МАДИНА АГНАЕВА
Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации на тему:
«Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила руководитель РМО :- Агнаева М. А.
Публикация «Пути повышения профессиональной компетенции воспитателя через проектную деятельность в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
Одним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ФГОС дошкольного образования.
Педагогическая компетентность – оценочная категория, характеризующая педагога как субъекта воспитательной деятельности в системе образования, предполагающая наличие профессиональных (объективно необходимые) психологических и педагогических знаний; профессиональных (объективно необходимые) педагогических умений; профессиональных психологических позиций и установок педагога, требуемых от него профессией.
На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, и мы считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.
Особенностью методической деятельности на современном этапе, является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск. Методическая деятельность, реализуемая на всех уровнях в соответствии с современными требованиями, позволит успешно перейти каждому педагогу к реализации ФГОС. Необходимо создание комплекса условий, содействующих перестройке педагогического сознания воспитателей, что приведет, в свою очередь, к освоению новых личностно - профессиональных позиций.
Для обеспечения готовности ДОУ и введению ФГОС в образовательном процессе необходимо ряд условий:
• Наличие в ДОУ нормативно- правового методического обеспечения, соответствующего ФГОС ДО;
• Готовность педагогов в введению ФГОС ДО в образовательный процесс;
• Обеспечение эффективного управления процессом подготовки и перехода к реализации ФГОС ДО.
Предполагаем, что образовательная деятельность в условиях перехода ДОУ к реализации ФГОС должна быть ориентирована на развитие следующих педагогических умений, а именно:
• Исследовательских: умение оценить мероприятие воспитательного характера с позиции требований ФГОС (родительское собрание, массовое мероприятие, семинар и др.); изучать индивидуальные психологические особенности личности ребенка; провести анализ результативности воспитательно - образовательного процесса, методической работы и др. по итогам года или по отдельному направлению; умение провести самоанализ работы с позиции требований ФГОС;
Проектировочных : умение разработать сценарий проведения воспитательного мероприятия и др. в соответствии с имеющимися проблемами, возрастными особенностями, современными требованиями в области воспитания в условиях перехода и реализации ФГОС; разработать план, программу деятельности на конкретный период времени в соответствии с целями и задачами воспитания и развития детей;
• Организаторских: умение применять в педагогической практике современные образовательные технологии; современные подходы к воспитательно- образовательной деятельности; умение включить детей в различные виды деятельности, соответствующие их психологическим особенностям и потребностям;
• Коммуникативных: умение строить и управлять коммуникативным взаимодействием;
• Конструктивных: умение отбирать оптимальные формы, методы и приемы воспитательной работы; соблюдать принципы (деятельностного подхода) реализации образовательного процесса.
Таким образом, возникла необходимость реализации проекта по повышение профессионального уровня педагогических кадров, в контексте введения ФГОС ДО. Обеспечение постоянного роста и компетентности педагогического коллектива.
Новизна проекта
Социально-экономические преобразования в Российском обществе привели к существенным изменениям в системе образования в целом и дошкольном звене, в частности. Любое обновление педагогических процесса в образовательном учреждении требует модернизации не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Таким образом, проект предусматривает повышение компетентности и профессионализма педагогов, как одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования.
Ключевое значение для успешного введения ФГОС ДО имеет программно-методическое обеспечение, а именно реализация в ДОУ образовательной программы. На сегодняшний день отсутствует утвержденные Министерством образовании и науки утвержденных реестровых общеобразовательных программ полностью соответствующих ФГОС ДО. Поэтому важным этапом в подготовке ДОУ к введению ФГОС ДО является адаптация имеющего проекта образовательной программы «Детство» к новым условиям.
С вступлением с 1 сентября 2013 года «Закона об образовании» РФ ФЗ-273, дошкольное образование является начальным этапом системы образования. Отсюда возникает потребность пересмотра воспитательно - образовательной документации. Разработка: рабочих программ, учебного графика, календарного планирования, изменения в планировании воспитательно- образовательного процесса.
Педагогическому коллективу ДОУ предстоит серьезная работа по соотнесению реализуемой программы с частью составляемой участниками образовательного процесса (на основе дополнительных программ)
На современном этапе педагоги вовлечены в инновационный процесс, касающийся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподавания содержания детям. Необходимо в основу своей работы ставить системно-деятельностный подход. Весь образовательный процесс строится на развитии у детей инициативности, самостоятельности, творчества.
В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов приобретает особую значимость.
В ДОУ 70% педагогов имеет большой опыт работы и могут транслировать его молодым специалистам, а 30% молодых специалистов. В связи с этим, воспитательная система в ДОУ, с одной стороны, должна рассматривается как система воспитательной работы со своими целями, методами, подходами и принципами, а с другой стороны, как программа совершенствования воспитания и повышения профессионального уровня педагогов.
Возможные затруднения
-Введение ФГОС ДО может быть затруднена из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Отсутствие необходимого методического материала для введения ФГОС ДО влечет за собой усилении тревожности у педагогов, снижение мотивации к изменениям.
-Работники испытывают определенные трудности, связанные с необходимостью введения ФГОС ДО. Спонтанный переход может сказаться на снижении качества образовательного процесса.
В связи с проведенным анализом был выявлен ряд проблем при введении ФГОС ДО.
• Сложности в понимании педагогами положений заложенных во ФГОС ДО.
• Педагоги ДОУ проявляют «протест» или занимают пассивную позицию;
• педагоги испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.
Таким образом возникает необходимость разработки тщательно продуманного плана, учитывающий все особенности учреждения, его ресурсов и педагогического персонала, для обеспечения наименее затратного перехода к введению ФГОС ДО.
Цель проекта : создание системы организационно – управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС ДО
Задачи:
Организация эффективной кадровой политику в ДОУ, способствующей повышению профессиональной компетентности педагогов в рамках введения ФГОС ДО;
Создание нормативно – правовых условий, которые позволят педагогам однозначно трактовать приоритеты в организации инновационной деятельности и повышении квалификации.
10 Совершенствование воспитательно - образовательного процесса по направлениям, рефлексия качества работы по повышению профессионального мастерства педагогов, профессиональное продвижение всего коллектива через организацию работы методических объединений
20 Разработка, внедрение в практику работы ДОУ новых педагогических идей, технологий, программ, обеспечивающих развитие дошкольного образовательного учреждения.
Этапы реализации проекта
1 этап Организационно-подготовительный.
1.1 Анализ состояния готовности ДОУ и педагогов к введению ФГОС ДО.
- анкетирование педагогов
- анализ методического обеспечения ДОУ
- анализ материально-технического обеспечения ДОУ
- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.
1.2 Разработка программы методического сопровождения введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
2 этап Внедренческий.
2.1 Реализация разработанной программы введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
Основные направления работы:
- изучение нормативно-правовой документации
- планирование воспитательно - образовательной работы (структура рабочей программы)
- владение педагогическими технологиями, проектирование образовательной деятельности;
- особенности работы с родителями в новых условиях;
- модель сетевого взаимодействия;
- педагогическая диагностика- основные принципы, особенности.
- использование ИКТ в работе ДОУ (планирование НОД с использованием ИКТ, виртуальный детский сад, использование ИКТ для дистанционного общения, распространения профессионального опыта).
3. Этап Обобщающий
3.1 Оценка эффективности реализации программы по всем направлениям работы.
3.2 Выявление, обобщение педагогического опыта в условиях введения ФГОС ДО в практику ДОУ.
3.3 Определение путей, дальнейшего совершенствования методической работы для сопровождения введения ФГОС ДО в ДОУ.