Ольга Бурмистрова
Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством игр
▼ Скачать + Заказать документы
Бурмистрова О. М., старший воспитатель
ГБДОУЦРР-детский сад №45
Василеостровского района г. Санкт- Петербурга
Тема:
«Развитие математических способностей у старших дошкольников
посредством игр»
Публикация «Развитие математических способностей у старших дошкольников посредством игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом и заключается обаяние игры. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определённых образовательных задач. Обучение детей происходит через:
1. организованную образовательную деятельность;
2. задачи-шутки
3. развивающие игры и упражнения
4. игры-головоломки
5. загадки
6. дидактические игры
Организованная образовательная деятельность детей начинается с проведения игровой минутки, проблемной ситуации. Это вызывает интерес у детей и организовывает их на познавательную деятельность. Часто используются в работе презентации («Забавные фигурки», «Часы, минутки, сутки», «Математический поезд» и другие).
Ребенок маленький исследователь мира, и, получая различную информацию о мире, остро нуждается в объяснении, подтверждении или отрицании своих мыслей.
Часто перед педагогами и родителями стоит проблема, как научить ребенка задавать вопросы, чтобы из ответов получить исчерпывающую информацию о предмете и понимании происходящего. Вопрос- показатель самостоятельности мышления. Так же важны умения получения и применения знаний. К ним относятся следующие интеллектуальные умения:
1 наблюдать;
2 видеть проблему;
3 формировать вопросы (восполнение недостатка информации);
4 выдвигать гипотезу;
5 давать определения понятиям;
6 сравнивать;
7 структурировать;
8 классифицировать;
9 наблюдать;
10 делать выводы;
11 доказывать и защищать идеи.
Сократ, как известно, беседуя с учениками, задавал им вопросы, а ученики пытались найти на них ответы, высказывая свои догадки, выдвигая собственные гипотезы, и в свою очередь, задавая вопросы Сократу, результат бесед — блестящее образование. В педагогической работе можно использовать развивающие игры, позволяющие применять знания, научить детей задавать вопросы, способствующие решению проблемы. Одной из таких игр является «Волшебный поясок». Эта игра учит не только задавать вопросы, но и попутно развивает другие интеллектуальные умения, систематизирует знания в области математики, умения играть по правилам, выходить из конфликтных ситуаций во время игры. Убедившись, что дети угадали задуманную картинку, они испытывают радость и гордость.
В разделе «Количество и счёт», можно предложить следующие дидактические игры: «Чет-нечет»; «Сколько нас без одного»; «Какое число я задумала?»; «Назови число на единицу больше — меньше»; «Кто знает, пусть дальше считает»; «Какие числа пропущены?»; «Назови соседей».
Знакомя детей с цифрами можно использовать игру «Изобрази цифру», «выложи цифру из палочек», «Собери цифру правильно», «Слепи из пластилина», «На что похожа цифра?», «Назови предметы, напоминающие цифру».Дети показывают цифру руками, пальцами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине, или на ладошке. А так же мы отгадываем загадки с математическим содержанием, учим стихи о цифрах, поговорки, используем физкульт минутки, задачи- шутки в стихах, ребусы.
«Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития.
Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же идёт закрепление знаний цвета.
Знакомить детей с миром геометрических фигур можно также с помощью развивающих игр, использовать которые можно как в организованной образовательной деятельности детей, так и в свободное время.
К таким играм относятся: «Формы», «Геометрическая мозаика». Эти игры направлены на развитие пространственного воображения детей. Они развивают зрительное восприятие, произвольное внимание, память и образное мышление, а также закрепляют названия цветов и геометрических фигур. Знакомя с геометрическими фигурами, используем словесную игру «Пара слов». Например, мы говорим круг, дети называют предмет, похожий на руль или колесо.
Помимо этого детям очень нравится играть в дидактические игры: «Назови лишнюю фигуру»; «Подбери заплатку»; «Найди крышку каждой коробочке»;
«Геометрическое лото»; «Назови фигуры»; использовать в работе можно различные виды крупы: фасоль, горох. Это и для развития мелкой моторики рук и для закрепления навыков счёта и для выкладывания узоров и различных форм. Очень часто мы используем в работе игры со счётными палочками.
Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложняются : предлагаем детям составить 2 равных квадрата из 7 палочек, квадрат из двух палочек, используя угол стола. Детям очень нравится игра «Танграмм»; «Колумбово яйцо»;рамки вкладыши; различные логические игры.
Для пространственных ориентировок у детей подбираем серию упражнений:
«Помоги зайчику добраться до своего домика»; «помоги каждому муравью попасть в свой муравейник». Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие логического мышления, на развитие творческих способностей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. На развитие наблюдательности у мы подбирали серию упражнений «Найди в рисунке отличия»; «Найди две одинаковые рыбки». Для закрепления понятия величина использовали серию картинок: «Посели каждое животное в домик нужного размера»; «Назовите животных и насекомых от большого до самого маленького и от маленького до большого». Вводили игры с народными игрушками-вкладышами (матрёшки,кубы, пирамиды, Блоки Дьенеша, в конструкции которых заложен принцип учёта вличины.
При формировании циклических представлений играем с детьми в такие игры:
«Раскрась, продолжая закономерность»; «Что сначала, что потом?»; «Какая фигура будет последней?».
Для поддержания интереса, активизации, мотивации и закрепления изученного, мы используем следующие формы работы с детьми:
путешествие;
экспериментирование;
подгрупповая работа;
игра- путешествие;
математический КВН4
эксперимент;
познавательные игры;
индивидуальная работа;
математический ринг
В работе можно использовать множество упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей.
В игровые комплексы включаем музыку, физкультминутки, игры на развитие мелкой моторики, гимнастику для глаз и рук. Успех игры целиком зависит от воспитателя, его умения живо провести игру, активизировать и направить внимание одних, оказать своевременную помощь другим детям.
Опыт работы с детьми показывает, что знания данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые которые сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями.
Работая с детьми, каждый раз мы находим новые игры, которые разучиваем и играем. Ведь эти игры помогут детям в дальнейшем успешно овладевать основами математики и информатики. Используя различные развивающие игры и упражнения в работе с детьми, все больше приходишь к выводу, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.
Обучая дошкольников в процессе игры, всегда необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Дидактическая игра — один из основных методов воспитательно- образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
При этом развиваются произвольные память и внимание.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. С детьми нужно «играть» в математику. Дидактические игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Детям интересно играть в математические игры, они интересны для них, эмоционально захватывают детей. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли!
Литература:
1 Блошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003г.
2 Васина В. В., Праздник числа. М., 1991г.
3 Волина В. «Весёлая математика» - Москва, 1999г.
4 Леушина А. М. «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» : Уче. пос. - М., 1974г.
5 Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников : Кн. для воспитателя дет. сада. - Спб: «Детство- Пресс», 2010г.