Елена Петрова
«Расскажи, малыш!» Развитие связной речи на логопункте ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
"Расскажи, малыш!". часто этот вопрос остается без ответа, особенно если у ребенка есть речевое заключение: ОНР или ТНР.
Такому ребенку трудно составить связное высказывание, речь ограничивается короткими фразами, слова в них грамматически не оформлены. При сохранном познавательном интересе такому ребенку хочется общаться, быть услышанным, рассказать о своих впечатлениях, играть со сверстниками. Нарушения речи препятствуют пониманию такого ребенка, что вызывает у него различные ответные реакции: раздражительность, плаксивость, обидчивость, речевой негативизм.
Публикация «„Расскажи, малыш!“ Развитие связной речи на логопункте ДОУ» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
На логопункте ДОУ важно создать оптимальные условия для того, чтобы ребенок смог раскрыться для общения, почувствовал себя понятым и услышанным.
Предметно-развивающая среда логопедического кабинета привлекает детей яркостью, разнообразием интересных игр и доступностью. Дети с удовольствием включаются в предложенные игры и сами становятся их инициаторами, идут на контакт с логопедом.
Для развития связной речи мной применяются различные методы, дидактические игры, создаются ситуации общения.
В последнее время я активно использую в своей деятельности разработку Тони Бьюзена и российского ее аналога, адаптированного к деятельности в дошкольных учреждениях, предложенного Валентиной Акименко: метод интеллектуальных карт.
Ранее я уже останавливалась на принципах построения интеллект-карт.
Представляю карту по лексической теме "Лето".
Вместе с ребенком мы раскладываем на панно по смысловым группам картинки и одновременно рассказываем.
Например: выбираем картинки, на которых изображены солнце, радуга, гроза, дождь. Логопед задает наводящие вопросы: "Какая погода бывает летом?" Ребенок раскладывает картинки и отвечает, что летом ярко светит солнце, идут дожди, можно увидеть радугу.
Затем выбираем картинки: юбка, майка, шорты, панамка, сандалии. Ребенок уже сам или при помощи наводящего вопроса может ответить, что летом нужно одевать легкую одежду и перечислить, какую именно.
Таким образом, в результате такой несложной для дошкольника деятельности у ребенка активизируется словарный запас, малыш закрепляет обобщение по нескольким лексическим темам сразу ("Погода", "Одежда", "Насекомые", "Дикие животные", "Летние забавы" - в процессе составления интеллектуальной карты "Лето").
Ребенок все активнее начинает пользоваться связной речью, исчезают комплексы и стеснение малыша. Ребенок включается в общение со взрослыми и сверстниками.
У малыша также развивается память. Замечено, что если через несколько занятий попросить рассказать ребенка о том, что было на интеллектуальной карте, он свободно, без наглядности может воспроизвести то, что было на составленной им карте.
Рекомендую использовать коллегам данный метод в логопедической и в педагогической деятельности.