Ирина Ивановна Литвинова
Консультация «Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно – нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольной организации направлен на решение ряда задач, в том числе:
Публикация «Консультация „Приобщение детей и родителей к духовным, нравственным социокультурным ценностям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования.
В основе духовно-нравственного воспитания детей лежит получение знаний о своей семье, городе, стране, в которой они живут, сохранение традиций и накопление соответствующих материалов, оформляющихся как мини-музеи в дошкольных группах. Дети получают возможность увидеть предметы старинной утвари и старинной одежды; в «избе» слушают народные сказки, поют колыбельные песни, знакомятся с обычаями русского народа. Работая с книгами, как в группах, так и в детской библиотеке, воспитатели обращают внимание на иллюстрации, содержание произведений, также на описание положительных поступков и подвигов героев.
В учреждении создаются необходимые условия для образовательного процесса в рамках изучаемого содержания: сенсорная комната, физкультурный и музыкальный залы, зимний сад, изостудия, спортивная площадка и др.
Реализуя задачи духовно-нравственного воспитания детей, педагоги подбирают наиболее эффективные формы по всем направлениям образовательного процесса: познавательному, речевому, художественно-эстетическому и др. В процессе такой работы важно создавать условия для накопления и обогащения нравственного опыта во всех его проявлениях, такие условия естественным образом создаются в коллективных формах организации детской активности.
Традиционными для нас стали экскурсии в краеведческий музей, создание коллективных работ: рисунков, аппликаций, коллажей, сюжетов из природных материалов и т. п. ; участие в выставках детских рисунков и поделок, реализация проектов: «Встречи с интересными людьми», «Наши славные дела», «Моя страна», «Мой город Бор», «Моя семья» и др.
Для духовно-нравственного воспитания невозможно выделить строго регламентированное время; оно происходит каждый час, каждую секунду. Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников является своеобразным стержнем, вокруг которой строится весь образовательный процесс.
Воспитатель ежедневно устанавливает душевную и духовную связь с ребёнком, от его педагогического мастерства зависит личностное развитие ребенка, успешность его социализации. Педагог в детском саду должен пробуждать познавательную активность ребенка, поддерживать его созидательную инициативу и уметь направлять ее в нужное русло, формировать общественное мнение, ориентированное на общечеловеческие духовные ценности. Не у каждого воспитателя и не сразу получаются такие контакты с детьми, поэтому одной из задач методической работы с кадрами является повышение уровня их личной ответственности за каждого воспитанника, информационной и технологической компетентности.
Наиболее подходящими для этого являются семинары – практикумы, круглые столы, аукционы педагогических идей, тренинги общения – помогают воспитателям более глубоко вникнуть в суть методики работы по духовно – нравственному воспитанию дошкольников. Некоторые педагоги демонстрируют свой опыт коллегам на открытых просмотрах различных форм работы с детьми, на мастер-классах. Эффективны в плане повышения мастерства воспитателей и смотры-конкурсы, организуемые как внутри детского сада, так и участие в мероприятиях, организованных другими службами.
Подключаем к нашей общей работе по духовно-нравственному воспитанию детей и родителей наших воспитанников : через информационные стенды постоянно извещаем о событиях каждого дня в детском саду, радуем их достижениями детей и ведем индивидуальные беседы о замеченных проблемах и отклонениях в их развитии. Организуем обучение родителей способам взаимодействия с детьми по реализации образовательной программы в контексте решения задач духовно- нравственного воспитания.
Формы работы используем разнообразные, но наибольший эффект дают дни открытых дверей, проблемно-тематические семинары по вопросам духовно-нравственного воспитания, совместные творческие дела и индивидуальные беседы «Штрихи к портрету», когда родители получают объективную информацию о своем ребенке, его статусно-ролевых характеристиках в коллективе детей. В течение учебного года сами родители предлагают тематику встреч с педагогами ДОУ, которые впоследствии перерастают в «Клубы», объединяющие семьи разных возрастных групп по интересам («Умелые руки не знают скуки», «Поговори со мною, мама», «Как стать Ариной Родионовной»).
Углубленная работа по духовно-нравственному направлению позволяет создать реально функционирующую систему духовно-нравственного образования в дошкольном образовательном учреждении, построенную на ценностях отечественной культуры и отвечающую потребностям развития целостной личности ребенка, которая надежно позитивной социализации дошкольников.
Литература:
1. Алешина Н. В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. - М. : УЦ Перспектива, 2011г., 296 с.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - Детство-Пресс, 2007.
3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2007. (Растим патриотов России).
4. Потаповская О. М. Историко-педагогическая ретроспектива развития теории духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. –Вестник ПСТГУ IV : Педагогика. Психология, 2012. Вып. 3 (26) с. 43-67.
5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014.- 32с.