Людмила Волкова
Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
При помощи конструирования у детей развивается -техническое мышление, -концептуальное мышление, - речевая деятельность и способности : конструировать, планировать, думать, оценивать, классифицировать, считать, оценивать результат, совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения. Целевые ориентиры:- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании; - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе. Способен договариваться, учитывать интересы других ; - ребенок обладает развитым воображением; - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью; - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; - ребенок проявляет любознательность.
Публикация «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через конструктивную деятельность» размещена в разделах
В младшей и средней группах применимы следующие виды организации занятий: по образцу, по карточкам с моделями, по собственному замыслу. Сначала дети знакомятся с деталями конструктора при помощи игр «Чудесный мешочек», «Какая деталь пропала?», «Что лишнее?», «Собери вторую половину узора». Далее дети учатся ориентироваться в пространстве, собирая простые логические цепочки, а потом собирают модель из 3-4 деталей под диктовку воспитателя и затем уже собирают модель по памяти (из 3-4 деталей). Обязательно для детей подбирается игровая проблемная ситуация, для того чтобы они сами захотели построить объект для решения этой проблемы. При проигрывании и обговаривании постройки дети не только учатся строить по образцу и показу, но и запоминают последовательность действий, чтобы потом использовать эти навыки в самостоятельной деятельности, игре. Тематика занятий разнообразная: ворота, змейки, заборчики, мосты, дома, машины, поезд, девочка и мальчик, собака, кошка, великан, персонажи сказки «Колобок» и т. д.
В старшей и подготовительной группах добавляется конструирование части объекта по инструкциям педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу и моделирование построек по иллюстрациям и рисункам. Дети уже умеют ориентироваться на плоскости, сооружают устойчивые конструкции, совершенствуют постройку и находят ей новое применение. Занятия носят более сложный характер, в них включаются элементы экспериментирования, дети выбирают способы работы, а затем анализируют ошибки или удачный результат. Основными темами занятий являются: моделирование фигур людей, сказочных героев, воздушного, водного, наземного транспорта, архитектурных сооружений. Очень нравится детям придумывать своих сказочных героев и тогда уже получается новая сказка.
Каждый ребенок индивидуален, рождается со способностями, а наша задача состоит в том, чтобы развивать эти способности. У детей дошкольного возраста много желания и возможностей творить, мечтать, получать результат. Если мы с вами будем создавать все условия для конструктивной деятельности, то поможем ребенку приобрести навык планирования работы, осознавать и понимать свое участие в общем деле, принимать другую точку зрения, признавать свои ошибки и находить различные способы ответа на вопрос, то есть все, что необходимо ребенку для успешного обучения в школе.