Папки-передвижки

Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

Светлана Замалетдинова
Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша»

срок реализации - 3 года

Автор-составитель: Замалетдинова Светлана Ильдусовна, воспитатель

Содержание

1. Целевой раздел 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи программы 5

2. Содержательный раздел 7

2.1. Мониторинг результатов освоения программы 7

2.2. Учебно-тематический план 8

3. Организационный раздел 12

3.1. Методическое обеспечение….…. …. 12

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Публикация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» разработана в соответствии с ФГОС ДО (далее Программа). Программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется один раз в неделю по 25-30 минут. Направленность программы – естественнонаучная.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др., логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого.

В 60-70 годы ХХ века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Особо значимым для этого периода было признание развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша основным дидактическим средством. Автор новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

изменение ситуации, осуществление преобразования;

активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

Вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных операций в измененных условиях обеспечивается многообразием деятельности. В результате дети становятся более самостоятельными,

инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах.

В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приемы.

Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша - признанный универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. Он разработан венгерским психологом и математиком 3. Дьенешем. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: логические блоки (А. Столяр, логические фигуры (М. Фидлер, логические кубики (Г. Копылов) и др. Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие предпосылок логического мышления.

Актуальность темы:

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.

Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация) у детей дошкольного возраста.

Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются :

Образовательные:

формировать сенсорные (предметно-действенные) способы познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

формировать логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

освоение исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

формировать представления о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);

овладение математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.

Развивающие :

развивать умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;

развивать интеллектуально-творческие проявления детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

развивать активность и инициативность детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т. д. ;

Воспитательные:

воспитывать готовность к обучению в школе: самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Ожидаемый результат:

У детей сформированы базисные математические представления о геометрических фигурах, форме предметов, размере, цвете. Воспитанники научились производить действия в уме, сформированы умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладели навыками моделирования. Развиты мыслительные умения, познавательные процессы, коммуникативные навыки. Дети проявляют интерес к математике, интеллектуальным играм, соблюдают нормы поведения и правил игр.

2. Содержательный раздел

2.1. Мониторинг результатов освоения программы

Мониторинг результатов освоения программы по развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша осуществляется два раза в год (сентябрь, май). При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок. Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить слабые стороны освоения Программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Основные диагностические методы и приё мы:

логические и математические игры;

проблемные ситуации, задачи, вопросы;

творческие ситуации, задачи, вопросы;

экспериментирование и исследовательская деятельность;

логико-математические сюжетные игры.

Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальные;

подгрупповые;

групповые.

Критерии оценки (4 - 5 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, сравнивают и группируют объекты по трем свойствам и по двум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине, называют общие свойства групп (все круглые большие, все маленькие тонкие, составляют логические цепочки по двум свойствам одновременно, комментируют свои действия, пользуются знаками-символами.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

Критерии оценки (5 - 6 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют свойства объектов, сравнивают по двум-трем признакам, находят объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуют по правилам. Зашифровывают (кодируют) и расшифровывают (декодируют) свойства, пользуются отрицанием. Разбивают и группируем блоки по двум и трем признакам.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

Критерии оценки (6 - 7 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют, сравнивают объекты по двум-трем-четырем свойствам, находят одинаковые и разные блоки, зашифровывают и расшифровывают информацию. Умеют составлять логические задачи на классификацию по совместимым свойствам.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

2.2. Учебно-тематический план

Общий объём учебной нагрузки

п/п Название темы Количество часов

Всего Теоретические занятия Практические занятия

1-й год обучения (для воспитанников от 4 до 5 лет)

1. Анализируем свойства, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.

Сравниваем блоки по одному признаку. 3 2 1

2. Знакомимся со знаками-символами.

Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами.

Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному признаку. 5 2 3

3. Анализируем одно-два свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.

Анализируем, сравниваем объекты по одному и двум признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами. 8 3 5

4. Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному и двум признакам.

Сравниваем и уравниваем по количеству блоки.

Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие. 8 3 5

5. Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам.

Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем блоки и группируем их по

двум признакам. 12 3 9

Итого: 36 13 23

2-й год обучения (для воспитанников от 5 до 6 лет)

1. Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся

знаками-символами; находим

блоки по трем знакам-символам. 6 2 4

2. Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства; обозначаем свойства знаками-символами. 6 2 4

3. Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. 6 2 4

4. Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки. 9 2 7

5. Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам.

Находим закономерности.

Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на четыре группы. 9 2 7

Итого: 36 10 26

3-й год обучения (для воспитанников от 6 до 7 лет)

1. Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем-четырем свойствам, находим одинаковые и разные блоки.

Разбиваем и группируем блоки по трем признакам.

Находим закономерности.

Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 6 2 4

2. «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем.

Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы.

Разбиваем и группируем блоки по трем-четырем признакам

Находим закономерности. 6 2 4

3. Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.

«Читаем» схемы, следуем правилам, придумываем и «записываем» новые правила

Ориентируемся по знакам на плоскости листа.

Изменяем в уме свойства блоков. 6 2 4

4. Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 части.

Придумываем новые правила классификации по совместимым свойствам.

Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 9 2 7

5. Пробуем разбивать блоки по трем совместимым свойствам на восемь групп.

Придумываем свои логические игры на классификацию по совместимым свойствам.

Составляем альбом придуманных игр «Логическая копилка». 9 2 7

Итого: 36 10 26

3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение

1. Альбом «Праздник в стране блоков» (Блоки Дьенеша для старших).

2. Альбом-игра «Поиск затонувшего клада» (Блоки Дьенеша для старших).

3. Алябьева Е. : Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - Издательство: Сфера, 2019.

4. Белошистая А. В. : Развитие логического мышления у дошкольников. Учебное пособие Издательство: НИЦ ИНФРА-М.

5. Борисенко М. Г., Н. А. Лукина: Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию 5 – 6 лет. Издательство: Санкт – Петербург «Паритет», 2007.

6. Вербенец А. М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста // Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

7. Гоголева В. Г. : Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4 – 7 лет. Издательство: Детство-Пресс.

8. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. - СПб. : Корвет, 2001.

9. Захарова Н. : Играем с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство-Пресс, 2018.

10. Михайлова З. А., Носова Е. А. Редактор: Ермолаев С. Д. : Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Издательство: Детство-Пресс, 2019 г.

11. Михайлова З. А., Носова Е. А. : Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб, 2016.

12. Фидлер М. : Математика уже в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.

13. Финкельштейн Б. Б., «Лепим нелепицы» (альбом для детей 4 лет).

14. Финкельштейн Б. Б., «Поиск затонувшего клада».

15. Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. «Праздник в стране блоков 2».

16. Финкельштейн Б. Б., «Спасатели приходят на помощь» (альбом для детей 5-8 лет).

17. Финкельштейн Б. Б., «Страна блоков и палочек» (альбом для детей 4—7 лет).

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Цель: развиватье детей. Задачи: уточнить и закрепить знание детьми счета в пределах 5 и геометрических фигур, развивать умение ориентироваться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 00:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Замалетдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Передвижка «День воссоединения Донбасса и Новороссии с Россией»

30 сентября в нашей стране отмечается особая памятная дата — День воссоединения Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области с Российской...

27 сентября. День работников дошкольного образования

Сегодня свой профессиональный праздник отмечают все дошкольные работники. Этот праздник сравнительно молодой, но с каждым годом он приобретает всю большую важность для нашего общества и страны.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД