Виктория Короткова
Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н) прописано, что одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая диагностика детей и обучающихся». Там же прописаны направления этой диагностики. В данном сообщении я предлагаю ознакомиться со списком методик психолога ДОУ для проведения диагностики детей.
.
Направления психологической диагностики
.Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.
Публикация «Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
.Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.
.Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.
.Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.
.Диагностика социально-психологического климата коллектива.
.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.
Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.
1. Диагностика адаптации к ДОУ.
Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.
Роньжина Анна Сергеевна. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».
Цель данной диагностики: помочь детям младшего дошкольного возраста преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптировааться в детском саду.
Главная задача: способствовать созданию положительного эмоционального климата в группе. Активизировать познавательный интерес детей, включение их в игровую деятельность.
Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка в ДОУ».
Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.
Диагностика готовности к школе
Семаго Н. Я., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».
Цель: задания, которые используются в данной диагностике, позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности.
Вархатова Е. А., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. «Экспресс диагностика готовности к школе».
Цель: позволяет при оценке учитывать развитие сферы общения ребенка, что при обследовании других методик не дает возможности.
Диагностика познавательных процессов
Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.
Куражева Н. Ю., Козлова И. А., Тузаева А. С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.
Цель: материалы, направленны на тестирование мышления, памяти, внимания, воображения для детей 6-7 лет.
Цель: выявление уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.
Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей
Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)
Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)
Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) ( Цель: определение уровня тревожности).
Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»
Методика «Волшебная страна чувств»
Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.
Диагностика социально-психологического климата коллектива
Социометрия Дж. Морено
Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений
Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости
Экспресс-анкета «Одарённый ребёнок»
АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА
Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет») :
Инструкция: Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно– художественной, музыкальной одарённости, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.
В сфере изобразительно-художественной одаренности:
в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, прекрасно выполненную скульптуру;
способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т. д. ;
любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;
охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение;
обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
В сфере музыкальной одаренности:
проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
хорошо поёт;
вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
любит музыкальные записи;
стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
сочиняет собственные оригинальные мелодии.
В сфере литературной одаренности:
любит писать и сочинять рассказы и стихи;
может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;
выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
В сфере артистической одаренности:
легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
интересуется актерской игрой;
меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
любит игры-драматизации.
В сфере технической одаренности:
интересуется механизмами и машинами;
может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск";
любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
быстро и легко осваивает компьютер.
В сфере лидерской одаренности:
инициативен в общении со сверстниками;
сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
легко общается с детьми и взрослыми;
улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;
часто руководит играми и занятиями других людей;
склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
В сфере спортивной одаренности:
энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
бывает быстрее всех в детском саду, классе;
движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
физически выносливее сверстников.
В сфере интеллектуальной одаренности:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной "программе";
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая, то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.
Методика «Дорисовывание фигур», направленна на развитие воображения.
Диагностика детско-родительских отношений
Диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации на сегодняшний день представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной психологии. Ее актуальность связана, прежде всего, с несколькими причинами:
Во-первых, родители не стремяться впускать сторонних людей в жизненный уклад семьи, часто скрывая при этом недостатки воспитания
Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.