Виктория Киндрук
Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни посредством сюжетно-ролевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Одной из главных задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении - обучение детей связной речи. Она является одной из главных потребностей и функций в жизни человека, так как, вбирает в себя все достижения в овладении языком, его словарным составом, звуковым и грамматическим строем. Овладение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания об окружающем мире.
Публикация «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни посредством сюжетно-ролевых игр» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Исходной, генетически самой ранней формой связной речи является диалог. Он представляет основную базовую форму развития речевого общения ребенка в дошкольном возрасте. Однако, исходя из исследований в области онтолингвистики детский диалог возникает не из-за желания ребенка установить речевой контакт, а непосредственно из-за потребностей вызванных совместной предметной, игровой или продуктивной деятельностью, установление этого процесса является частью системы коммуникативно - деятельностного взаимодействия ребенка дошкольного возраста.
Особое место в становлении системы коммуникативно - деятельного взаимодействия в старшем дошкольном возрасте обретает сюжетно - ролевая игра, как ведущая деятельность периода дошкольного детства. Так полноценное психическое формирование ребенка невозможно без развития игровой деятельности. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка, становление его личности, речевой, а также диалогической деятельности.
Сюжетно – ролевая игра в развитом виде представляет собой деятельность в которой дошкольники берут на себя роли взрослых и в специально созданных игровых условиях воссоздают их деятельность и взаимоотношения. (Эльконин)[] Изучением сюжетно - ролевой игры занимались как отечественные так и зарубежные ученные. Так Ю. Ю. Казанкова считала,что ролевая игра способствует психическому и физическому развитию ребенка воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.
По мнению специалиста в области дошкольного образования Д. В. Менджерицкой, ролевая игра обучающая, поскольку она определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разнообразных речевых ситуациях. Так, она представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения дошкольников.
Исходя из вышеперечисленного, ролевая игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, выступая при этом важным фактором в развитии личности ребенка, оказывая влияние на речь. Сюжетно - ролевая игра не может существовать без речевого взаимодействия, ведь обладая хорошо развитой связной речью, ребенок дошкольного возраста, может давать четкие развернутые ответы на поставленные ему вопросы, при этом логично объясняя свои суждения.
С помощью игры ребенок овладевает умением использовать различные виды реплик; учится соблюдать правила поведения во время ведения диалога, а именно соблюдение поочередности в разговоре, при этом развивается умение выслушать собеседника, не перебивая его. В игре старший дошкольник учится поддерживать общую тему, не отвлекаясь от нее, что гарантирует ему дальнейшее развитие, а игре – продолжение [21, с. 65].
Не только правильно подобранная игра может влиять на дошкольника, но и правильно подобранное педагогическое руководство играет важную роль в установлении и развитии диалогической речи. Педагог должен посредством игры постепенно прививать ребенку понимание того, что общение это его главная цель, а не средство достижения благополучия. Необходимо формировать интерес к процессу общения, контролировать ход игры, косвенными способами направлять игровую деятельность так, чтобы дети проявляли терпимость к мелким недостаткам партнера, развивали умения слушать и слышать, старались умерить свой «монологический пыл».
Несомненным достоинством сюжетно-ролевых игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, и его заданиям.
Для воспитателя важно не только правильно подобрать сюжетно-ролевые игры для развития диалога у детей старшего дошкольного возраста, но методически правильно организовать этапы работы с ними. Так, существует несколько этапов работы с детьми [21, с. 32] :
На первом этапе стоит задача предварительной подготовки детейтк игровой деятельности. В первую очередь происходит обогащение речевого опыта детей разнообразными видами реплик. Педагог прежде всего опирается подражательные способности детей, так как они могут быть источниками речи окружающих людей, элементов художественной литературы, фильмов. Используя художественные средства, взрослым следует привлекать внимание детей к диалогам героев. На этом этапе возможно заимствование готовых диалогов.
Второй этап характеризуется усложнением в обучении диалогической речи. Для этого взрослый может предлагать игры, в которых дошкольники оперируют не только заученными (репродуктивными) репликами, но и самостоятельно построенными (продуктивными);
Третий этап является заключительным, в ходе которого используются игры, побуждающие дошкольников к самостоятельному построению диалогических реплик : словесные игры без готовых текстов; телефонные игры-импровизации, творческие виды игр (театральные и режиссерские игры с придуманными сюжетами).
Таким образом, диалогическая речь – наиболее простая, естественная форма общения, которая к концу дошкольного детства должна быть практически сформирована. Именно через игровую деятельность взрослый прилагает усилия для обучения детей самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю а также происходит умственное, речевое и нравственное развития ребенка, формирование его способностей и становления личности в целом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаева Т. Н. Формирование игры у детей дошкольного возраста/ Т. Н. Исаева. - М., 2010. - 147 c.
2. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста/ Ю. Ю. Казанкова - Пермь: Меркурий, 2013. – 65 с.
3. Короткова, Н. А. Сюжетная игра старших дошкольников (5-7 лет). Ребёнок в детском саду / Н. А. Короткова. - М. : Просвещение, 2012. - № 5.- с. 83.
4. Менджрицкая Д. В. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджрицкая – М. :. Просвещение, 2014. – 145с