Татьяна Матвеева
Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх
Матвеева Т. Ю.
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Научный руководитель:
старший преподаватель Л. Л. Ильина
Развитие ловкости у детей 5 – 6 лет в соревновательных играх.
Публикация «Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх» размещена в разделах
Поиск новых путей решения проблемы развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности связан с необходимостью изучения закономерностей, методологических и методических условий совершенствования процесса развития физических качеств дошкольников как основы физической подготовленности.
В разработке содержания и методики разных форм организации физического воспитания важную роль сыграли работы Л. В. Артамоновой [17], Е. Н. Вавиловой [5], М. М. Конторович [8], Л. И. Михайловой [13], Н. А. Ноткиной [10], Т. И. Осокиной [14], Н. В. Полтавцевой [13], Э. Я. Степаненковой [14], Е. А. Тимофеевой[16], В. Г. Фролова[15], Г. П. Юрко[17] и др.
Существует множество форм и методов развития ловкости у детей : подвижные игры, соревновательные игры, спортивно - оздоровительные досуги, занятия по физическому развитию. В процессе разнообразных форм организации происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, но и их закрепление, и совершенствование, формирование новых психических процессов, новых качеств личности ребенка. В исследованиях Е. Н. Вавиловой [6] по развитию ловкости, подчеркивается необходимость более широкого использования ходьбы, бега, лазания, катания на велосипеде и т. д. Именно в основных движениях участвует большое число мышечных групп, что способствует всестороннему физическому развитию и воспитанию. Достоинствами применяемых движений являются их динамизм, простота, возможность использования в различных играх.
Таким образом, основываясь на анализе теоретических источников, нами установлено противоречие между объективной потребностью в развитии ловкости у детей 5 6 лет, и уровнем практической разработанности данной проблемы. Выявленное противоречие обуславливает постановку проблемы: каковы педагогические условия развития ловкости у детей 5 6 лет?
Целью данной исследовательской работы стало выявление педагогических условий развития ловкости у детей 5 – 6 лет в соревновательных играх.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 9» г. Чебоксары Чувашской Республики с детьми двух групп в количестве 40 человек: 20 детей экспериментальная группа (ЭГ,
20 детей контрольная группа (КГ).
В ходе эксперимента были использованы следующие методики: «Подбрасывание и ловля мяча» и «Челночный бег» М. А. Руновой [11].
Анализ результатов по первой методике («Подбрасывание и ловля мяча») показывает, что большинство детей обеих групп имеют высокий и средний уровни развития умений в составлении сюжетного рассказа по серии сюжетных картинок. Низкий уровень зафиксирован у 25% испытуемых из общего числа обследованных.
Изучения данных диагностик показывает, что результаты детей ЭГ и КГ примерно одинаковые. Высокий уровень в ЭГ зафиксирован у 6 детей (30%, в КГ этот показатель чуть ниже, он обнаружен у 5 детей (25%). Эти дети принимали правильное исходное положение и сохраняли его. Движения у этих детей были точные, координированные при броске и ловле мяча. При ловле мяча хорошо ориентировались в пространстве, не наталкивались на других детей, сохраняли равновесие тела в движении и в статическом положении. Для этих детей была характерна высокая скорость реакции при ловле мяча.
Средний уровень в ЭГ показали 9 детей (45%, а в КГ – 10 детей (50%).
Эти дети правильно принимают исходное положение, но не сохраняют его до конца выполнения задания. Движения у них точные, координированные при бросании мяча. Однако, при ловле мяча допускают ошибки, теряют мяч. Ориентируется в пространстве, но не всегда сохраняет равновесие тела. Например, у Саши Ч. (ЭГ) реакция не всегда была высокой, она отвлекалась на дополнительные раздражители.
Низкий уровень в обеих группах показали по 5 детей (25%). Нужно отметить, что дети принимают исходное положение, но не сохраняют его. Им характерна низкая координация движений, движения при ловле мяча не точные. Дети часто теряют мяч, у них отсутствует хорошая пространственная ориентировка. Положение тела сохраняют только в статическом положении, в движении теряет. Скорость реакции при ловле мяча низкая.
Для определения уровня развития способности быстро и точно перестраивать свои действия у детей 5- 6 лет нами использовалась методика «Челночный бег» (М. А. Рунова [11]).
Данные, полученные в результате проведения методики «Челночный бег», свидетельствуют о том, что высокий уровень сформированности способности быстро и точно перестраивать свои действия продемонстрировали 4 ребёнка в ЭГ(20%) и 6 в КГ(30%). Дети, показавшие высокий уровень, умеют быстро и точно перестраивать свои действия при беге. Обегают каждый кубик, не задевая его. Ребята сохраняют правильное положение тела во время бега. Движения у них точные, координированные. При беге дети хорошо ориентируется в пространстве, скорость реакции при этом высокая
Средний уровень зафиксирован у большинства участников эксперимента – 10 детей в ЭГ (50%) и 9 детей в КГ (45%). Например, Никита С. (ЭГ) быстро и точно перестраивал свои действия при беге. Он обегал каждый кубик, но задел некоторые из них. Ребёнок сохранял правильное положение тела во время бега. Движения его были точными, координированными. При беге хорошо ориентировался в пространстве, но не всегда ему удавалось сохранить равновесие тела. Скорость реакции была не всегда высокая, мальчик отвлекался на дополнительные раздражители.
Низкий уровень продемонстрировали 6 детей в ЭГ(30%) и 5 детей в КГ (20%). Например, Аня И. (КГ) не сумела быстро и точно перестроить свои действия при беге. Обегала не каждый кубик, задевала некоторые из них. Девочка не сохраняла правильное положение тела во время бега. Движения её были нескоординированные, отсутствовала хорошая пространственная ориентировка.
Мы посчитали необходимым определить итоговый уровень по сумме двух методик.
На основе полученных данных, по обозначенным выше методикам, можно судить о том, что высокий уровень ЭГ показывает у 25 % испытуемых – 10 детей, а в группе КГ – 11 детей, что составляет 27,5 %. В среднем уровне в обеих группах составляет – 47,5 % по 19 испытуемых. Низкий уровень по двум методикам ЭГ показаны у 27,5 % – 11 детей, а в КГ даны у 25 % – 10 детей. Констатирующий этап экспериментального исследования показал, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно выполнять предложенные им упражнения, координировать свои движения и прилагать точные мышечные усилия. Однако, нужно отметить, что многие дети столкнулись с некоторыми трудностями, которые связаны именно с недостаточным развитием у них ловкости.
Поэтому у старших дошкольников нужно продолжать формировать ловкость, применяя соревновательные игры.
Список литературы
1. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость / Е. Н. Вавилова. – Москва : Просвещение,1981.
2. Ильина, Л. Л. Современные подходы к организации двигательной активности детей дошкольного возраста / Л. Л. Ильина // Культурогенезные функции образования : развитие инновационных моделей : сборник научных трудов. – Чебоксары, Чуваш. гос. пед. унт, 2015.
3. Рунова, М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений, препод. и студ / М. А. Рунова. – Москва: МозаикаСинтез, 2004.
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : учеб. пособие / Э. Я. Степаненкова. – Москва: Воспитание дошкольника, 2006.