татьяна юшкова
Развитие качеств внимания у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие качеств внимания у детей дошкольного возраста
В наш век ритм жизни очень быстрый. Человеку поступает большое количество информации, при этом увеличивается объем его знаний. Конечно же, все эти изменения в обществе влияют и на развитие детей. Самым необходимым условием для успешного обучения в школе является формирование внимания у детей, начиная с дошкольного возраста.
Темочки:
В детском саду у детей формируют элементарные математические представления, развивают речь, прививают различные навыки, но развивать внимание столь же важно и необходимо, как и все вышеперечисленное. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Предметы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются аккуратно и отчетливо. Внимание необходимо детям в процессе изучения окружающего мира, позволяя им сконцентрироваться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока информации, которую дети непрерывно получают извне, выделить наиболее интересную и значимую для них. Внимание является залогом успешного развития, обучения и воспитания детей.
Отставание развития сферы внимания проявляется в невнимательности детей дошкольного возраста на занятиях в детском саду. В дальнейшем это может привести к проблеме школьной дезадаптации. Поэтому необходимо развивать все качества внимания у детей, начиная с дошкольной ступени образования, чтобы обучение в школе было успешным.
Проблема исследования состоит в поиске средств и приемов по развитию свойств внимания в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Актуальность нашей работы в том, что будущему педагогу, психологу, воспитателю крайне важно владеть методиками диагностики сферы внимания начиная с дошкольного возраста детей, чтобы улучшить их внимание и таким образом повысить обучаемость.
Цель исследования: изучить особенности развития внимания детей дошкольного возраста в процессе работы воспитателя на базе ДОУ.
U-критерия Манна-Уитни.
Элементы научной новизны и теоретическая значимость работы состоит в попытке обобщить результаты теоретического исследования в схемах, таблицах, анализируя работы по особенностям развития и диагностики внимания в трудах отечественных и зарубежных авторов.
Практическая значимость исследования: материалы работы могут быть использованы специалистами, работающими в ДОУ, педагогами дополнительного образования и родителями детей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Понятие внимания, его виды, свойства, функции
Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других [34].
Внимание проявляется в любой сознательной деятельности человека. Оно входит в число психологических процессов.
Деятельность человека становится упорядоченной, благодаря вниманию. Оно способствует целенаправленному отбору поступающей информации и обеспечивает сосредоточенность психической активности на определенной деятельности.
Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания». Организация педагогического процесса является, по сути, организацией внимания воспитанников.