Светлана Замалетдинова
Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша»
срок реализации - 3 года
Автор-составитель: Замалетдинова Светлана Ильдусовна, воспитатель
Содержание
1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Цели и задачи программы 5
2. Содержательный раздел 7
2.1. Мониторинг результатов освоения программы 7
2.2. Учебно-тематический план 8
3. Организационный раздел 12
3.1. Методическое обеспечение….…. …. 12
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Публикация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2024
Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» разработана в соответствии с ФГОС ДО (далее Программа). Программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется один раз в неделю по 25-30 минут. Направленность программы – естественнонаучная.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.
По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др., логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого.
В 60-70 годы ХХ века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Особо значимым для этого периода было признание развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша основным дидактическим средством. Автор новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.
Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:
оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;
представление возможных изменений объектов и предвидение результата;
изменение ситуации, осуществление преобразования;
активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.
Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).
В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.
Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.
Вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных операций в измененных условиях обеспечивается многообразием деятельности. В результате дети становятся более самостоятельными,
инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах.
В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.
Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приемы.
Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются логические блоки Дьенеша.
Логические блоки Дьенеша - признанный универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. Он разработан венгерским психологом и математиком 3. Дьенешем. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: логические блоки (А. Столяр, логические фигуры (М. Фидлер, логические кубики (Г. Копылов) и др. Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие предпосылок логического мышления.
Актуальность темы:
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.
Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация) у детей дошкольного возраста.
Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются :
Образовательные:
формировать сенсорные (предметно-действенные) способы познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;
формировать логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;
освоение исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);
формировать представления о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);
овладение математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.
Развивающие :
развивать умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;
развивать интеллектуально-творческие проявления детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
развивать активность и инициативность детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т. д. ;
Воспитательные:
воспитывать готовность к обучению в школе: самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Ожидаемый результат:
У детей сформированы базисные математические представления о геометрических фигурах, форме предметов, размере, цвете. Воспитанники научились производить действия в уме, сформированы умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладели навыками моделирования. Развиты мыслительные умения, познавательные процессы, коммуникативные навыки. Дети проявляют интерес к математике, интеллектуальным играм, соблюдают нормы поведения и правил игр.
2. Содержательный раздел
2.1. Мониторинг результатов освоения программы
Мониторинг результатов освоения программы по развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша осуществляется два раза в год (сентябрь, май). При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок. Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить слабые стороны освоения Программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Основные диагностические методы и приё мы:
логические и математические игры;
проблемные ситуации, задачи, вопросы;
творческие ситуации, задачи, вопросы;
экспериментирование и исследовательская деятельность;
логико-математические сюжетные игры.
Формы проведения педагогической диагностики:
индивидуальные;
подгрупповые;
групповые.
Критерии оценки (4 - 5 лет) :
От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, сравнивают и группируют объекты по трем свойствам и по двум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине, называют общие свойства групп (все круглые большие, все маленькие тонкие, составляют логические цепочки по двум свойствам одновременно, комментируют свои действия, пользуются знаками-символами.
От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.
Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.
Критерии оценки (5 - 6 лет) :
От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют свойства объектов, сравнивают по двум-трем признакам, находят объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуют по правилам. Зашифровывают (кодируют) и расшифровывают (декодируют) свойства, пользуются отрицанием. Разбивают и группируем блоки по двум и трем признакам.
От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.
Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.
Критерии оценки (6 - 7 лет) :
От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют, сравнивают объекты по двум-трем-четырем свойствам, находят одинаковые и разные блоки, зашифровывают и расшифровывают информацию. Умеют составлять логические задачи на классификацию по совместимым свойствам.
От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.
Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.
2.2. Учебно-тематический план
Общий объём учебной нагрузки
№
п/п Название темы Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
1-й год обучения (для воспитанников от 4 до 5 лет)
1. Анализируем свойства, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.
Сравниваем блоки по одному признаку. 3 2 1
2. Знакомимся со знаками-символами.
Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами.
Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному признаку. 5 2 3
3. Анализируем одно-два свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.
Анализируем, сравниваем объекты по одному и двум признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами. 8 3 5
4. Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному и двум признакам.
Сравниваем и уравниваем по количеству блоки.
Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие. 8 3 5
5. Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам.
Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем блоки и группируем их по
двум признакам. 12 3 9
Итого: 36 13 23
2-й год обучения (для воспитанников от 5 до 6 лет)
1. Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся
знаками-символами; находим
блоки по трем знакам-символам. 6 2 4
2. Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства; обозначаем свойства знаками-символами. 6 2 4
3. Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. 6 2 4
4. Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки. 9 2 7
5. Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам.
Находим закономерности.
Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на четыре группы. 9 2 7
Итого: 36 10 26
3-й год обучения (для воспитанников от 6 до 7 лет)
1. Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем-четырем свойствам, находим одинаковые и разные блоки.
Разбиваем и группируем блоки по трем признакам.
Находим закономерности.
Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 6 2 4
2. «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем.
Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы.
Разбиваем и группируем блоки по трем-четырем признакам
Находим закономерности. 6 2 4
3. Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.
«Читаем» схемы, следуем правилам, придумываем и «записываем» новые правила
Ориентируемся по знакам на плоскости листа.
Изменяем в уме свойства блоков. 6 2 4
4. Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 части.
Придумываем новые правила классификации по совместимым свойствам.
Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 9 2 7
5. Пробуем разбивать блоки по трем совместимым свойствам на восемь групп.
Придумываем свои логические игры на классификацию по совместимым свойствам.
Составляем альбом придуманных игр «Логическая копилка». 9 2 7
Итого: 36 10 26
3. Организационный раздел
3.1. Методическое обеспечение
1. Альбом «Праздник в стране блоков» (Блоки Дьенеша для старших).
2. Альбом-игра «Поиск затонувшего клада» (Блоки Дьенеша для старших).
3. Алябьева Е. : Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - Издательство: Сфера, 2019.
4. Белошистая А. В. : Развитие логического мышления у дошкольников. Учебное пособие Издательство: НИЦ ИНФРА-М.
5. Борисенко М. Г., Н. А. Лукина: Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию 5 – 6 лет. Издательство: Санкт – Петербург «Паритет», 2007.
6. Вербенец А. М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста // Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
7. Гоголева В. Г. : Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4 – 7 лет. Издательство: Детство-Пресс.
8. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. - СПб. : Корвет, 2001.
9. Захарова Н. : Играем с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство-Пресс, 2018.
10. Михайлова З. А., Носова Е. А. Редактор: Ермолаев С. Д. : Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Издательство: Детство-Пресс, 2019 г.
11. Михайлова З. А., Носова Е. А. : Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб, 2016.
12. Фидлер М. : Математика уже в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.
13. Финкельштейн Б. Б., «Лепим нелепицы» (альбом для детей 4 лет).
14. Финкельштейн Б. Б., «Поиск затонувшего клада».
15. Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. «Праздник в стране блоков 2».
16. Финкельштейн Б. Б., «Спасатели приходят на помощь» (альбом для детей 5-8 лет).
17. Финкельштейн Б. Б., «Страна блоков и палочек» (альбом для детей 4—7 лет).