Лаврова Светлана Александровна
Консультация «Развитие личности ребёнка через приобщение его к духовным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важнейших направлений в дошкольном образовании является художественно – эстетическое развитие ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность детей. Воспитание духовных ценностей это – непрерывный процесс усвоения детьми определённых знаний, умений и навыков, развития у них способностей к художественному творчеству: изобразительному, музыкальному, театрализованному. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей. Литература, скульптура, народное творчество, живопись пробуждает у детей дошкольного возраста эмоцио-нально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспи-танием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей. Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательного пространства, ориентированного на развитие личности через приобщение детей к духовным ценностям и через вовлечение в творческую деятельность. Одним из приоритетных направлений деятельности нашего ДОУ является – духовно – нравственное воспитание детей посредством творческой, изобразительной и театрализованной деятельности. Работа по данному направлению проходит через интегрирование образовательных областей.
Публикация «Консультация „Развитие личности ребёнка через приобщение его к духовным ценностям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из направлений программы является - художественно-эстетическое развитие, целью которого является – обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его духовного, нравственного и творческого потенциала, создание условий для его самореализации и самовыражения.
Для достижения поставленной цели нами выделены следующие задачи:
1. Изучение и внедрение современных подходов, методов и технологий к развитию художественно-эстетических способностей у детей.
2. Создание условий, способствующих, реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
• создание условий для художественно-эстетического воспитания (кад-ровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание пред-метно - развивающей среды);
• организация совместного образовательного процесса с детьми, специалистами и родителями;
• координация работы с другими учреждениями и организациями (с социумом).
Образовательный процесс в ДОУ строится в соответствии с общеобразовательной программой МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка», разработанной с учётом примерной комплексной программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» в сочетании с парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, "Цветные ладошки" (авт. И. А. Лыкова, «Юный эколог» (авт. С. Н. Николаева).
Использование данных программ дает педагогам возможность творческого подхода к построению образовательного процесса с детьми, грамотному построению интегрированных занятий, что позволяет им решать образовательные задачи по приобщению детей к искусству, музыке, литературе, народной культуре, народному творчеству.
В нашем детском саду созданы все условия для плодотворной работы с детьми, а именно:
- с детьми работают квалифицированные педагоги, которые постоянно повышают своё профессиональное мастерство, профессиональный уровень, квалификационную категорию;
- дошкольное учреждение имеет следующее учебно-методическое обеспечение:
• рабочие программы художественно-эстетического воспитания детей
• перспективные планы кружковой работы, планы организации культурно-досуговой деятельности детей ;
• наглядно – демонстрационный материал по декоративно – прикладному искусству
• картотеки дидактических музыкальных игр;
• создается библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства.
- в каждой возрастной группе создана предметно – развивающая среда, где есть все условия для художественно-речевой и музыкальной деятельности: имеются театральные и игровые центры, центры детского творчества. Эти центры содержат разнообразные материалы, пособия, игры. Для реализации поставленных задач в ДОУ имеются помещения для работы по художественно-эстетическому направлению: музыкальный зал, мини – музеи: «Русская изба», «Добро пожаловать в сказку», «Рукотворное чудо». Эффективно используется не только пространство группы, но раздевалки, и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из природного материала, консультации для родителей. Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию детей, разви-тию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, а также побуждает к творчеству.
Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляется в нескольких направлениях:
* повышение квалификации педагогов в рамках курсовой подготовки.
* повышение профессионального мастерства педагогов по развитию детей в рамках дошкольного учреждения, через педагогические советы, семинары - практикумы, консультации, открытые занятия, смотры - конкурсы.
Систематически, в соответствии с годовым планом работы учреждения, проводятся тематический контроль, открытые просмотры, взаимопосещение занятий педагогами, конкурсы детского творчества.
* Одним из направлений совершенствования педагогического мастерства также является и участие педагогов ДОУ в районных и областных методических объединениях, семинарах, где они делятся своим опытом работы по воспитанию духовно – нравственной личности через приобщение детей к русской национальной культуре посредством творческой, изобразительной и театрализованной деятельности (2015 г. – С. А. Федулова, г. Уварово; 2016. – Л. И. Кондратьева, г. Кирсанов). Педагоги, совместно с детьми и родителями, принимают активное участие в конкурсах на различных уровнях (на уровне ДОУ, на муниципальном, региональном, всероссийском, международном уровнях, в том числе дистанционно). За что имеют дипломы 1,2,3 степени, почётные грамоты, благодарности).
Организация образовательного процесса.
В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, и строится в трех направлениях:
• организованная образовательная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление ин-тереса к художественной деятельности и развитие творческих способ-ностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).
Работа с детьми ведется по данным направлениям не изолированно, а в интеграции:
• музыкальное воспитание,
• художественно-речевая деятельность,
• изобразительная деятельность
• театрализованная деятельность
• конструктивная деятельность
Взаимодействие педагогов, детей и родителей осуществляется через сле-дующие формы работы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера, театрализованные представления, дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, отражают свои впечатления в продуктивной деятельности рисовании, лепке, конструировании.
Организация разнообразных форм работы с детьми отражается на результатах:
дети проявляют интерес к творчеству в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности; участвуют в вы-ставках и конкурсах; продолжают обучение в кружках по интересам.
Дополнительное образование в детском саду реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают развитию их творческих способностей и проявлению интереса к дальнейшему совершенствованию.
Дети нашего детского сада посещают следующие кружки:
- «Рукотворное чудо» – руководитель, Н. М. Котова;
- «Умелые ручки» – руководитель, Т. И. Меркулова
- «Добро пожаловать в сказку» – руководитель, Г. Н. Дегтярёва;
- «Радость» – руководители, Л. И. Кондратьева, Л. А. Волкова.
Цель кружковой работы - обогащение духовного мира детей различными средствами; формирование эстетического отношения к окружающему миру; развитие творческого потенциала детей.
Эффективность деятельности по приобщению ребёнка к духовным ценностям во многом определяется взаимодействием всех педагогических работников ДОУ. Для каждого сотрудника ДОУ определены направления работы в области художественно - эстетического развития. Во взаимодействии специалистов наблюдается преемственность в осуществлении задач в тематике, содержании педагогического процесса, что обеспечивает ребенку условия для максимальной творческой деятельности.
Каждый специалист, действуя в своем направлении, работает на общую цель, выполняя государственные стандарты дошкольного образования, помогает воспитателю решать задачи всестороннего развития личности ребёнка.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка до-школьника педагоги согласовывают усилия детского сада и семьи, в которой он воспитывается.
Сотрудничество с семьей мы строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении мы используем различные приемы и формы работы с родителями: дни открытых дверей; организация выставок, участие в конкурсах, совместное изготовление поделок из различных материалов, привлекаем их к участию в праздниках, посиделках, театрализованных спектаклях, к изготовлению костюмов и декораций. Все это помогает сделать родителей своими союзниками и единомышленниками в развитии творческого потенциала детей, их духовных ценностей.
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, круглые столы. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускают информационные стенды и методические бюллетени для родителей.
Работа с родителями носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. У каждого педагога имеется перспективный план работы с родителями на учебный год.
Использование разнообразных форм работы с родителями способствует вовлечению их в педагогический процесс, реализацию задач по подготовке детей к обучению в школе, развитию социально – коммуникативных качеств.
Организация работы с социумом.
Все участники педагогического процесса находятся не в вакууме, а живут в определенном социуме, который помогает в развитии всесторонне развитой личности ребёнка. Достижение приоритетных задач ДОУ по художественно-эстетическому развитию и приобщению его к духовным ценностям реализуется коллективом педагогов детского сада на основе сотрудничества с другими учреждениями образования и культуры. МБДОУ «Инжавинский детский сад «Берёзка» осуществляет сотрудничество на договорной основе с:
- районной детской библиотекой,
- МБОУ ИСОШ,
- детской школой искусств,
- КДЦ,
- краеведческим музеем,
- заповедником «Воронинский»,
- ДЮСШ,
- Тамбовской областной филармонией.
С этими учреждениями проводятся совместные мероприятия: занятия, экскурсии, конкурсы, кукольные спектакли, тематические вечера, спортивные состязания, олимпиады и другие мероприятия.
Мы уделяем большое внимание развитию детей в театрализованной деятельности, т. к. театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способствует приобщению ребёнка к духовному богатству. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям, а также позволяют формировать опыт социальных навыков, навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, любимые герои становятся образцами для подражания.
Педагог нашего детского сада, Дегтярёва Галина Николаевна, на протяжении ряда лет работает над созданием и пополнением мини - музея «Добро пожаловать в сказку», является организатором и руководителем театрального кружка, цель которого: духовно – нравственное воспитание, развитие творческих способностей воспитанников, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Для выполнения поставленной цели определены следующие задачи:
- воспитание гуманистических чувств (формирование представлений о честности, справедливости, доброте, отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости);
- воспитание коллективизма (формирование умения поступать в соот-ветствии с нравственными ценностями коллектива);
- Воспитание любви в Родине (приобщение детей к моральным ценностям : дружбе, отзывчивости, взаимопомощи, храбрости, толерантности к людям разных национальностей. Воспитание чувств сопричастности к жизни детского сада, посёлка, страны).
Все поставленные задачи реализуются в совместной деятельности воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре, родителей.
Таким образом: развитие личности ребёнка через приобщение его к духов-ным ценностям посредством творческой, изобразительной и театрализованной деятельности способствует формированию у детей нравственных качеств, осмыслению духовно – нравственных ценностей, повышению нравственной культуры.
К концу дошкольного образования у детей сформированы:
- интерес к театрализованной деятельности,
- желание выступать в коллективе сверстников,
- сформирован интерес к импровизации с использованием средств выразительности (мимики, жестов, движений;
- в изобразительной деятельности прослеживается собственный стиль изображения, фантазия, творчество;
- дети научились понимать искусство. Многие дети продолжают заня-тия в детской школе искусств, посещают кружки по интересам, добиваются значительных результатов.
В перспективе планируем совершенствовать систему работы по худо-жественно-эстетическому воспитанию детей, приобщению их к духовным ценностям в соответствии с ФГОС ДО.