Ирина Пашкина
Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры
Математика входит в жизнь ребенка с момента его рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост- 53 см, вес- 3 кг 400 граммов, время рождения- 13 часов 20 минут.
Публикация «Развитие элементарного логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Ребенок растет, и каждый день слышит много для себя нового, в частности слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало- помалу начинает вникать в их смысл.
Дошкольное детство- это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
В связи с этим я решаю следующие задачи, направленные на развитие элементарного логического мышления детей :
• Развивать эмоциональную отзывчивость детей через игры с математическим содержанием.
• Формировать систему знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.
• Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).
• Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.
• Развивать мелкую моторику и зрительно- двигательную координацию.
Отбор познавательных задач я осуществляла исходя из современных требований к обучению дошкольников, а именно:
Придания обучению развивающего и воспитывающего характера;
Обеспечение максимальной активности детей;
Занимательность, последовательность в усложнении;
Интегрированный подход к содержанию и организации педагогического процесса.
Проводя беседы, анкетирование родителей, я обнаружила, что многие из них считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу.
Полноценное развитие становится возможным только при условии выполнения ими активных самостоятельных действий. У каждого у детей свои предпочтения интересы. Каждый что-то лучше знает и особенно любит. Возникновение такого желания и его реализация имеет большое значение для развития ребенка и его способностей. Поэтому я создала в группе необходимые условия для самостоятельной деятельности детей. Я оформила уголок занимательной математики, куда я поместила разнообразные развивающие игры, раздаточный материал, головоломки.
Вначале я провела работу с детьми по знакомству с местом хранения и научила по мере необходимости самостоятельно пользоваться играми. Весь материал хранится в удобном месте, доступ к нему свободный.
Обогатив предметно - развивающую среду различными пособиями, создав условия для индивидуальной, самостоятельной деятельности детей я стала активно использовать его на занятиях по развитию логического мышления.
Включаю в занятия игры, насыщенные логическим содержанием, в них моделируются логические конструкции, а в процессе игры решаем задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Эти занятия помогают детям в дальнейшем обучении успешно овладевать основами математики и информатики.
Свою работу по развитию логического мышления я начала с ознакомления с цветными палочками Кюизенера, геометрическими фигурами Дьенеша, которые вызвали у детей большой интерес. Я принесла новые кубики, которые дети еще не видели, поставила 4 стола, и высыпала на середину каждого стола геометрические разноцветные фигурки, предварительно рассортировав по форме : на один стол круги, на второй- прямоугольники, на третий- квадраты, на четвертый- треугольники. За каждый стол посадила по 5 детей. «Это какая-то новая мозаика»- удивлялись дети. С моей помощью они распределили геометрические фигуры по цвету, потом по величине и толщине. Следующий раз игра проводилась иначе: ребенок, видя перед собой какую-то геометрическую фигуру, должен был перечислить четыре её признака: форму, величину, цвет. Для проверки того, насколько хорошо дети усвоили признаки геометрических фигур, был введен специальный код, графически изображающий эти признаки с помощью рисунков. С этой целью я использовала код, предложенный для дошкольников профессором Семадени.
Для детей это было что-то новое. Они были удивлены, что могут «прочитать», какой является выбранная геометрическая фигура. Интерес к тому, что они сами могут «диктовать», «записывать», «читать» про признаки геометрической фигуры не угасал довольно долго. Собираясь по утрам около таблицы, дети описывали все новые и новые геометрические фигуры с помощью принятого кода. Такими упражнениями они занимались по собственной инициативе в самое разное время. Наконец, пришло время учиться самостоятельно «записывать» признаки тех или иных геометрических фигур. Каждый ребенок получил лист бумаги, на котором была изображена таблица, состоящая из двух строк по 4 клетки, в которых дети должны были сами зарисовать знаки кода:
.
Дидактическая игра состояла в том, что дети должны были «закодировать» и «записать» признаки геометрической фигуры, вытянутой из мешочка. Я пояснила, что они должны рисовать знаки кода, начиная с первой верхней левой клетки, и попросила показать эту клеточку в своих таблицах. Закодировав признаки геометрической фигуры, дети пытались читать по таблице, какой является описанная геометрическая фигура. Кто-нибудь из них высоко поднимал геометрическую фигуру и громко зачитывал описанные в таблице признаки, остальные проверяли, правильно ли была сделана запись.
В следующие дни я старалась вовлечь в игру прежде всего тех детей, которые в первый день отсутствовали, а также тех, для кого она оказалась трудной. Таким образом, дети научились свободно пользоваться кодом. Это позволило ввести знак отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест-накрест соответствующего кодирующего рисунка.
Игра «Угадай, какой кубик» помогает детям легко усвоить использование знаков отрицания: за столом сидят несколько ребят, на столе лежат приготовленные карточки с кодом. Дети читают знаки отрицания и определяют альтернативные значения признака величины:
- круг желтый, тонкий, не большой, т. е. маленький.
Эти игры очень нравятся детям и полезны с познавательной точки зрения. Они способствуют выработке умения правильно определять признаки геометрических фигур и пользоваться кодом.
Теперь перейду к играм, предназначенным для развития логического мышления.
Игры, в которых используются геометрические фигуры, предназначенные для развития логического мышления, способствуют приобретению навыков образования множеств, характеризующихся двумя различными признаками. Такого рода игры я организовывала с группами детей. Дети клали на середину стола два кольца. В одно из колец дети выкладывали все желтые фигуры, помещали над ним карточку со знаком «желтые», в другое- все те геометрические фигуры, которые не являются желтыми, обозначив его с помощью карточки «не желтые». Дети обращали внимание на то, что не желтые - это или синие фигуры, или красные.
После усвоения детьми игры с геометрическими фигурами Дьенеша я внесла новую игру «Цветные цифры». В этой игре понятие о числе формируется путем «измерения числа с помощью условной мерки» в виде кубика, используемого в качестве единицы измерения. Чем больше длина полоски, тем больше значение того числа, которое оно выражает.
Число 1 обозначается белым цветом, число 2- розовым, число 3- голубым, число 4- красным, число 5- желтым, число 6- фиолетовым, число 7- черным, число 8- малиновым, число 9- синим, число 10- оранжевым.
Играя с цветными полосками, дети уложили их так, что образовалась лесенка со ступеньками. Ребята сделали открытие, что полоска, которая лежит ниже, обязательно длиннее на длину одной белой полоски.
С помощью цветных полосок я подвела детей к осознанию соотношений «Больше - меньше», «больше – меньше на…», научила делить целое на части и измерять объекты, упражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помогла овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, организовала работу по усвоению таких понятий как: «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «быть одного и того же цвета», «иметь одинаковую длину» и др.
Чтобы дети легко сосредотачивались над задачей, я провела много игр на внимание и развитие памяти : «Какая цифра исчезла», «Дни недели», «Найди и назови». На занятия я старалась брать детей по подгруппам (8-10 человек). Работала в течение определенного времени с несколькими подгруппами до полного освоения всеми содержания конкретной задачи, старалась находить при этом к каждому ребенку свой подход. Основанием для начала игры является проявленный к ней интерес детей. В зависимости от цели, содержания, предполагаемого времени, которое будет затрачено детьми на выполнение работы, занималась с ними в удобное время утреннего и вечернего периода. Дети, свободные от игры, продолжали заниматься своими делами.
Для закрепления познавательного материала, полученного детьми на занятиях веду математический кружок «Умники и умницы», где решаю следующие задачи:
1. Воспитание эмоциональной отзывчивости в игровой деятельности.
2. Развитие воображения, памяти.
3. Развитие восприятия формы, цвета, величины.
4. Развитие мелкой моторики рук.
Проводя кружковую работу по развитию логического мышления, я использую различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобно- несъедобное», «Загадки» - они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учит выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: «Чудесный мешочек», «Определи предмет на ощупь», «Найди предмет, отличающийся от других». В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения : «Что нарисовано?» «Назови предмет в ряду», «Назови предметы одним словом», «Что лишнее? Почему?», «Домино».
Для развития интеллектуальных способностей дети играют в такую игру как «Я знаю пять…». Она учит классифицировать и обобщать.
Игра «Белый лист» направлена на развитие восприятия таких свойств предметов, как форма, величина, на развитие моторики рук.
Такие упражнения как «Рыбы-птицы-звери», «Одежда-мебель-посуда», «Овощи-фрукты-ягоды» позволяют детям усваивать, что представители вида входят в пределы рода.
Для формирования количественных и качественных понятий использую такие упражнения «Найди картинку с самым низким деревом», «Найди картинку с самым высоким мальчиком», «Покажи мяч средней величины», и прочие.
Игры «Лабиринты», «Продолжи ряд», «Помести недостающую фигуру», развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Итак, в заключении можно сделать вывод, что развитие логического мышления, умение классифицировать, обобщать, группировать предметы, строить графические модели, развитие интеллектуальных и личностных качеств, самовыражение и самостоятельность имеет большое значение для успешного умственного развития и последующего школьного обучения.
Дидактические игры, различные беседы, головоломки, лабиринты, загадки способствовали развитию умения детей находить в предметах сходство и различие, выделять наиболее существенные признаки, группировать предметы на основании общих признаков.
Развитие у дошкольников способности мыслить привело к определенным изменениям в поведении и психике: возрос самоконтроль и самостоятельность их деятельности.
Углубленная работа с детьми по развитию логического мышления не прошла бесследно. В процессе решения и придумывания задач-головоломок, работы с геометрическими фигурами Дьенеша, цветными палочками Кюизенера дети овладели мыслительными операциями на более высоком уровне. Они стали решать задачи не методом проб и ошибок, а научились планировать свои действия, обдумывать ход решения. Продумывание в уме будущих фигур и последующее их решение свидетельствовало о развитии наглядно-образного мышления. Решение и придумывание задач способствовало развитию у детей логического мышления, сообразительности, умение догадываться, что так необходимо в жизни каждому человеку. Дети проявляли наблюдательность, внимание, усидчивость, умение сопоставлять и анализировать.
Проведя мониторинг результатов своей деятельности, я увидела следующие результаты:
• Самостоятельным придумыванием задач-головоломок овладели 12 детей из 20. Первые задачи были аналогичны тем, которые предлагалось решать по образцу. Дети придумывали задачи на преобразование фигур, составляли их из небольшого количества палочек и связывали их с образом предметов. Дети с более низким уровнем развития мыслительных процессов подражали детям с высоким уровнем развития.
• Работой с блоками Дьенеша овладели 15 детей из 20
• Работа с палочками Кюизенера оказалась на высоком уровне, все дети справлялись с любыми заданиями.
Обучая детей в процессе игры, идет стремление, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным. Поэтому, при проведении своей работы по развитию логического мышления, я руководствовалась заповедями:
1. Радуюсь вместе с ребенком.
2. Я должна быть всегда рядом - ведь может возникнуть множество неожиданностей, когда важна подсказка взрослого. Иначе, в случае неудачи, ребенок надолго потеряет интерес к занятиям.
3. Ребенок должен испытывать радость от каждого занятия. Следовательно, задачи должны быть доступны ему и усложнять их необходимо постепенно.
4. Всегда помню, что неудачи способны привести к развитию у ребенка чувства неуверенности в себе, а это нежелательно. Хвалю ребенка за его усердие, не оставляю без внимания ни одной его работы.
5. Для того, чтобы дети не уставали, не успевали соскучиться и утомиться от однообразия, не затягиваю время занятий, учитываю интересы и потребности детей. Не забываю, что ребенок ждет от меня одобрения.