Елена Кузнецова
Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. В этой связи, с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников.
Публикация «Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста по системе Монтессори» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Монтессори. Методика развития детей, материалы для занятий своими руками
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
В современном российском образовании активно используется зарубежный опыт. Формирование математических представлений будет более эффективным, если включить в процесс обучения элементы педагогических систем М. Монтессори.
Цель – изучение особенностей обучения детей математике в педагогической системе М. Монтессори.
Задача:
• рассмотреть особенности развития математических представлений у детей дошкольного возраста в педагогической системе М. Монтессори.
В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д., знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д.
Дети с лёгкостью изучают нумерацию, пересчитывая предметы. Ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему, от длинного к короткому.
Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.
Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.
Даже если специально не заниматься с ребёнком математикой, а просто окружить его предметами, которые можно пересчитывать и выстраивать в логической последовательности, ребёнок будет спонтанно развивать свои математические способности.
Математические материалы построены так, чтобы была видна связь арифметики и геометрии, что вполне соответствует исторической линии в развитии математических знаний человечества.
В построении системы материалов и в методике работы с ними соблюдаются два важнейших принципа:
• от конкретного к абстрактному;
• от знакомства с количествами, через знакомство с символами к соотнесению количеств и символов.
В нашей группе зона математического развития содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок научился операциям сложения, вычитания, умножения и деления, освоил порядковый счет - все то, что считается важным критерием готовности ребенка к поступлению в школу.
Все математические материалы можно разделить на группы;
• введение в мир чисел от 0 до 10;
• введение в десятичную систему; освоение последовательного счета;
• освоение арифметических операций с однозначными числами;
• освоение элементов геометрии
Материалы первой группы служат для обучения счету до 10, как в прямой, так и в обратной последовательности, для знакомства с цифрами от 0 до 9, а также для формирования умения соотносить количества в пределах десяти и соответствующие им числа.
Материалы -
«Цифры из шершавой бумаги» «Счетные штанги и числа» «Ящик с веретёнами» – где ребёнок узнаёт смысл нуля, а также упражняется в соотнесении количеств и чисел;
Материалы для работы с геометрическими фигурами и формами -
«___»
Если ребёнок освоил материалы первой группы, он может переходить к материалам второй и третьей групп, с которыми лучше работать параллельно.
Вторая группа предназначена для знакомства с многозначными числами основными арифметическими действиями с ними: сложением и вычитанием.
Для начала нужно показать, какие именно элементарные математические представления и логические операции развиваются у детей в системе Монтессори.
Можно выделить этапы работы с сенсорными материалами.
1 Этап
- работа с предметами, основанной по признаку «Контраста»
В работе с геометрическими телами выбираются три предмета, наиболее контрастирующие по форме, – как правило, куб, шар, конус;
В работе с цветом выбираются таблички с тремя цветами спектра - красного, жёлтого и синего.
В работе с размерами начинается с предъявления ребёнку двух наиболее контрастных предметов – (толстого и тонкого) и (большого и маленького).
Материал – «Кубики»
Упражнения по поиску одинакового среди контрастов («идентичности») очень сильно фиксирует различия и делает их через это заметными. На первых двух этапах работы с сенсорными материалами у ребёнка начинает формироваться, таким же образом, представление о различии и равенстве.
2 Этап
- составление пар одинаковых по состоянию этого свойства предметов;
Работа с серией материалов, предназначенных для знакомства с формой плоских фигур, начинается с обследования формы трёх «основных» фигур – квадрата, круга и треугольника – путём обведения пальцами фигуры-вкладыша и соответствующего ей отверстия, а также сопоставления фигуры с отверстием[8].
Материал «Геометрические фигуры- вкладыши»
3 Этап
- градация или построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства;
Сериационные ряды. Процесс построения сериационного ряда состоит в последовательном выборе из имеющихся, ещё не упорядоченных предметов такого, который превосходит остальные по степени проявления данного свойства, т. е. предмета у которого это свойство проявляется в наибольшей степени.
Материал «ШТАНГИ», «БЛОКИ» «РОЗОВАЯ БАШНЯ»
«Заключительное упражнение на дифференциацию, - пишет Монтессори, - состоит в том, чтобы привести в правильный порядок градуированный ряд беспорядочно смешанных друг с другом предметов… с систематически разделённым по степеням различием».
4 Этап
- расширение словарного запаса за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности.
Весьма важным этапом работы с Монтессори-материалами, в частности с сенсорными, является расширение словарного запаса. В данном случае оно происходит за счёт усвоения и использования новых терминов, описывающих свойства и отношения предметов и явлений действительности. Как известно, часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос «Какой?», «Какая?», «Какое?» или «Какие?», называется прилагательным и их степеней сравнения. Иногда могут быть введены существительные, например названия геометрических фигур.
Заключение
Особенностью развития математических представлений в педагогической системе Монтессори является то, что ребёнок движется от восприятия конкретных предметов, сравнения их друг с другом к построению рядов от большего к меньшему и пр.
При этом он действует сообразно интенсивно развивающимся в этот период его жизни чувствам: зрению, слуху, осязанию и др.
Детский ум одновременно впитывает многообразный сенсорный и моторный опыт, развивая при этом математические способности.