ольга семешина
Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из самых главных условий воспитания здоровых детей – прогулки. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического и психического развития дошкольника. Общепризнано, что прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Закаливающее действие колебания температур, свежий воздух, открытое пространство, общение с природой – все это благотворно сказывается на растущем организме, укрепляет физическое и психическое состояние ребенка.
Публикация «Развитие физических качеств у дошкольников через подвижные игры и игровые упражнения на прогулке» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Существенной особенностью раннего детства являются взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья и физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.
Поэтому, одним из основных условий гармоничного развития ребенка является правильная и интересная организация прогулок в любое время года и создание условий на прогулке для полноценного физического развития детей путем организации и проведения подвижных игр. Подвижная игра привлекает малышей своей игровой основой, сюжетом, эмоциональностью, способствуют развитию интереса к двигательной деятельности.
Подвижные игры способствуют развитию психических процессов (внимание, память, речь, развитию личностных качеств (инициативность, самостоятельность, активность, дружелюбие). В подвижных играх малыши приобретают определенный двигательный опыт, опыт партнерского взаимодействия с другими детьми, взрослыми.
В процессе проведения подвижных игр с детьми раннего возраста решаются следующие задачи:
-Способствовать обогащению двигательного опыта детей.
-Развивать физические качества, координацию, гибкость, крупную и мелкую моторику рук.
-Способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма.
-Формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни.
-Совершенствовать умения и навыки в основных видах движений.
-Обеспечивать гармоничное физическое развитие.
-Формировать потребность в ежедневной физической активности, интерес и любовь к спорту.
-Развивать интерес к совместной деятельности с воспитателем и сверстниками.
-Положительный эмоциональный настрой.
-Способствовать развитию речи.
Подвижные игры на зимней прогулке с детьми раннего возраста организуются в соответствии с условиями:
1. Соответствие содержания игровых действий, правил возрастным особенностям детей, их представлениям, умениям, навыкам, знаниям об окружающем мире, их возможностям в познании нового.
2. Соответствие подвижной игры времени года и погодным условиям, одежде детей.
3. Обязательное речевое сопровождение подвижной игры художественным словом.
4. Проведение игр, в которых нет заданий на длительный и интенсивный бег, другие задания, которые могут привести к переутомлению, потоотделению.
5. В подвижной игре не используются трудновыполнимые движения, задания должны быть доступны для всех детей и вызывать положительные эмоции.
6. Игры со снегом лучше проводить в теплую погоду, когда снег липкий.
7. Участок должен быть расчищен от снега, чтобы не затруднять двигательную деятельность детей.
Одним из мотивационных средств вовлечения детей раннего возраста в подвижную игру и двигательную деятельность является создание яркой, красочной, интересной развивающей окружающей среды на прогулочном участке, обеспечение необходимым игровым материалом и спортивным оборудованием.
Чтобы активизировать двигательную деятельность детей на прогулке и привлечь их внимание на участке должны быть созданы постройки из снега, которые можно использовать как в подвижных играх, так и для активизации самостоятельной двигательной деятельности. Можно вылепить грибочки для игр с перешагиванием, обхождением, обползанием; сделать из снега арку в виде зверюшек для использования в играх с подлезанием; животного с длинным хвостом для перелезания; также построить горки, на которых малыши катаются сами и катают на санках кукол; подиум для схождения и спрыгивания и др.
Детям очень нравится играть на постройках из снега. Они самостоятельно придумывают как можно использовать ту или иную постройку.
Обязательно на прогулку выносятся атрибуты для подвижных игр (маски, медали, погремушки, мячи, машины, санки и др., а также спортивный инвентарь для организации подвижных игр (обручи, кегли, скакалки, дуги и др.)
На прогулке проводятся как сюжетные,так бессюжетные подвижные игры.
Сюжетные игры обуславливают характер движения играющих. В одном случае малыши, подражая лошадкам, бегают высоко поднимая колени, в другом – прыгают как зайчики и т. д. В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер. Почти во всех сюжетных играх, действия играющих определяются текстом. Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями. В сюжетных играх обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок или воспитатель становится исполнителем ответственной роли – волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. В сюжетных играх дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки, ползание, подлезание. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.
К сюжетным играм можно отнести такие игры как «Игра с мишкой», «Воронята», «Уходи кот», «Воробушки и автомобиль», «Игра в лошадки», «Кот и мыши» и др.
Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки сюжетным – в них лишь нет образов, которым дети подражают. Все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные игры, так же, как и сюжетные, основаны на простых движениях (бег, ходьба, ползание, подлезание, перелезание и др.).
Однако, следует учитывать, что бессюжетные подвижные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, ловкости, чем сюжетные. Это объясняется тем, что игровые действия в них связаны не с разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного двигательного задания. Условия выполнения такого задания определяются правилами. Первыми бессюжетными играми детей раннего возраста являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». Постепенно игры усложняются, вводятся игры, в которых есть более сложные задания на внимание, ориентировку в пространстве – «Береги предмет», «Не опоздай». В этих простейших играх уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость. Воспитатель показывает детям, как надо выполнить те или иные задания; сам выполнят ответственную роль, направляем ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.
Бессюжетные игры - «Прятание предмета», «Догоните меня», «Догоню», «Беги ко мне», «Догони мяч» и др.
Проводимые на прогулке подвижные игры направлены на развитие у воспитанников физических качеств, таких как быстрота, ловкость, равновесие, гибкость.
Быстрота - это способность совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени. Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений. На развитие быстроты проводятся подвижные игры с заданиями на ускорение (ходьба, бег с нарастающей скоростью); с изменением темпа (медленно, быстро); подвижные игры, когда ребенок должен выполнить упражнение с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Подвижные игры на развитие быстроты : «Птички в гнездышках», «Пес Барбос», «Беги к ориентиру», «Зайчики и лиса».
Равновесие - способность сохранять устойчивое положение своего тела. Это качество необходимо человеку чтобы передвигаться в помещении и на улице не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с элементарными навыками. Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести. У дошкольников общий центр тяжести расположен довольно высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела. Развитие равновесия происходит в большей степени в играх, выполняемых на ограниченной или приподнятой поверхности, а также в играх, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела. Это такие игры, как «Воробушки кот» (спрыгивание); «Паровоз»; «Карусель»; «По ровненькой дорожке»; «Через ручеек»; «Снежинки».
Гибкость - способность выполнять двигательные действия с наибольшей амплитудой. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц. У детей раннего возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью, следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости. Для детей раннего возраста с этой целью подходят упражнения и игры имитационного характера («Кошечка мурлычет», «Собачка» и др.); а также игры с подлезанием, перелезанием («Проползи и не задень», «Мышки в норке», «Наседка и цыплята» (с подлезанием под веревку).
Ловкость – это умение овладевать новыми движениями и справляться с решением разнообразных двигательных задач.
К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Разучивание новых движений повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными движениями.
Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится переключаться с одних движений на другие; быстро решать двигательные задачи, соотнося их с действиями других участников игры. Ловкость развивается при выполнении упражнений, проводимых в усложненных условиях, требующих внезапной смены движений (бег между предметами, подъем и спуск с горки и др.); с использованием различных игровых атрибутов, спортивного инвентаря, оборудования.
Подвижные игры на развитие ловкости : «Прятки», «Поймай рыбку», «Зайка беленький сидит», «На дворе мороз и ветер».
Все подвижные игры для детей раннего возраста сопровождаются текстом и художественным словом, что является дополнительной мотивацией к участию в игре, способствует развитию внимания, памяти, речи, а также способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы на прогулке.
Таким образом, целенаправленная и работа по развитию двигательной активности дошкольников с помощью подвижных игр и упражнений оказывается эффективной. У детей формируются двигательные навыки, развиваются и совершенствуются жизненно важные физические качества. Необходимо систематически использовать подвижные игры в образовательной деятельности, так как ленивого они могут сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем.
Список литературы.
1. Бабенкова Е. А, Параничева Т. М Подвижные игры на прогулке. - «ТЦ СФЕРА», 2015.
2. Степаненкова Э. Я. Сборник подвижных игр. - М; Мозаика-Синтез, 2015.
3. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. -М; МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.
4. Тимофеева Е. А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. -М; «Просвещение», 1979.
5. Маханева М. Д., Рещикова С. В. Игровые занятия с детьми 1-3 лет: Книга для педагогов и родителей – 2-е изд., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 96 с.
6. Дайлидене И. П. Поиграем, малыш! : кн. для работников дошк. Учреждений и родителей. – М. : Просвещение, 1992 – 112 с.