МААМ-картинки

Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС

Виктория Короткова
Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

В стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (Приказ Минтруда России от 24.07.2015 № 514н) прописано, что одной из трудовых функций педагога-психолога является «Психологическая диагностика детей и обучающихся». Там же прописаны направления этой диагностики. В данном сообщении я предлагаю ознакомиться со списком методик психолога ДОУ для проведения диагностики детей.

.

Направления психологической диагностики

.Скрининговое обследование (мониторинг) с целью анализа динамики психического развития, определение лиц, нуждающихся в психологической помощи.

Публикация «Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

.Выявление уровня готовности или адаптации детей и обучающихся к новым образовательным условиям.

.Выявление особенностей и возможных причин дезадаптации с целью определения направлений оказания психологической помощи.

.Изучение интересов, склонностей, способностей детей и обучающихся, предпосылок одарённости.

.Диагностика социально-психологического климата коллектива.

.Диагностика интеллектуальных, личностных и эмоционально-волевых особенностей.

Опираясь на эти направления психологической диагностики, педагог-психолог подбирает методы и методики, которые он будет использовать в своей работе с детьми. С перечнем некоторых методик вы можете познакомиться ниже.

1. Диагностика адаптации к ДОУ.

Наблюдение за ребёнком в адаптационный период важное диагностическое направление в работе психолога. Оно позволяет собрать данные о ребёнке и сделать вывод о степени адаптации к детскому саду. Существует множество методик с помощью которые вы можете проводить это наблюдение. Предлагаю познакомиться с перечнем некоторых из них.

Роньжина Анна Сергеевна. «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению».

Цель данной диагностики: помочь детям младшего дошкольного возраста преодолеть стресс поступления в детский сад и успешно адаптировааться в детском саду.

Главная задача: способствовать созданию положительного эмоционального климата в группе. Активизировать познавательный интерес детей, включение их в игровую деятельность.

Методика А. Остроуховой «Изучение степени адаптации ребёнка в ДОУ».

Цель: определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации.

Диагностика готовности к школе

Семаго Н. Я., Семаго М. «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения».

Цель: задания, которые используются в данной диагностике, позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к учебной деятельности.

Вархатова Е. А., Дятко Н. В., Сазонова Е. В. «Экспресс диагностика готовности к школе».

Цель: позволяет при оценке учитывать развитие сферы общения ребенка, что при обследовании других методик не дает возможности.

Диагностика познавательных процессов

Руденко Л. Г., Павлова Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений.

Куражева Н. Ю., Козлова И. А., Тузаева А. С. Диагностический комплекс «Цветик-Семицветик» для детей 3-7 лет.

Цель: материалы, направленны на тестирование мышления, памяти, внимания, воображения для детей 6-7 лет.

Цель: выявление уровня интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы.

Диагностика личностных и эмоционально-волевых особенностей

Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго)

Цель: оценка возможности адекватного опознавания эмоционального состояния, точности и качества этого опознавания.)

Тест тревожности (Теммл Р., Дорки М., Амен В.) ( Цель: определение уровня тревожности).

Тест на выявление детских страхов А. И. Захарова и М. Панфиловой «Страхи в домиках»

Методика «Волшебная страна чувств»

Цель: исследование психоэмоционального состояния ребенка.

Диагностика социально-психологического климата коллектива

Социометрия Дж. Морено

Проективная методика Рене Желя. Исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений 

Диагностика способностей детей и предпосылок одарённости

Экспресс-анкета  «Одарённый ребёнок»

АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ОДАРЁННОСТИ РЕБЁНКА

Проявление специальных способностей (по А. И. Савенкову)

Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности детей А. И. Савенков предлагает рассматривать следующие личностные свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет») : 

Инструкция: Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик, которые обычно наблюдаются у одарённых детей в разных сферах (изобразительно– художественной, музыкальной одарённости, литературной, артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для того чтобы определить в какой сфере у вашего ребёнка одарённость поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям вашего ребёнка.

В сфере изобразительно-художественной одаренности:

в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;

становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, прекрасно выполненную скульптуру;

способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т. д. ;

любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке;

охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение;

обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;

любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;

может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

В сфере музыкальной одаренности:

проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

чутко реагирует на характер и настроение музыки;

хорошо поёт;

вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;

любит музыкальные записи;

стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

хорошо играет на каком-нибудь инструменте;

в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

сочиняет собственные оригинальные мелодии.

В сфере литературной одаренности:

любит писать и сочинять рассказы и стихи;

может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;

рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. Оставляет главное, наиболее характерное;

выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;

умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;

склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;

умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

В сфере артистической одаренности:

легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;

интересуется актерской игрой;

меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;

разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;

склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;

стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;

с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;

любит игры-драматизации.

В сфере технической одаренности:

интересуется механизмами и машинами;

может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;

любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск";

любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;

читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;

любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;

проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);

быстро и легко осваивает компьютер.

В сфере лидерской одаренности:

инициативен в общении со сверстниками;

сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;

легко общается с детьми и взрослыми;

улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное;

часто руководит играми и занятиями других людей;

склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.

В сфере спортивной одаренности:

энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;

любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;

часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;

бывает быстрее всех в детском саду, классе;

движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;

любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;

предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);

физически выносливее сверстников.

В сфере интеллектуальной одаренности:

хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;

задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной "программе";

обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;

гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;

очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Обработка данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов, именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-эстетическая и артистическая, то у вашего ребёнка есть большие творческие возможности.

Методика «Дорисовывание фигур», направленна на развитие воображения.

Диагностика детско-родительских отношений

Диагностика детско-родительских отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации на сегодняшний день представляет собой одну из актуальных проблем дошкольной психологии. Ее актуальность связана, прежде всего, с несколькими причинами:

Во-первых, родители не стремяться впускать сторонних людей в жизненный уклад семьи, часто скрывая при этом недостатки воспитания

Проективная методика «Рисунок семьи». Данная методика направлена на диагностику эмоционального благополучия и структуры семейных отношений.

Публикации по теме:

Танцевально-игровая программа для детей всех возрастных групп на улице «Разноцветное лето»Танцевально-игровая программа для детей всех возрастных групп на улице «Разноцветное лето» «РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО»танцевально-игровая программа для детей всех возрастных групп на улице Составила: Коровина Наталья Николаевна, Музыкальный.

Летняя спартакиада для детей всех возрастных групп в День физкультурникаЛетняя спартакиада для детей всех возрастных групп в День физкультурника МБДОУ д/с №28 «Радуга» г. Ипатово День физкультурника Летняя спартакиада для детей (все возрастные группы) «Радость спортивных побед!».

Физкультминутки для разминки на суше для всех возрастных групп детей дошкольного возраста Физкультминутки для разминки на суше для всех возрастных групп детей дошкольного возраста. Физминутка «Улыбка» А теперь все вместе встали.

Фотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных группФотоотчет «Масленичные забавы» для всех возрастных групп "Собирайся народ! В гости Масленица ждет! Мы зовем к себе всех тех, кто любит веселье и смех! Ждут вас игры, забавы и шутки! Скучать не.

Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных группФотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп Фотоотчёт о празднике, посвящённом Дню России для всех возрастных групп 9 июня в нашем детском саду прошёл праздник на улице для всех возрастных.

Летнее развлечение для всех возрастных групп ДОУ «День защиты детей»Летнее развлечение для всех возрастных групп ДОУ «День защиты детей» Цель: Развитие у детей представлений о лете, на основе ближайшего непосредственного окружения в совместной деятельности со сверстниками.

Праздник смеха для всех возрастных групп детского садаПраздник смеха для всех возрастных групп детского сада .

Праздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улицеПраздник воздушных шаров для всех возрастных групп на улице Действующие лица: Доктор Айболит, Пьеро, Винни - Пух, Клоун, Незнайка, Пеппи Длинный чулок, Баба Яга Цель: Создать радостное веселое настроение.

Сценарий развлечения для детей «До свидания, веселое лето!» для всех возрастных групп Развлечение для детей «До свидания, веселое лето!» Воспитатель Чувашова С. А. Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова видеть вас.

Сценарий «Веселая Масленица» для всех возрастных групп Сценарий «Веселая Масленица» для всех возрастных групп Подготовила : Новикова Наталия Сценарий праздника для всех возрастных групп «Веселая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 29 марта 2022 в 22:13
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка банка методик скринингового обследования детей всех возрастных групп в соответствии с ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Короткова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД