цель: учить детей чувствовать прикосновения другого человека.
Описание. Педагог и дети стоят в кругу на небольшом расстоянии друг от друга, руки вдоль туловища. Нужно взяться за руки, но не сразу, а по очереди. Начинает взрослый: он предлагает свою руку ребёнку, стоящему рядом. После того, как ребёнок взял за руку взрослого, он берёт за руку соседа. Постепенно круг замыкается. Взрослый обращает внимание на последовательность действий: сначала берёт твою руку сосед, а потом ты предлагаешь свободную руку стоящему с другой стороны.
VI. Игры на развитие навыков группового взаимодействия
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать навыки группового взаимодействия.
Описание. Дети становятся друг за другом и крепко держат впереди стоящего за плечи. Первый ребёнок – «голова дракона», последний – «хвост дракона». Голова пытается поймать хвост, а тот уворачивается от неё. В ходе игры роли меняются: ребёнок, который в роли хвоста не дал себя поймать, становится головой. Если же его поймали, он становится в середину.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации:
-Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации.
-Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи.
-Воспитывают доверительные отношения друг другу.
-Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Привить детям коммуникативные навыки важно как можно раньше, поскольку общение – это основа социальной адаптации человека.