Марина Ивановна Андреева
Разностороннее развитие детей путем интегрирования образовательной области в совместной деятельности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако, на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Современный ребёнок сегодня имеет высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не может применить их в практической деятельности. Одним из эффективных средств решения данной проблемы может стать интеграция содержания образования, способствующая формированию у дошкольников представления о целостной картине мира.
Темочки:
Остановимся сначала на понятии «Интеграция содержания образования».
Оксана Алексеевна Скоролупова, Нина Владимировна Федина отмечают: «Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается процесс связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающий целостность образовательного процесса». Иными словами, ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира, как одной из главных задач психолого-педагогической работы, должно осуществляться адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
Так, например, расширяя представления детей о природе, животных и растениях (неделя «Ранняя весна», я преследовала следующие цели:
- воспитывать у детей гуманное отношение к живому. Например, мы подкармливали птиц, бездомных кошек, провели экологическую акцию «Помоги деревьям после зимы», помогали найти дорогу ручейку, очищая его путь от палочек и мусора.
- побуждать к эстетическим переживаниям, связанных с красотой природы (художествен-но-эстетическая линия развития). Мы рассматривали репродукции картин И. Левитана «Март», И. Грабаря «Февральская лазурь», К Юона «Конец зимы», лепили «Чудо-цветок», слушали музы-кальное произведение С. С. Прокофьева «Вечер».
- решать задачи развития речи (познавательно-речевая линия развития). Мы рассматривали с детьми вышеупомянутые картины, знакомились с произведениями Н. Сладкова «Весенние радо-сти. Ручей», «Воробьишкина весна», Г. Скребицкого «Счастливый жучок», фантазировали на тему «Что будет, если весна не придет» (ТРИЗ, пополняли детский словарь весенними словами «оттепель», «проталина», «ноздреватый снег»; знакомились с пословицами о марте, беседовали на тему «А можно ли играть на реке весной».
- формировать практические навыки по уходу за растениями и животными. Например, дети ухаживали за комнатными растениями, принимали участие в их пересадке, трудились в природе «Мы-огородники».
- учить отражать знания о природе в игровой и изобразительной деятельности. Так, в под-вижной игре «Мяч передавай – явление природы называй», развивая ловкость и умение быстро ловить мяч, дети закрепляли названия весенних примет. В игре «К дереву беги» дети упражнялись в беге и различении деревьев по внешнему виду. В дид. игре «Враг или друг?» закрепляли знания о жизни птиц и животных и их врагах. Изображая перелетных птиц, закрепляли их названия и внешний вид.
Т. е. организация воспитательно-образовательного процесса рассматривается как единство содержательных и процессуальных сторон.
Чтобы правильно отобрать содержание знаний для их дальнейшей интеграции, важно учи-тывать, что они должны:
1) расширять и обогащать имеющиеся знания и представления дошкольника;
2) быть нужными в школе;
3) быть доступными и опираться на личный опыт, связываться с повседневной жизнью.
Кроме того, знания должны стимулировать умственную деятельность; повышать уровень самоконтроля, самоорганизации и самооценки.
Как же реализовать интегрированный подход в воспитательно-образовательном процессе в контексте ФГОС?
Рассмотрим, какие виды деятельности я использовала в своей работе при решении задач конструктивной деятельности в других образовательных областях.
Для того чтобы научить детей конструировать, надо дать им знания о геометрических фи-гурах и телах, форме, величине, цвете. Эти познавательные умения ребёнка хорошо используются при организации игр, направленных на развитие конструктивной деятельности.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Цель игры: на ощупь найти фигуру для по-стройки, которая указана на схеме, сравнить несколько предметов, определить, в чём различия, где можно использовать и т. п. Так, сравнивая шар и куб, дети приходят к выводу, что куб трудно прокатить, а шар можно катать и его часто используют в украшении фасадов зданий. Например, в Санкт-Петербурге есть много скульптур львов с шаром. Как вы думаете, зачем у льва под лапой шар? …
По легенде: лев символизирует стражей города. Если лев начнёт засыпать, шар из-под лапы покатиться - лев проснется и опасность для города исчезнет.
Таким образом, в данной игре кроме задач конструктивной деятельности решаются задачи познавательно-исследовательской и коммуникативной деятельности, математического развития. Одновременно решаются задачи развития личностных качеств : любознательность, креативность, умение действовать в коллективе, компетентность, нравственно-волевые качества и др.
Задача воспитателя - наполнить деятельность группы интересными темами, делами, про-блемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации его интересов и жизненной активности.
Одной из технологий интеграции образования в практике ДОУ является проектная дея-тельность. Например, тема проекта: «Помним, чтим, скорбим …»
Основная цель: обогащать знания детей о Великой Отечественной войне, продолжать знакомить с подвигами наших воинов-земляков, воспитывать уважение к ветеранам войны и труженикам тыла.
Мы беседовали с детьми на тему: «На героя и слава похожа», рассматривали репродукцию картины «На привале», слушали песню «День Победы», читали художественные произведения Ю. Коваля «Пограничный пес Алый», А Митяева «Дедушкин орден», стихотворение Е Благининой «Почему ты шинель бережешь?», учились правилам этикета: «Если ты встретишь Ветерана», наблюдали за преображением города к празднику Победы, рассказывали по сюжетным картинкам о войне, рисовали на тему: «Война глазами детей», планировали пойти к мемориалу «Скорбящая мать» возложить цветы.
Также обсуждали эту тему с родителями, выясняли, какую помощь могут оказать они. На-пример, показать детям военные награды, полученные родственниками во время войны, рассказать об их подвигах, сходить с детьми на парад, возложить цветы, прочитать детскую литературу о войне.
Создали условия для самостоятельной деятельности детей : предоставили энциклопедии о военной технике, художественные книги о подвигах детей во время войны, выставили военные фотографии. В ходе выполнения и завершения проекта мы проводили анализ результатов наблюдений и продуктов детской деятельности. Дети выставили коллективную работу «Парад на Красной площади», рассказали, что узнали нового в детском саду и дома. Дети сами оценивали свои достижения, выявили трудности, наметили дальнейшие перспективы.
Таким образом, работа над проектом имело большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Ведь объединение различных областей знаний формирует целостное видение картины окружающего мира, его прошлого, способствует развитию разносторонней личности ребенка.