МААМ-картинки

Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша

Светлана Замалетдинова
Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша»

срок реализации - 3 года

Автор-составитель: Замалетдинова Светлана Ильдусовна, воспитатель

Содержание

1. Целевой раздел 3

1.1. Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи программы 5

2. Содержательный раздел 7

2.1. Мониторинг результатов освоения программы 7

2.2. Учебно-тематический план 8

3. Организационный раздел 12

3.1. Методическое обеспечение….…. …. 12

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Темочки:

Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» разработана в соответствии с ФГОС ДО (далее Программа). Программа имеет практическое значение и предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Программа реализуется один раз в неделю по 25-30 минут. Направленность программы – естественнонаучная.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

По мнению исследователей (Ж. Пиаже, Г. Дональдсон, Г. Гарднер и др., логико-математическое познание окружающего мира представлено включенностью ребенка в процесс освоения пространственных признаков (расположение объектов, классификации и сериации, количества. Ребенок постепенно переходит от указания на факты (свойства, отношения) к утверждениям по поводу идентичности, равночисленности; от действий познания (упорядочения, составления столбцов и рядов) к выявлению отношений соответствия, порядка, части и целого.

В 60-70 годы ХХ века начался активный поиск новых подходов к содержанию математического развития дошкольников, а также средств, форм и способов его реализации. Особо значимым для этого периода было признание развивающих игр и обучающих игр с использованием логических блоков 3. Дьенеша основным дидактическим средством. Автор новых идей, помимо эффективного воздействия этих средств на познавательную и личностную сферы ребенка, интересовала возможность с их помощью отойти от стереотипов в развитии и обучении, активизировать практическую и умственную деятельность дошкольников.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учетом современного взгляда на пропедевтику у детей 4-7 лет математических способностей. К важнейшим из них относят:

оперирование образами, установление связей и зависимостей, фиксирование их графически;

представление возможных изменений объектов и предвидение результата;

изменение ситуации, осуществление преобразования;

активные результативные действия, как в практическом, так и в идеальном плане.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счет, измерение, классификация, сериация и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребенка с взрослыми и сверстниками, что создает условия для проявления активности и самореализации личности ребенка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребенком необходимых практических и умственных результативных действий, способствует развитию мышления и речи. Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребенка.

Вариативность представлений и применимость освоенных практических и мыслительных операций в измененных условиях обеспечивается многообразием деятельности. В результате дети становятся более самостоятельными,

инициативными, независимыми от взрослого (в том числе и в плане организации своей познавательно-творческой деятельности, уверенными в своих силах.

В современных исследованиях подчеркивается особая значимость логико-математических представлений. Г. Гарднер обращает внимание на то, что именно в них обобщенно структурируются свойства, связи и отношения предметов и явлений; на их основе в дальнейшем у ребенка возникают научные понятия.

Непременным условием эффективности логико-математической деятельности является привлечение детей к анализу свойств и отношений, зависимостей и закономерностей через разнообразные действия и приемы.

Важнейшим дидактическим пособием логико-математического развития дошкольников являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки Дьенеша - признанный универсальный дидактический материал логико-математического развития детей дошкольного возраста. Он разработан венгерским психологом и математиком 3. Дьенешем. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: логические блоки (А. Столяр, логические фигуры (М. Фидлер, логические кубики (Г. Копылов) и др. Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие предпосылок логического мышления.

Актуальность темы:

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Опыт педагогов показал эффективность использования логических блоков Дьенеша, как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями. Они развивают у детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также восприятие, речь, память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребёнок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму, моделирует и кодирует информацию). Каждый ребенок стремится к творчеству и движению. Эта игра приносит детям радость, уверенность в себе, помогает узнавать себя и мир вокруг.

Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целеполагания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация) у детей дошкольного возраста.

Основными задачами логико-математического развития детей дошкольного возраста являются :

Образовательные:

формировать сенсорные (предметно-действенные) способы познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

формировать логико-математические представления о свойствах и отношениях, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах;

освоение исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, комбинирование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

формировать представления о логических способах познания (сравнение, классификация, сериация);

овладение математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления.

Развивающие :

развивать умения общаться в процессе решения познавательных задач: выдвигать идеи, включаться в обсуждение, пользуясь при этом точной, аргументированной и доказательной речью;

развивать интеллектуально-творческие проявления детей : находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

развивать активность и инициативность детей в познавательной деятельности: реконструировать познавательную задачу, находить нестандартный способ решения, придумывать задачи по аналогии и т. д. ;

Воспитательные:

воспитывать готовность к обучению в школе: самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.

Ожидаемый результат:

У детей сформированы базисные математические представления о геометрических фигурах, форме предметов, размере, цвете. Воспитанники научились производить действия в уме, сформированы умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладели навыками моделирования. Развиты мыслительные умения, познавательные процессы, коммуникативные навыки. Дети проявляют интерес к математике, интеллектуальным играм, соблюдают нормы поведения и правил игр.

2. Содержательный раздел

2.1. Мониторинг результатов освоения программы

Мониторинг результатов освоения программы по развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша осуществляется два раза в год (сентябрь, май). При этом учитывается адаптационный период пребывания детей в детском саду. Так, если он еще не закончен для ребенка, диагностику его развития для большей объективности целесообразно перенести на более поздний срок. Результаты педагогической диагностики позволяют выделить достижения и индивидуальные проявления ребенка, требующие педагогической поддержки, определить слабые стороны освоения Программы, наметить задачи работы и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Основные диагностические методы и приё мы:

логические и математические игры;

проблемные ситуации, задачи, вопросы;

творческие ситуации, задачи, вопросы;

экспериментирование и исследовательская деятельность;

логико-математические сюжетные игры.

Формы проведения педагогической диагностики:

индивидуальные;

подгрупповые;

групповые.

Критерии оценки (4 - 5 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, сравнивают и группируют объекты по трем свойствам и по двум признакам (цвету и размеру; размеру и толщине, называют общие свойства групп (все круглые большие, все маленькие тонкие, составляют логические цепочки по двум свойствам одновременно, комментируют свои действия, пользуются знаками-символами.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

Критерии оценки (5 - 6 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют свойства объектов, сравнивают по двум-трем признакам, находят объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуют по правилам. Зашифровывают (кодируют) и расшифровывают (декодируют) свойства, пользуются отрицанием. Разбивают и группируем блоки по двум и трем признакам.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

Критерии оценки (6 - 7 лет) :

От 2,4 до 3 баллов - сформирован. Дети самостоятельно выполняют задания, анализируют, сравнивают объекты по двум-трем-четырем свойствам, находят одинаковые и разные блоки, зашифровывают и расшифровывают информацию. Умеют составлять логические задачи на классификацию по совместимым свойствам.

От 1,3 до 2,4 балла – на стадии формирования. Базисные математические представления сформированы, мыслительные умения находятся в стадии формирования, выполняют задания частично или с помощью педагога.

Менее 1,3 балл – не сформирован. Ребенок не проявляет инициативу. Постоянно нуждается в помощи взрослого. Отказ от выполнения задания.

2.2. Учебно-тематический план

Общий объём учебной нагрузки

п/п Название темы Количество часов

Всего Теоретические занятия Практические занятия

1-й год обучения (для воспитанников от 4 до 5 лет)

1. Анализируем свойства, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.

Сравниваем блоки по одному признаку. 3 2 1

2. Знакомимся со знаками-символами.

Подбираем блоки и фигуры с другими свойствами.

Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному признаку. 5 2 3

3. Анализируем одно-два свойства блоков, выявляем их наличие и отсутствие, находим блоки.

Анализируем, сравниваем объекты по одному и двум признакам; находим объекты с одинаковыми и разными свойствами. 8 3 5

4. Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем и группируем по одному и двум признакам.

Сравниваем и уравниваем по количеству блоки.

Анализируем свойства объектов, выявляем их наличие и отсутствие. 8 3 5

5. Анализируем, сравниваем по двум признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам.

Ориентируемся на знаки-символы свойств, разбиваем блоки и группируем их по

двум признакам. 12 3 9

Итого: 36 13 23

2-й год обучения (для воспитанников от 5 до 6 лет)

1. Анализируем свойства объектов и выявляем их наличие или отсутствие; пользуемся

знаками-символами; находим

блоки по трем знакам-символам. 6 2 4

2. Ориентируемся на знаки-символы свойств и их отрицания; расшифровываем (декодируем) свойства; обозначаем свойства знаками-символами. 6 2 4

3. Анализируем, сравниваем по двум-трем признакам, находим объекты с одинаковыми и разными свойствами, действуем по правилам. 6 2 4

4. Зашифровываем (кодируем) и расшифровываем (декодируем) свойства; пользуемся отрицанием и характеризуем блоки. 9 2 7

5. Разбиваем и группируем блоки по двум и трем признакам.

Находим закономерности.

Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на четыре группы. 9 2 7

Итого: 36 10 26

3-й год обучения (для воспитанников от 6 до 7 лет)

1. Анализируем, сравниваем объекты по двум-трем-четырем свойствам, находим одинаковые и разные блоки.

Разбиваем и группируем блоки по трем признакам.

Находим закономерности.

Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 6 2 4

2. «Читаем» схемы, действуем по правилам и сами их составляем.

Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 группы.

Разбиваем и группируем блоки по трем-четырем признакам

Находим закономерности. 6 2 4

3. Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию.

«Читаем» схемы, следуем правилам, придумываем и «записываем» новые правила

Ориентируемся по знакам на плоскости листа.

Изменяем в уме свойства блоков. 6 2 4

4. Разбиваем блоки по двум совместимым свойствам на 4 части.

Придумываем новые правила классификации по совместимым свойствам.

Ориентируемся на знаки-символы, зашифровываем и расшифровываем информацию. 9 2 7

5. Пробуем разбивать блоки по трем совместимым свойствам на восемь групп.

Придумываем свои логические игры на классификацию по совместимым свойствам.

Составляем альбом придуманных игр «Логическая копилка». 9 2 7

Итого: 36 10 26

3. Организационный раздел

3.1. Методическое обеспечение

1. Альбом «Праздник в стране блоков» (Блоки Дьенеша для старших).

2. Альбом-игра «Поиск затонувшего клада» (Блоки Дьенеша для старших).

3. Алябьева Е. : Как развить логическое мышление у ребенка 5-8 лет. - Издательство: Сфера, 2019.

4. Белошистая А. В. : Развитие логического мышления у дошкольников. Учебное пособие Издательство: НИЦ ИНФРА-М.

5. Борисенко М. Г., Н. А. Лукина: Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию 5 – 6 лет. Издательство: Санкт – Петербург «Паритет», 2007.

6. Вербенец А. М. Моделирование как средство логико-математического развития детей дошкольного возраста // Михайлова 3. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / 3. А. Михайлова, Е. А. Носова, А. А. Столяр, М. Н. Полякова, А. М. Вербенец. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

7. Гоголева В. Г. : Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4 – 7 лет. Издательство: Детство-Пресс.

8. Давайте вместе поиграем: Методические советы по использованию дидактических игр с блоками и логическими фигурами / Сост. : Н. О. Лелявина, Б. Б. Финкельштейн. - СПб. : Корвет, 2001.

9. Захарова Н. : Играем с логическими блоками Дьенеша. Издательство: Детство-Пресс, 2018.

10. Михайлова З. А., Носова Е. А. Редактор: Ермолаев С. Д. : Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Издательство: Детство-Пресс, 2019 г.

11. Михайлова З. А., Носова Е. А. : Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб, 2016.

12. Фидлер М. : Математика уже в детском саду. – М. : Просвещение, 1981.

13. Финкельштейн Б. Б., «Лепим нелепицы» (альбом для детей 4 лет).

14. Финкельштейн Б. Б., «Поиск затонувшего клада».

15. Финкельштейн Б. Б., Лабутина Л. «Праздник в стране блоков 2».

16. Финкельштейн Б. Б., «Спасатели приходят на помощь» (альбом для детей 5-8 лет).

17. Финкельштейн Б. Б., «Страна блоков и палочек» (альбом для детей 4—7 лет).

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Картотека дидактических игр с использованием блоков Дьенеша Развитие мышления в дошкольном возрасте представляет собой сложный, последовательный процесс, претерпевающий различные изменения. В дошкольные.

Конспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группыКонспект НОД по развитию логико-математического мышления «Кто-кто в теремочке живет?» с детьми средней группы Цель: развиватье детей. Задачи: уточнить и закрепить знание детьми счета в пределах 5 и геометрических фигур, развивать умение ориентироваться.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника»Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Консультация педагога-психолога Консультация для педагогов и родителей «Формирование логико-математического мышления дошкольника» Каждый.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша
Опубликовано: 23 сентября 2024 в 00:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Замалетдинова (УИ 424272) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД