МААМ-картинки

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори

Елена Кузнецова
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.

Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори» размещена в разделах

В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогических систем М. Монтессори.

Цель – изучение особенностей обучения детей математике в педагогической системе М. Монтессори.

Задача:

• рассмотреть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори.

В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д., знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д.

Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому.

Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.

Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.

Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности.

Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества.

В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:

• от конкретного к абстрактному;

• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.

В нашей группе зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.

Все математические материалы можно разделить на группы;

• введение в мир чисел от 0 до 10;

• введение в десятичную систему; освоение последовательного счета;

• освоение арифметических операций с однозначными числами;

• освоение элементов геометрии

Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа.

Материалы -

«Цифры из шершавой бумаги» «Счетные штанги и числа» «Ящик с веретёнами» – где ребёнок узнаёт смысл нуля, а также упражняется в соотнесении количеств и чисел;

Материалы для работы с геометрическими фигурами и формами -

«___»

Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.

Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами основными арифметическими действиями с ними: сложением и вычитанием.

Для начала нужно показать, какие именно элементарные математические представления и логические операции развиваются у детей в системе Монтессори.

Можно выделить этапы работы с сенсорными материалами.

1 Этап

- работа с предметами, основанной по признаку «Контраста»

В работе с геометрическими телами выбираются три предмета, наиболее контрастирующие по форме, – как правило, куб, шар, конус;

В работе с цветом выбираются таблички с тремя цветами спектра - красного, жёлтого и синего.

В работе с размерами начинается с предъявления ребёнку двух наиболее контрастных предметов – (толстого и тонкого) и (большого и маленького).

Материал – «Кубики»

Упражнения по поиску одинакового среди контрастов («идентичности») очень сильно фиксирует различия и делает их через это заметными. На первых двух этапах работы с сенсорными материалами у ребёнка начинает формироваться, таким же образом, представление о различии и равенстве.

2 Этап

- составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов;

Работа с серией материалов, предназначенных для знакомства с формой плоских фигур, начинается с обследования формы трёх «основных» фигур – квадрата, круга и треугольника – путём обведения пальцами фигуры-вкладыша и соответствующего ей отверстия, а также сопоставления фигуры с отверстием[8].

Материал «Геометрические фигуры- вкладыши»

3 Этап

- градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства;

Сериационные ряды. Процесс построения сериационного ряда состоит в последовательном выборе из имеющихся, ещё не упорядоченных предметов такого, который превосходит остальные по степени проявления данного свойства, т. е. предмета у которого это свойство проявляется в наибольшей степени.

Материал «ШТАНГИ», «БЛОКИ» «РОЗОВАЯ БАШНЯ»

«Заключительное упражнение на дифференциацию, - пишет Монтессори, - состоит в том, чтобы привести в правильный порядок градуированный ряд беспорядочно смешанных друг с другом предметов… с систематически разделённым по степеням различием».

4 Этап

- расширение словарного запаса за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности.

Весьма важным этапом работы с Монтессори-материалами, в частности с сенсорными, является расширение словарного запаса. В данном случае оно происходит за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. Как известно, часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?», называется прилагательным и их степеней сравнения. Иногда могут быть введены существительные, например названия геометрических фигур.

Заключение

Особенностью развития математических представлений в педагогической системе Монтессори является то, что ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему и пр.

При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.

Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Дидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возрастаДидактические игры на липучках по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста Дидактические игры на липучках «Математический аквариум» Цель игры: - развитие вычислительных навыков у детей дошкольного возраста в.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 18:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кузнецова (УИ 269150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД