Таня Костюченко
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности
Современный, быстро меняющемся мир стал гораздо сложнее с появлением новых технологий, новых профессий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. В связи с этим сейчас уделяется большое внимание формированию функционально грамотной личности.
Функционально грамотный человек – это тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества.
Публикация «Развитие детской индивидуальности и инициативы как важное условие формирования функциональной грамотности» размещена в разделах
Начинать формировать функциональную грамотность необходимо уже с дошкольного возраста, т. к. функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию ребенка во всех видах его деятельности, потребностью активной личности дошкольника, для формирования высокого уровня общения и социальных отношений.
Важным условием формирования функциональной грамотности является развитие детской индивидуальности и инициативы.
В целях поддержки детской индивидуальности и инициативы мною был разработан проект «Почемучки» для воспитанников моей группы.
Проект долгосрочный (3 года). Участниками проекта являются дети средней группы дошкольного возраста, педагог и родители. Содержание проекта спланировано по темам недели.
Цель проекта: организация совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном и равнозначном участии обеих сторон в выборе содержания и планирования действий на основе технологии группового сбора.
Задачи проекта:
1. Создать условия, стимулирующие инициативу и активность, обеспечивающие самостоятельность ребенка в различных видах деятельности;
2. Обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми;
3. Обеспечить каждому ребенку возможность реализации его компетенций, приобретения и демонстрации начальных ключевых компетентностей;
4. Формировать в детях навыки сотрудничества с партнерами, проявления инициативы, как основных факторов в построении группового общества;
5. Формировать партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой всех участников группового сбора.
Проект состоит из трех этапов:
I этап – внедрение технологии группового сбора;
II этап – трансформация предметно-пространственной развивающей среды;
III этап – работа в центрах активности.
I этап – это внедрение технологии группового сбора;
Групповой сбор является одним из эффективных форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.
Групповой сбор – это часть ежедневного распорядка, проводимая в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают проблемы, планируют индивидуальную и совместную деятельность.
Цель: групповой сбор, как одна из форм работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы.
Задачи:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
Решение некоторых обучающих задач: расширение детских представлений, развитие речи, логического мышления и др. ;
Формирование мотивации к предстоящей деятельности;
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Структура группового сбора.
1. Начало сбора.
2. Приветствие.
3. Игра.
4. Обмен новостями.
5. Выбор и планирование детьми свободной игровой деятельности.
Внедрение технологии группового сбора проходит в соответствии с темами недели в первой половине дня перед завтраком.
Начало группового сбора. Началом группового сбора могут быть:
• Звуковые сигналы (музыкальные инструменты, аудиокассеты);
• Любимая песня группы: 1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают;
• Сюрпризный момент (внесение новой игрушки, приход взрослого в сказочном костюме);
• Д/игра из серии «Пазлы» (любая картинка, связанная с темой, которая на данный момент интересует детей);
• П/игра «Паровозик» едут, собирают детей и привозят на место группового сбора;
• Любимая детьми игра, затеянная на месте сбора;
• Ребенок – дежурный по сбору детей на круг.
Приемом для приглашения детей на групповой сбор мы выбрали звон колокольчика. Слыша звук колокольчика, дети собираются и садятся по краю ковра в круг. Приемы для приглашения на групповой сбор могут меняться в течение года по желанию детей.
Приветствия. Приветствия бывают:
Типичные виды приветствий.
Приветствия с действиями.
Приветствия с передачей предмета.
Стихотворные приветствия.
Официальные приветствия.
Пожелания.
Комплименты и др.
На группе создана картотека стихотворных приветствий.
Игра. К играм относится :
Пальчиковая игра;
Психогимнастика;
Игры-шутки;
Иры-цепочки;
Иры-фантазии;
Пение;
Загадки, скороговорки и т. д.
Например:
Пальчиковая игра «Ежик» по теме недели «Овощи и фрукты».
Игра на сплочение «Собери урожай не разжимая рук».
Этюды «Покажи большой арбуз», «Покажи маленький орешек», «Покажи вкусный банан».
Релаксация (психогимнастика) «Оловянный солдатик и тряпичная кукла».
Подвижные игры «Собери мячи в корзину».
Обмен новостями.
Сообщая новости дети говорят о своих чувствах, представлениях, желаниях, интересах; о погоде, времени года, о количестве детей в группе и многом другом, в результате чего выделили варианты компонентов ежедневных новостей. К ним относятся:
Календарные события;
Информационные сообщения;
Планы деятельности на день;
Особые объявления (день рождения, посещение гостей, достижения детей и др.)
Как на проезжей части нельзя обходиться без правил дорожного движения, так и во время обмена новостями нельзя обойтись без правил общения. Изучив правила общения по Свирской Л. В. и Гришаевой Н. П. я сформулировала свои правила общения на групповом сборе.
С детьми обговариваются правила и их формулировки.
Запретных тем не существует.
Новости не регламентируются.
Говорим по желанию.
Новости принимаются как факт.
Говорит тот, у кого в руках предмет.
Правила общения.
• Правила всегда формируются позитивно.
• Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.
• Правила и их формулировка обговариваются с детьми.
• Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.
• Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием.
• В начале группового сбора важно определить очередность высказываний – говорит тот, у кого в руках предмет.
По Свирской Л. В.
• Выяснить, кто и что будет сегодня говорить.
• Правило поднятой руки.
• Правило говорить по одному или тому, у кого в руках предмет.
• Отвечать на тот вопрос, который задан.
• Не повторять.
• Нельзя оценивать высказывания детей.
• Если не знаешь, как реагировать на высказывание ребенка спроси его о чувствах, покивай или скажи: «Так бывает».
• Если не хочешь, можешь не говорить.
По Гришаевой Н. П.
Планируемые результаты работы группового сбора – это:
Включенность, эмоциональный настрой детей на игру, познание.
Ощущение общности и внимания к каждому ребенку.
Развитие коммуникативных умений детей.
Индивидуальные планы детей на день.
Формирование у детей активной позиции;
Приобретение навыков самоопределения и самоорганизации в деятельности (готовность делать выбор, нести ответственность за свой выбор и его последствия);
Воспитание чувства независимости от прямой опеки взрослых;
Развитие познавательных интересов и потребностей, склонностей к определенному виду деятельности, общеучебных умений, готовиться учиться самостоятельно.
Для реализации задач проекта была необходима соответствующая развивающая предметно-пространственная среда. Тщательно продуманная среда сама побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества, служит для реализации самостоятельных замыслов ребенка, саморазвитию, способствует индивидуализации обучения. Оборудование, материалы и планировка группы работают на развитие каждого ребенка. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее, ориентируясь на возраст, на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Для этого ППРС разбивают на центры активности.
По программе «ПРОдетей» могут быть организованы следующие центры активности:
Центр грамоты и письма.
Центр социально-ролевой игры.
Центр науки.
Центр искусства.
Центр строительства.
Центр математики и манипулятивных игр.
Центр физических упражнений.
Открытая площадка.
Специфика организации центров.
Каждый центр активности маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами.
Центры активности открыты ежедневно.
Материалы в центрах активности должны соответствовать основной направленности центров, но при этом их следует менять и дополнять в течение года от темы к теме.
Наряду с основными центрами, которые, как правило, остаются открытыми постоянно, можно создавать временные (функциональные) центры (центр безопасности, кулинарии, физических упражнений).
Материалы размещены таким образом, чтобы дети могли самостоятельно использовать их в активное время, а затем самостоятельно убирать на место.
Материалы, не используемые для текущих проектов или игровых тем убирают; коробки, контейнеры для хранения материалов обозначают соответствующими картинками (для старших детей можно использовать также словесные обозначения, что позволяет детям легко находить нужный предмет и так же легко убирать его на место по окончании деятельности.
III этап. Работа в центрах активности.
Работа в центрах активности заменяет традиционные занятия и осуществляется в соответствии с выбором ребенка.
Ребенок фиксирует (обозначает) свой выбор центра с помощью условных обозначений, фото и т. д. Например, каждый центр обозначен определенным цветом, дети ставят свое фото на выбранный центр (цвет).
Дети свободно перемещаются между центрами
Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка.
По мере продвижения работы в центрах к получению результата воспитатель ориентирует детей во времени.
Воспитатель работает с детьми в одном из центров. Основание для выбора воспитателем центра служит: сложность в организации работы центра (науки, математики, грамоты, необходимость решения учебных задач, необходимость ведения коррекционно-развивающей работы с конкретным ребенком.
В этом случае воспитатель идет в центр за ребенком, а не ведет ребенка в центр за собой.
В непопулярном для детей центре воспитатель сам может организовать работу.
Некоторые центры могут быть временно закрыты.
Если в непопулярных центрах предлагаются значимые для развития материалы, но дети игнорируют, можно на один день закрыть тот центр, который отвлекает детей.
Для повышения педагогической компетенции родителей воспитанников и привлечения их в проектную деятельность я использую такие формы работы, как:
• Родительские собрания;
• Оформление информационных сообщений на стенде или в соцсетях.
В течении учебного года родителями были пополнены некоторые центры активности различными материалами, играми, поделками, изделиями.
Таким образом, систематическое и планомерное применение технологии группового сбора, как формы работы по поддержке детской индивидуальности и инициативы позволяет формировать функциональную грамотность детей дошкольного возраста.