Приложение МААМ

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы

Елена Карачевцева
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы

Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Каждый воспитатель находится в постоянном поиске новых путей и подходов для развития детского мышления. И я - не исключение. Работая в старшей, подготовительной группе, решила помочь детям лучше подготовиться к школе, обучая их игре в шахматы.

Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы» размещена в разделах

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти.

Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина - и считает, и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление.

Несколько лет подряд работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине.

Свою работу над опытом я начала с создания и пополнения предметно-пространственной среды для обучения детей игры в шахматы.

Был создан игровой центр по шахматам. Подобраны и разработаны игры и игровое оборудование, направленное на начальную подготовку детей к игре в шахматы.

Также был изготовлен Лэпбук по шахматам, черные и белые полосы для создания игрового поля. Были изготовлены дидактические игры такие как : «Волшебный мешочек», "Собери доску", «Шахматный теремок», «Куча мала» и др.

Все дидактические игры и пособия были систематизированы и оформлены в картотеки. Эти игры и пособия способствуют созданию условий для освоения детьми игры в шахматы через развитие логического мышления, возможность лучше запомнить и усвоить материал.

Также был создан центр детского творчества, который помимо изо деятельности, включает и театральный уголок. Большой интерес вызывает «костюмерная», в которой находятся костюмы шахмат (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешки).

Например, при одевании плаща с определенной шахматной фигурой необходимо подобрать соответствующий головной убор (ободки с изображением шахматных фигур). Все это помогает детям разыгрывать небольшие сценки из жизни шахмат.

С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.

Знакомство детей с шахматами начала со средней группы. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функция мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут) и способны играть по установленным правилам.

Так же велась активная работа с родителями, они были главными моими помощниками. С целью повышения педагогической компетентности родителей проведены мероприятия: консультация «Как научить ребенка играть в шахматы», «Шахматы в дошкольном возрасте», родительское собрание «Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы», «Шахматы в развитии детей среднего возраста»

У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у меня радость за успешное завершение опыта и достижение поставленной цели.

Подводя итог можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.

Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги.

Публикации по теме:

Развитие ассоциативно-образного и логического мышления детей дошкольного возраста посредством развивающих игр Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни. И, поскольку развитие современного общества.

Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр АКТУАЛЬНОСТЬ Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических игр Пояснительная записка. Тема: «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи посредством дидактических.

Конспект игры по развитию логического мышления для старшего дошкольного возраста «Умники и умницы» Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Программное содержание. Задачи: Развивающие: • Развивать потребность в интеллектуальной активности.

Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры Математика входит в жизнь ребенка с момента его рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах?.

Опыт работы воспитателя «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение передового педагогического опыта. Содержание. №пп Содержание № страницы 1 Условия возникновения и становления опыта 3 2 Актуальность.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по математике посредством дидактических игр и упражнений».

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Аннотация. В дошкольном возврате игра – основной вид детской деятельности, который ведет за собой качественные изменения в психике ребенка.

Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста Развитие математических способностей и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Самообразование «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Умка» Тема самообразования «Развитие логического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы
Опубликовано: 29 ноября 2019 в 13:34
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы» (включая файлы) размещена пользователем Елена Карачевцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД