Юлия Саковская
Проект «Знакомство с родным городом»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Знакомство с родным городом
Вид проекта : творческо-информационный
Продолжительность проекта : долгосрочный (1 год).
Участники проекта : дети подготовительной к школе группы, воспитатели группы, родители.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Актуальность темы
Публикация «Проект „Знакомство с родным городом“» размещена в разделах
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств, чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы.
Итак, большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста оказывает знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили город. При этом родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Новокузнецком в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат проекта.
Цель проекта :
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному региону.
Задачи проекта :
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного региона;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к региону.
- Воспитание патриотизма и чувства гордости за свой край, своих земляков.
При разработке педагогического проекта нами были использованы следующие принципы:
• принцип историзма - реализуется путё м сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью подобран материал о городе Новокузнецке и Кемеровской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного региона.
• принцип гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
• принцип дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
• сотрудничество дошкольной организации с семьей – предполагает рассматривать семью и дошкольную образовательную организацию в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между родителями и педагогами;
• принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
• принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;
• принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды знаний, стремиться к достижению результата;
• принцип единства эмоционального и интеллектуального развития, проявляющегося в становлении жизненной позиции в результате взаимодействия деятельностной, эмотивной и личностной составляющих;
• ориентация на активную деятельность ребенка, которая основана на интересе, личностном смысле; формирует субъективную позицию ребенка, ответственность, разносторонние мотивации, вызывает положительные эмоции в процессе и результате выполняемых действий, что в совокупности стимулирует дальнейший личностный рост дошкольника;
• расширение жизненного опыта ребенка как условие реализации своего «Я» в той или иной форме деятельности и общения;
• принцип тематического планирования материала – предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности», «Производство».
Предварительная работа
• Анализ основных подходов к проблеме формирования патриотических чувств у дошкольников старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;
• Подбор диагностического инструментария для определения результатов работы: метод изучения продуктов детской деятельности; метод наблюдения; методы анкетирования родителей;
• Подбор и подготовка необходимого материала и оборудования для реализации стратегии формирования гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к родному городу.
Содержание проекта
Проект осуществлялся в нескольких направлениях: познавательное, аффективно-оценочное, деятельностное.
Познавательное направление отражено в накоплении знаний о городе Новокузнецке (история возникновения, достопримечательности, памятники, и т. д.).
Аффективно-оценочное направление отражено в формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
Деятельностное направление было реализовано через организацию продуктивной, игровой деятельности.
Содержание проекта представлено по тематическим блокам: «История возникновения города», «Символика», «Памятники ВОВ», «Культурно-исторические памятники», «Достопримечательности города», «Производство». Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о городе, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все темы связаны между собой логически и представляют целостную картину сведений о городе.
«История возникновения города» : дети знакомятся с историей возникновения города, историческими местами, получают знания о географическом местоположении города.
«Символика» : дошкольники знакомятся с гербом и флагом своего города, их значением.
«Памятники ВОВ» : дети знакомятся с подвигами людей, чьими именами названы улицы нашего города, узнают интересные факты о полководцах ВОВ, а также знакомятся с героическими поступками людей, роли города во время войны.
«Культурно-исторические памятники» : получают сведения о людях, внесших вклад в развитие нашего города, а также людях, чьими именами названы наши улицы.
«Достопримечательности» : формируют представления о культурной и общественной жизни нашего города.
«Производство» : дается представление о заводах, шахтах и их продукции, а также роли города в целом регионе.
Прогнозируемый результат
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в воспитательно-образовательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Новокузнецка, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Продукт проектной деятельности
• Презентации «Детям о городе Новокузнецке»;
• Комплекс бесед для детей «Наш любимый город»;
• Альбом «Путешествие по городу Новокузнецку глазами ребенка»
• Развивающие настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Словообразование», «Районы города», «Назови одним словом» и др.
Календарно-тематическое планирование
неделя Дети Родители
Сентябрь
Блок «История города»
1-я Беседа об истории возникновения города Сбор исторических фотографий о городе
2-я Рассматривание иллюстраций страницы прошлого Папка-раскладушка «История создания нашего города»
3-я Беседа «День рождения города» Папка-раскладушка «Современный город Новокузнецк»
4-я Рисование «Кузнецкая крепость прошлого» Выставка детских рисунков
Октябрь
Блок «Символика»
1-я Беседа «Герб нашего города, значение цветов» Консультация «Знакомим детей с символикой»
2-я Просмотр презентации на тему «Символика города Новокузнецка» Папка-передвижка «История создания герба города»
3-я Настольно-печатная игра на закрепление «Герб города»
4-я Лепка «Герб города» Выставка продуктов детской деятельности
Ноябрь
Блок «Культурно-исторические памятники»
1-я Рассматривание иллюстраций «История возникновения Культурно-исторических памятников города» Папка-передвижка «Памятники города»
2-я Просмотр презентации «Их именами названы улицы нашего города» Папка-передвижка «Улицы нашего города»
3-я Составление рассказа «Вот моя улица» Подготовка сообщения вместе с ребенком «Улица, на которой я живу»
4-я Настольно-печатные игры: «Опиши-отгадай», «Собери и назови»
Декабрь
Блок «Достопримечательности»
1-я Рассматривание иллюстраций достопримечательностей
«Места отдыха горожан» Сбор фотографий «Любимые места отдыха совместно с детьми»
2-я Составление рассказа «Мои любимые места» Папка-передвижка «Места отдыха горожан»
3-я Настольно-печатные игры: «Ассоциации», «Опиши-отгадай» Выставка альбома «Путешествие по городу Новокузнецку глазами детей»
4-я Рисование «Место отдыха, где я больше люблю бывать» Выставка детских рисунков
Январь
Блок «Достопримечательности»
2-я Беседа «Районы города. Их название и расположение на карте»
Консультация «Знакомим детей с достопримечательностями, расположенных в различных районах нашего города»
3-я Просмотр презентации «Районы города и достопримечательности» Папка-передвижка «Достопримечательности районов города»
4-я Настольно-печатная игра «Районы города»
Февраль
Блок «Производство»
1-я Ознакомительная беседа «Заводы нашего города» Подготовка сообщений вместе с детьми «Место работы родителей».
2-я Рассказ детей «Мой папа (или мама) работают на заводе» Папка-передвижка «Заводы города и их продукция»
3-я Просмотр презентации «Заводы и районы, в которых они находятся. Готовая продукция» Сбор фотографий родителей с места работы (завод).
4-я Настольно-печатная игра на закрепление «Заводы города», «Словообразование» Выставка фотографий родителей с рабочих мест.
Март
Блок «Производство»
1-я Вводная беседа «Мой город – город шахтеров» Консультация «Расскажите детям о труде шахтера»
2-я Просмотр презентации «День шахтера» Папка-передвижка «День шахтера»
3-я Рассматривание иллюстраций «Специальная техника на шахтах» Сбор фотографий с места работы родителей-шахтеров
4-я Лепка по выбору детей «Специальная техника» Выставка продуктов детской деятельности
Апрель
Блок «Памятники ВОВ»
1-я Беседа «Наш город во время ВОВ»
Консультация «Расскажите детям о войне»
2-я Рассматривание иллюстраций «Памятники ВОВ в нашем городе» Папка – передвижка «Памятники нашего города»
3-я Составление рассказов о памятниках «Неизвестный солдат», «Бульвар героев» и др. Экскурсия с детьми к памятникам ВОВ.
4-я Аппликация «Памятники ВОВ»
Выставка фотографий с экскурсии по городу к памятникам войны
Май «Ветераны ВОВ»
1-я Просмотр презентации «Знаменитые подвиги земляков» Папка-раскладушка «9 мая»
2-я Беседа «День Победы – это праздник со слезами на глазах»
Изготовление открыток ветеранам Участие в акции «Спасибо деду за Победу!»
3-я Итоговая беседа «Мой любимый город в годы Войны» Выставка детских рисунков «Мир в моем любимом городе»