Надежда Курова
Развитие детского творчества средствами аппликации с использованием неаппликационных материалов
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития нашего государства, на фоне политических и экономических изменений, в эпоху нанотехнологий и компьютеризации- жизнь становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом и то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Публикация «Развитие детского творчества средствами аппликации с использованием неаппликационных материалов» размещена в разделах
Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.)
Именно в этот период начинается процесс социализации, представляющей собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействия человека с окружающими людьми.
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Идти к этому можно разными путями. Мной был выбран один из возможных вариантов развития творческих способностей, посредством развития продуктивной деятельности, знакомя с техникой аппликации с использованием неаппликационных материалов.
Я назвала её «Апплиниточка».
«Апплиниточка» это образовательный процесс, где ребёнок и взрослые выступают, как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
«Апплиниточка» это одна из разновидностей аппликации в нетрадиционной технике. Она заключается в создании художественного образа путём выкладывания и приклеивания яркой пряжи и ниточек на другом материале, принятом за фон.
«Апплиниточка» включает интеграцию разных видов художественно-эстетической деятельности. Традиционные виды детской продуктивной деятельности-рисование, лепка, аппликация и другие- в предметном их выражении не дают возможность в полной мере реализовать задачи творческого развития ребёнка. Интеграция видов художественно-эстетической деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребёнка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны даёт многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал.
Интеграции области «Художественно-эстетического развития» с другими областями программы, способствует формированию у воспитанников целостной картины мира, даёт возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. Наиболее ярко интеграция содержания разных областей программы обеспечивается применением технологии проектной деятельности.
«Апплиниточка» способствует развитию моторики и координации движений рук. Учёными доказана тесная связь, установленная между рукой и речевым центром мозга. Хорошо развитые крупные и мелкие мышцы рук, являются одним из показателей интеллектуального развития и, следовательно готовности к школьному обучению. Как правило, такой ребёнок умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, внимание, правильное произношение и связанная речь.
Техника аппликации с использованием неаппликативных материалов увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, саморазвиваться.