Козлова Елена
Развитие коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями посредством игры
▼ Скачать
В последнее время детей, которые имеют речевые нарушения становится все больше и больше. Это может быть связано с различными факторами, такими как изменения в окружающей среде, использование электронных устройств, увеличение стресса у детей и их родителей. Дети приходят в начальную школу и у них начинают возникать трудности в овладении русским языком. Причина - недостаточный уровень развития речи. Это может проявляться в трудностях построения фраз, в неправильном грамматическом оформлении предложения, нарушении звукопроизношения, в скудности словарного запаса и др. Важно обеспечить доступ детей к профессиональной помощи и реабилитации, чтобы помочь им преодолеть эти трудности.
Наш детский сад, специализируется на работе с детьми с общим недоразвитием речи. С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели - это первые его помощники.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
При организации речевых дидактических игр мы руководствуемся следующими рекомендациями:
• игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 минут);
• они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог – помочь ему в этом;
• игра должна быть эмоциональной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за достигнутые результаты, красочное и увлекательное оформление;
• в игре следует добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;
• в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу.
В своей работе для активизации речи детей мы используем игры и упражнения, которые позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор, развить мелкую моторику. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируем память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы.
Театрализованные игры помогают усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театрализованная деятельность – это не только игра, а ещё и прекрасное средство для динамичного развития речи детей, обогащение словаря, а так же развития мышления, воображения, внимания и памяти, что является психологической основой правильной речи.
Настольно-печатные игры – это незаменимый помощник воспитателя и логопеда как на занятиях, так и в режимных моментах. Содержание настольных игр очень разнообразно: вкладыши, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, или о различных профессиях Игра «что кому нужно?».
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Развитие речи через мелкую моторику достигается через разнообразные игры с мелкими предметами, вырезание, лепку. Благодаря развитой руке расширяются возможности ребёнка в формировании пространственных представлений, в знакомстве со свойствами и качествами предметов через непосредственные практические действия с этим предметом: рисование на крупе, игры с прищепками, перекатывание ребристых карандашей, шишек и. т. п.
Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, творческие способности, фантазию малыша. Это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение. Для словесных игр не нужен никакой реквизит, играть в них можно по дороге в детский сад, в очереди или во время поездки в транспорте.
Игры, способствующие развитию у детей умения выделять существенные признаки предметов, явлений «Что это за птица (зверь)», «Магазин», «Радио».
Игры, помогающие формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать алогизмы, делать правильные умозаключения «Что кому нужно», «Вершки – корешки», «Назови три предмета», «Звери, птицы, рыбы».
Игры развивающие быстроту, гибкость мышления, чувство юмора, воспитывающие самообладание: «Наоборот», «Добавь слог», «Дополни предложение», «Скажи слова с нужным звуком».
Для развития правильного речевого дыхания мы проводим игры на развитие физиологического дыхания и формирования воздушной струи, что способствует нормальному звукообразованию, создает условие для четкого соблюдения пауз, сохранению плавности речи. Нарушение речевого дыхания влечет за собой нерациональное использование выдоха, речь на вдохе, недостаточное возобновление запаса воздуха. У многих детей воздушная струя развита слабо и для постановки звуков требуется целенаправленная и планомерная работа по развитию неречевого дыхания. Можно предложить детям подуть на осенние листики, на зимние снежинки, выдувать мыльные пузыри, игра «Воздушный футбол» и др.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков – фонем, и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Незаменимую роль в речевом развитии детей играют подвижные игры.
Во время игры педагогам необходимо стремиться к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Этого можно добиться путем проговаривания вместе с педагогом потешек, чистоговорок, стихотворного сопровождения подвижных игр.
Пространственная среда, окружающая ребенка, так же играет важную роль в развитии его речи, так как она предлагает множество возможностей для исследования, обучения и самовыражения.
Насыщая групповое пространство, воспитатели заботятся в первую очередь о том, чтобы дети могли в группе удовлетворить свои важные жизненные потребности в познании, движении и в общении. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, которое включает наглядный, игровой и демонстрационный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность.
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.