Ольга Ленькина
Перспективный план работы на год «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста нетрадиционными художественными техниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста нетрадиционными художественными техниками» Перспективный план работы педагога на год
Перспективный план работы с детьми первой младшей группы на 2020-2021 учебный год по развитию мелкой моторики нетрадиционными художественными техниками
Актуальность: Современная система образования, находящаяся в состоянии реформ, постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Результатом модернизации является принятие и введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Качественное усвоение представленного материала по областям развития согласно ФГОС возможны при наличии хорошо развитой мелкой моторики.
Темочки:
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Развитие мышц начинается вскоре после рождения ребёнка. Ребёнок поднимается на локтях, учится осуществлять захватывающие движения. Ранний возраст это благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована. Всестороннее представление об окружающем мире ребёнок может получить через тактильно-двигательное восприятие, так как оно лежит в основе чувственного познания. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие на функции головного мозга. Движение пальцев и кистей рук называют – мелкой моторикой. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста позволяет формировать координацию движений пальцев рук, развивает речевую и художественную деятельность. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, умеют логически рассуждать, у них высокий уровень развития внимания, памяти и связной речи.
Пути развития мелкой моторики у детей раннего возраста могут быть разнообразными. Большие возможности для развития мелкой моторики в раннем возрасте представляют нетрадиционные художественные техники. Творческие и умственные умения и способности формирующиеся, при развитии мелкой моторики тесно связаны и активизируют деятельность друг друга.
Практическая работа в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками позволяет не только развивать мелкую моторику рук дошкольников раннего возраста, но и закреплять их представления о цвете, формах предметов. В изобразительной деятельности ребёнку даётся возможность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, обводить и ощупывать предметы руками, совершая с ними различные действия. Выполняя свой рисунок, поделку руками с предметами и без них ребёнок производит действия, сгибая, разгибая пальцы рук, совершая ими прямые или круговые движения, захватывая мелкие детали тем самым, развивая у себя мелкую моторику, которая в свою очередь ведёт к всеобщему развитию полушарий головного мозга.
План работы
Сентябрь (3-4 неделя)
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Мониторинг ручных умений (мелкой моторики, знания основных цветов, величины предметов и их формы в соответствии с возрастом 2-3 лет.
Целевые ориентиры:
Выявление развития
- развитие точности и ритмичности движений;
- развитие силы кисти и выносливости пальцев;
- развитие зрительного контроля движений.
- умения определять цвет, величину, форму предметов.
Материалы:
Распечатанные листы с тестами по методике О. Н. Земцовой «Проведи линии внутри дорожек»; цветные карандаши.
Практические упражнения из диагностики А. В. Артемьева «Петушок», «Кошечка», «Зайчик», «Флажок», «Вилка».
Диагностика М. А. Козловой, Е. Ф. Скопиновой «Развитие сенсорных эталонов»;
цветные карандаши, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, матрёшки.
Октябрь
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиАппликация «Солнышко»
Целевые ориентиры: Развитие хватания, координации рук и глаз, осязания; знакомство с жёлтым цветом.
Материалы: Лист бумаги с контуром солнышка, клей, пшено.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Пластилинография «Солнышко лучистое»
Целевые ориентиры: Развитие осязания; знакомство с красным цветом.
Материалы: Лист картона с контуром солнышка, пластилин жёлтого и красного цвета.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Пальчиковое рисование «Лучики для солнышка»
Целевые ориентиры: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования; формирование умения различать жёлтый и красный цвета.
Материалы: Гуашь, вода, лист бумаги с нарисованным контуром солнышка.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ладошкой «Петушок»
Целевые ориентиры: Развитие осязания и формирование умения располагать ладошку на листе бумаги; умения отличить жёлтый цвет от красного.
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с краской.
Ноябрь
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиОбрывная аппликация «Тучка»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, умения держать листочек бумаги одной рукой, а другой отрывать от него кусочек и накладывать на контур рисунка; знакомство с синим цветом.
Материалы: Лист бумаги с контуром рисунка, клей, небольшие кусочки бумаги для обрывания и наклеивания.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПальчиковое рисование двумя руками одновременно «Дождик»
Целевые ориентиры: Развитие согласованных движений обеих рук; умения воспроизводить в речи название синего цвета.
Материалы: Гуашь, лист бумаги.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПластилинография «Разноцветная лужа»
Целевые ориентиры: Развитие умения, выполняя работу не выходить за контур рисунка; умения определять форму (круг, квадрат).
Материалы: Лист картона с контуром круга и квадрата, разноцветный пластилин.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование мятой бумагой «Цветочки для мамы»
Целевые ориентиры: Укрепление мышц пальцев; формирование умения отмечать величину предметов (большой-маленький).
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с гуашью, небольшие кусочки бумаги.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПечать трафаретами «Шарфик для зайчика»
Целевые ориентиры: Развитие хватания, умения располагать фигуры на полосе, не выходя за её приделы; умения различать форму трафарета.
Материалы: Полоса бумаги, краска на тарелочке, трафареты из пенопласта.
Декабрь Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование ладошкой «Ёлочка»
Целевые ориентиры: Развитие умения разворачивать ладошку на листе в разных направлениях; умения воспроизводить название зелёного цвета в речи.
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с краской.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиТесто пластика «Игрушки на ёлку»
Целевые ориентиры: Развитие гибкости пальцев; формирование умения пользоваться формочками.
Материалы: Солёное тесто, дощечки, формочки для лепки, стеки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование методом тычка «Снег кружится»
Целевые ориентиры: Формирование умения выполнять действия ватной палочкой позволяющие оставлять на листе точки; знакомство с белым цветом.
Материалы: Лист цветной бумаги, гуашь белого цвета, ватные палочки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Аппликация из ваты «Снеговик»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, умения держать одной рукой вату, а другой отрывать от неё кусочек и наклеивать на контур рисунка; закрепление умения узнавать форму круг.
Материалы: Картонный лист с контуром снеговика, вата, клей.
Январь Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПластилинография «Ведёрко для Снеговика»
Целевые ориентиры: Развитие умения, выполняя работу не выходить за контур рисунка. Укрепление мышц пальцев; закрепление умения узнавать квадрат.
Материалы: Картонный лист с контуром ведёрка, пластилин.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Тестопластика «Морковка для снеговика»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, соотносящих движений.
Материалы: Солёное тесто, дощечки для лепки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование на снегу палочкой «Снежинки»
Целевые ориентиры: Развитие графического умения.
Материалы: Снег на игровой площадке, палочки.
Февраль Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиТесто пластика «Шишка для белочки»
Целевые ориентиры: Развитие гибкости пальцев; формирование умения мять тесто двумя руками и раскатывать его прямыми движениями рук.
Материалы: Солёное тесто, дощечки для лепки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ватными палочками «Мостик»
Целевые ориентиры: Развитие графических навыков, координации рук и глаз; умения определять величину мостика (большой-маленький).
Материалы: Лист бумаги с дорожкой в которой нужно провести прямые линии (дощечки, ватные палочки, краска.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Аппликация из круп «Машинка для папы»
Целевые ориентиры: Развитие хватания; координации рук и глаз; тактильного осязания круп.
Материалы: Лист бумаги с контуром машинки, клей, гречка и рис.
Март Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование методом тычка «Матрёшка»
Целевые ориентиры: Формирование умения выполнять действия ватной палочкой позволяющие оставлять на листе точки; закрепление красного цвета.
Материалы: Лист бумаги с контуром матрёшки, гуашь, ватные палочки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиУзор из фасоли на основе теста
Целевые ориентиры: Развитие силы рук и их согласованных движений.
Материалы: Солёное тесто, фасоль.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ватной палочкой «Ручейки бегут»
Целевые ориентиры: Развитие графических умений. Формирование умения передавать в рисунке волнистые линии; закрепление синего цвета.
Материалы: Лист бумаги, ватные палочки, краска.
Апрель
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование мятой бумагой «Первые цветы»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, хватательных и соотносящих движений; умения определять величину (большой-маленький).
Материалы: Лист зелёной бумаги, мелкие листочки бумаги, краска на тарелочке.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиОбрывная аппликация «Бабочка»
Целевые ориентиры: Развитие согласованных движений обеих рук; умения назвать выбранный цвет бумаги для аппликации.
Материалы: Лист бумаги с контуром бабочки, цветная бумага, клей.
Май
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование пальчиками и ладошками на песке «Солнышко и дождик»
Целевые ориентиры: Развитие графических умений и гибкости рук; закрепление умения определять форму круг.
Материалы: Песок
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиМониторинг ручных умений (мелкой моторики, знания основных цветов, величины предметов и их формы в соответствии с возрастом 2-3 лет.
Целевые ориентиры:Выявление развития
- развитие точности и ритмичности движений;
- развитие силы кисти и выносливости пальцев;
- развитие зрительного контроля движений.
- умения определять цвет, величину, форму предметов.
Материалы:
Распечатанные листы с тестами по методике О. Н. Земцовой «Проведи линии внутри дорожек»; цветные карандаши.
Практические упражнения из диагностики А. В. Артемьева «Петушок», «Кошечка», «Зайчик», «Флажок», «Вилка».
Диагностика М. А. Козловой, Е. Ф. Скопиновой «Развитие сенсорных эталонов»;
цветные карандаши, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, матрёшки.