Ольга Ленькина
Перспективный план работы на год «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста нетрадиционными художественными техниками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста нетрадиционными художественными техниками» Перспективный план работы педагога на год
Перспективный план работы с детьми первой младшей группы на 2020-2021 учебный год по развитию мелкой моторики нетрадиционными художественными техниками
Актуальность: Современная система образования, находящаяся в состоянии реформ, постоянно совершенствует содержание и качество образовательных услуг. Результатом модернизации является принятие и введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Качественное усвоение представленного материала по областям развития согласно ФГОС возможны при наличии хорошо развитой мелкой моторики.
Публикация «Перспективный план работы на год „Развитие мелкой моторики детей раннего возраста нетрадиционными художественными техниками“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Развитие мышц начинается вскоре после рождения ребёнка. Ребёнок поднимается на локтях, учится осуществлять захватывающие движения. Ранний возраст это благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована. Всестороннее представление об окружающем мире ребёнок может получить через тактильно-двигательное восприятие, так как оно лежит в основе чувственного познания. Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие на функции головного мозга. Движение пальцев и кистей рук называют – мелкой моторикой. Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста позволяет формировать координацию движений пальцев рук, развивает речевую и художественную деятельность. Дети, у которых хорошо развита мелкая моторика, умеют логически рассуждать, у них высокий уровень развития внимания, памяти и связной речи.
Пути развития мелкой моторики у детей раннего возраста могут быть разнообразными. Большие возможности для развития мелкой моторики в раннем возрасте представляют нетрадиционные художественные техники. Творческие и умственные умения и способности формирующиеся, при развитии мелкой моторики тесно связаны и активизируют деятельность друг друга.
Практическая работа в изобразительной деятельности нетрадиционными техниками позволяет не только развивать мелкую моторику рук дошкольников раннего возраста, но и закреплять их представления о цвете, формах предметов. В изобразительной деятельности ребёнку даётся возможность наблюдать, сравнивать, сопоставлять, обводить и ощупывать предметы руками, совершая с ними различные действия. Выполняя свой рисунок, поделку руками с предметами и без них ребёнок производит действия, сгибая, разгибая пальцы рук, совершая ими прямые или круговые движения, захватывая мелкие детали тем самым, развивая у себя мелкую моторику, которая в свою очередь ведёт к всеобщему развитию полушарий головного мозга.
План работы
Сентябрь (3-4 неделя)
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Мониторинг ручных умений (мелкой моторики, знания основных цветов, величины предметов и их формы в соответствии с возрастом 2-3 лет.
Целевые ориентиры:
Выявление развития
- развитие точности и ритмичности движений;
- развитие силы кисти и выносливости пальцев;
- развитие зрительного контроля движений.
- умения определять цвет, величину, форму предметов.
Материалы:
Распечатанные листы с тестами по методике О. Н. Земцовой «Проведи линии внутри дорожек»; цветные карандаши.
Практические упражнения из диагностики А. В. Артемьева «Петушок», «Кошечка», «Зайчик», «Флажок», «Вилка».
Диагностика М. А. Козловой, Е. Ф. Скопиновой «Развитие сенсорных эталонов»;
цветные карандаши, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, матрёшки.
Октябрь
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиАппликация «Солнышко»
Целевые ориентиры: Развитие хватания, координации рук и глаз, осязания; знакомство с жёлтым цветом.
Материалы: Лист бумаги с контуром солнышка, клей, пшено.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Пластилинография «Солнышко лучистое»
Целевые ориентиры: Развитие осязания; знакомство с красным цветом.
Материалы: Лист картона с контуром солнышка, пластилин жёлтого и красного цвета.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Пальчиковое рисование «Лучики для солнышка»
Целевые ориентиры: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования; формирование умения различать жёлтый и красный цвета.
Материалы: Гуашь, вода, лист бумаги с нарисованным контуром солнышка.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ладошкой «Петушок»
Целевые ориентиры: Развитие осязания и формирование умения располагать ладошку на листе бумаги; умения отличить жёлтый цвет от красного.
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с краской.
Ноябрь
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиОбрывная аппликация «Тучка»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, умения держать листочек бумаги одной рукой, а другой отрывать от него кусочек и накладывать на контур рисунка; знакомство с синим цветом.
Материалы: Лист бумаги с контуром рисунка, клей, небольшие кусочки бумаги для обрывания и наклеивания.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПальчиковое рисование двумя руками одновременно «Дождик»
Целевые ориентиры: Развитие согласованных движений обеих рук; умения воспроизводить в речи название синего цвета.
Материалы: Гуашь, лист бумаги.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПластилинография «Разноцветная лужа»
Целевые ориентиры: Развитие умения, выполняя работу не выходить за контур рисунка; умения определять форму (круг, квадрат).
Материалы: Лист картона с контуром круга и квадрата, разноцветный пластилин.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование мятой бумагой «Цветочки для мамы»
Целевые ориентиры: Укрепление мышц пальцев; формирование умения отмечать величину предметов (большой-маленький).
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с гуашью, небольшие кусочки бумаги.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПечать трафаретами «Шарфик для зайчика»
Целевые ориентиры: Развитие хватания, умения располагать фигуры на полосе, не выходя за её приделы; умения различать форму трафарета.
Материалы: Полоса бумаги, краска на тарелочке, трафареты из пенопласта.
Декабрь Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование ладошкой «Ёлочка»
Целевые ориентиры: Развитие умения разворачивать ладошку на листе в разных направлениях; умения воспроизводить название зелёного цвета в речи.
Материалы: Лист бумаги, тарелочка с краской.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиТесто пластика «Игрушки на ёлку»
Целевые ориентиры: Развитие гибкости пальцев; формирование умения пользоваться формочками.
Материалы: Солёное тесто, дощечки, формочки для лепки, стеки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование методом тычка «Снег кружится»
Целевые ориентиры: Формирование умения выполнять действия ватной палочкой позволяющие оставлять на листе точки; знакомство с белым цветом.
Материалы: Лист цветной бумаги, гуашь белого цвета, ватные палочки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Аппликация из ваты «Снеговик»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, умения держать одной рукой вату, а другой отрывать от неё кусочек и наклеивать на контур рисунка; закрепление умения узнавать форму круг.
Материалы: Картонный лист с контуром снеговика, вата, клей.
Январь Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиПластилинография «Ведёрко для Снеговика»
Целевые ориентиры: Развитие умения, выполняя работу не выходить за контур рисунка. Укрепление мышц пальцев; закрепление умения узнавать квадрат.
Материалы: Картонный лист с контуром ведёрка, пластилин.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Тестопластика «Морковка для снеговика»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, соотносящих движений.
Материалы: Солёное тесто, дощечки для лепки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование на снегу палочкой «Снежинки»
Целевые ориентиры: Развитие графического умения.
Материалы: Снег на игровой площадке, палочки.
Февраль Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиТесто пластика «Шишка для белочки»
Целевые ориентиры: Развитие гибкости пальцев; формирование умения мять тесто двумя руками и раскатывать его прямыми движениями рук.
Материалы: Солёное тесто, дощечки для лепки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ватными палочками «Мостик»
Целевые ориентиры: Развитие графических навыков, координации рук и глаз; умения определять величину мостика (большой-маленький).
Материалы: Лист бумаги с дорожкой в которой нужно провести прямые линии (дощечки, ватные палочки, краска.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Аппликация из круп «Машинка для папы»
Целевые ориентиры: Развитие хватания; координации рук и глаз; тактильного осязания круп.
Материалы: Лист бумаги с контуром машинки, клей, гречка и рис.
Март Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование методом тычка «Матрёшка»
Целевые ориентиры: Формирование умения выполнять действия ватной палочкой позволяющие оставлять на листе точки; закрепление красного цвета.
Материалы: Лист бумаги с контуром матрёшки, гуашь, ватные палочки.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиУзор из фасоли на основе теста
Целевые ориентиры: Развитие силы рук и их согласованных движений.
Материалы: Солёное тесто, фасоль.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование ватной палочкой «Ручейки бегут»
Целевые ориентиры: Развитие графических умений. Формирование умения передавать в рисунке волнистые линии; закрепление синего цвета.
Материалы: Лист бумаги, ватные палочки, краска.
Апрель
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельности
Рисование мятой бумагой «Первые цветы»
Целевые ориентиры: Развитие силы рук, хватательных и соотносящих движений; умения определять величину (большой-маленький).
Материалы: Лист зелёной бумаги, мелкие листочки бумаги, краска на тарелочке.
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиОбрывная аппликация «Бабочка»
Целевые ориентиры: Развитие согласованных движений обеих рук; умения назвать выбранный цвет бумаги для аппликации.
Материалы: Лист бумаги с контуром бабочки, цветная бумага, клей.
Май
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиРисование пальчиками и ладошками на песке «Солнышко и дождик»
Целевые ориентиры: Развитие графических умений и гибкости рук; закрепление умения определять форму круг.
Материалы: Песок
Название ООД, совместной, индивидуальной деятельностиМониторинг ручных умений (мелкой моторики, знания основных цветов, величины предметов и их формы в соответствии с возрастом 2-3 лет.
Целевые ориентиры:Выявление развития
- развитие точности и ритмичности движений;
- развитие силы кисти и выносливости пальцев;
- развитие зрительного контроля движений.
- умения определять цвет, величину, форму предметов.
Материалы:
Распечатанные листы с тестами по методике О. Н. Земцовой «Проведи линии внутри дорожек»; цветные карандаши.
Практические упражнения из диагностики А. В. Артемьева «Петушок», «Кошечка», «Зайчик», «Флажок», «Вилка».
Диагностика М. А. Козловой, Е. Ф. Скопиновой «Развитие сенсорных эталонов»;
цветные карандаши, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, матрёшки.