Елена Карачевцева
Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы
▼ Скачать + Заказать документы
Умственное развитие, развитие мышления является важной стороной в развитии личности дошкольников, в частности ее познавательной сферы. Каждый воспитатель находится в постоянном поиске новых путей и подходов для развития детского мышления. И я - не исключение. Работая в старшей, подготовительной группе, решила помочь детям лучше подготовиться к школе, обучая их игре в шахматы.
Публикация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Шахматы. Сценарии развлечений
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития, самовоспитания. В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось, шахматам… Игра в шахматы воспитывает сосредоточенность. Но самое главное – это развитие памяти.
Прошли тысячелетия, но шахматы не потеряли свою актуальность и по сей день. В эпоху автоматизации, когда все за нас решает машина - и считает, и пишет, и ошибки исправляет, когда мозг наш потихоньку перестает работать, такая игра, как шахматы, заставляет сконцентрировать произвольное внимание, улучшает память, развивает логическое мышление.
Несколько лет подряд работаю со старшим дошкольным возрастом. В этом возрасте остро стоит вопрос интеллектуального развития детей, подготовки детей к школе. Проблема интеллектуального воспитания, а именно развитие памяти, мышления, восприятия, речи, внимания, математических способностей, плавно перешла в тему моего самообразования «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством интеллектуальной игры в шахматы». Желание быстро и эффективно достичь поставленной цели привело меня к проверенной временем и мудрой игре, к шахматам. Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине.
Свою работу над опытом я начала с создания и пополнения предметно-пространственной среды для обучения детей игры в шахматы.
Был создан игровой центр по шахматам. Подобраны и разработаны игры и игровое оборудование, направленное на начальную подготовку детей к игре в шахматы.
Также был изготовлен Лэпбук по шахматам, черные и белые полосы для создания игрового поля. Были изготовлены дидактические игры такие как : «Волшебный мешочек», "Собери доску", «Шахматный теремок», «Куча мала» и др.
Все дидактические игры и пособия были систематизированы и оформлены в картотеки. Эти игры и пособия способствуют созданию условий для освоения детьми игры в шахматы через развитие логического мышления, возможность лучше запомнить и усвоить материал.
Также был создан центр детского творчества, который помимо изо деятельности, включает и театральный уголок. Большой интерес вызывает «костюмерная», в которой находятся костюмы шахмат (король, ферзь, ладья, слон, конь, пешки).
Например, при одевании плаща с определенной шахматной фигурой необходимо подобрать соответствующий головной убор (ободки с изображением шахматных фигур). Все это помогает детям разыгрывать небольшие сценки из жизни шахмат.
С детьми сочиняем сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделываем сказки на свой лад, например, «Колобок», «Репа», играем в речевые игры, такие как «Чудесный мешочек», «Черный ящик», дидактические игры на память, например «что изменилось», «построй так, как было» и другие развивающие игры на доске или просто с фигурами.
Знакомство детей с шахматами начала со средней группы. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функция мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К пяти годам дети становятся усидчивы, (могут заниматься одним видом деятельности в течение 20-25 минут) и способны играть по установленным правилам.
Так же велась активная работа с родителями, они были главными моими помощниками. С целью повышения педагогической компетентности родителей проведены мероприятия: консультация «Как научить ребенка играть в шахматы», «Шахматы в дошкольном возрасте», родительское собрание «Развитие логического мышления через организацию игр в шахматы», «Шахматы в развитии детей среднего возраста»
У родителей положительные эмоции-дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы. У детей - радость от своих успехов, а у меня радость за успешное завершение опыта и достижение поставленной цели.
Подводя итог можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста.
Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги.