Арбузова Елена Владимировна
Ранний возраст как золотой период развития малыша
▼ Скачать +Заказ
Ранний возраст-это «Судьбоносный возраст» развития ребенка. В этот период можно многое исправлять, обогащать и развивать.
1. Наблюдается быстрый темп физического и нервно- психического развития.
Публикация «Ранний возраст как золотой период развития малыша» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Хочется отметить, что физическое развитие и общей моторики для малыша необходимы, т. к. многие рождаются с гипертонусами, а это самая большая проблема на сегодняшний день. Малыш в течение всей беременности находится в скрюченном состоянии и при рождении его мышцы находятся в тонусе, сопровождаемые болью. Поэтому необходимы разные физические упражнения, пестовальные гимнастики, игровой массаж.
В физическом развитие необходимо учитывать общую моторную активность:
-при низкой моторной активность (вялость, утомляемость, малыша нельзя перегружать (много предлагать подвижных игр)
- при высокой моторной активности (быстрый, увеличить физическую нагрузку, чтобы снизить серотонин.
2. Высокая пластичность функций мозга и психики, т. е. всей нервной системы в целом.
Очень важно сенсорное развитие в этот период. Чтобы мозг сформировался правильно ему необходимы впечатления, сенсорные стимуляции (среда). Ведь мозг растет не за счет нейронов, а за счет клеток. Если клетка не работает, то ее съедают (нет воздействия на «мишень», кто не работает, того едят). Поэтому среда должна быть максимально сенсорно насыщенной, но не перегруженной. Очень опасна перегрузка для малыша.
Главной функцией данного возраста является восприятие. В этом возрасте важно знакомить детей с цветом и формой, величиной.
Детям этого возраста полезны самообучающие игрушки: матрешки, вкладыши, пирамидки (повторяться не менее 3-4 раз и это правильно). Основной способ познания ребенком окружающего мира – метод проб и ошибок, поэтому дети этого возраста любят разбирать игрушки. Чаще всего, это нормальная познавательная активность ребенка, а не его капризы.
Ранний возраст – период формирования психики ребенка. Педагогам и родителям необходимо учитывать:
- темперамент;
- эмоциональную чувствительность: низкая или высокая (насколько ребенок склонен к переживанию и насколько быстро он откликается);
Малыш очень восприимчив к эмоциональному состоянию окружающих и подвержены «эффекту заражения» : если один ребенок радостно скачет по группе, то, как минимум, еще три «лошадки» будут рядом с ним.
-общий уровень работоспособности, его активность, какая «батарейка» работает внутри ребенка, (уровень энергетики переходит от мамы, сила-слабость нервных клеток); динамку, скорость протекания всех процессов (с какой скоростью «открываются файлы»);
-способ реагирования на новый стимул: приближение и удаление. Например, принесли движущую игрушку, одни бросились потрогать, а другие отстранились и наблюдают;
-фон настроения: есть минорные (ипохондрики, дать возможность порычать, поворчать) и мажорные.
-возрастные страхи малышей. Например, в раннем возрасте жутко боятся клоунов (лица с маской, бороды. Одним из условий уверенности и спокойствия ребенка – это системность, ритмичность и повторяемость его жизни, т. е. четкое соблюдение режима.
3. Ребенок делает большие успехи в овладении речью
• 1 годам ребенок должен владеть 10-20 словами;
• к 2 годам – 300-400. Основными вопросами детей в этом возрасте должны быть вопросы «Кто?», «Что?», ребенок начинает употреблять не только существительные, но и прилагательные, наречия, глаголы, местоимения. Формируется фразовая речь.
• к 3 годам ребенок осваивает 2000 - 2500 слов, основные вопросы, интересующие ребенка «Где?», «Когда?», «Куда?», «Откуда?». В речи появляются сложные предложения. (мы пойдем гулять и будем играть с машинкой. Я надел шапку, потому что на улице холодно).
Важно приучать ребенка к книгам, больше читать сказок и стихов. Желательно подбирать такую литературу, где есть ритм. Например, Наша Таня громко плачет…и многие другие.
4. Период развития личности. Функциональной независимости.
Первый кризис человек испытывает на первом году жизни- переход между младенчеством и ранним детством. Если удовлетворяются основные физиологические потребности ребёнка, то у ребёнка развивается чувство глубокого доверия к миру, в противном случае, наоборот – недоверие. Например, родители для ребенка являются целым миром, если они мало с ним общались, прикасались, играли, то это может привести к задержке психоречевого и тактильного развития малыша (тревожно-мнительная особенность).
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребёнка к чистоплотности. Если родители и другие близкие взрослые понимают и принимают ребёнка, помогают ему контролировать его естественные отправления, ребёнок получает опыт автономии, самостоятельности. В противоположность этого служит строгий или непоследовательный внешний контроль, который приводит к тому, что у ребёнка появляется чувство стыда или сомнений, что приводит к зависимости от взрослых.
Отдельной особенностью развития личности раннего возраста Кризис трёх лет - ломка отношений, которые существовали до этого между ребёнком и взрослым. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешней самостоятельности, но и одновременное отделение ребёнка от взрослого человека. Взрослые испытывают значительные трудности при взаимодействии с ребёнком в этот период – сталкиваются с упрямством, негативизмом, строптивостью, своеволием, возникает протест-бунт
В период от года дот трех формируется жизненный сценарий человека, а корректируется до пяти лет.
Отличительные особенности поведения ребёнка в раннем детстве является незамедлительность действий (действует под влиянием чувств и эмоций, которые возникают в данный момент). Ребёнка очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко отвлечь.
Постепенно ребёнок овладевает целенаправленными действиями, обозначает словами то, что хочет построить, однако словесная регуляция действий слаба: замыслы детей неустойчивы, меняются по ходу дела.
В этом возрасте похвала и одобрение взрослых вызывают у ребёнка чувство гордости, и он старается заслужить положительную оценку, демонстрируя свои достижения.
Детям трудно удержаться от немедленного удовлетворения возникшего желания, ещё труднее выполнять непривлекательное действие по предложению взрослого. Выполняя самые простые действия, дети видоизменяют их, превращая в игру, ибо быстро отвлекаются и не доводят дело до конца. От взрослого необходимы настойчивость и многократные напоминания.
Нарушения в раннем возрасте по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы. Например, речевые нарушения в той или иной степени, могут сопровождать любой дефект. Чем раньше выявлена проблема и начата коррекция, тем больше у ребенка шансов вырасти здоровым, и жить полноценной жизнью.
-А как это понять? На что обратить внимание, на психологические особенности развития ребенка
Хочется обратить внимание что на ребенка влияет не только окружающая среда, но наследственность, а также различные неблагоприятные факторы.
Внутриутробный период развития называют фундаментальным, поскольку именно тогда происходит закладка всех органов и систем организма.
• Обращаются внимание на факторы пренатального риска- тяжелые токсикозы беременности (воздействует на формирование высших функций нервной системы и как результат может быть неусвоение образовательных программ, угроза ее прерывания, перенесенные заболевания (например, ангина, пневмония может привести к водянке мозга или параличу, резус-конфликт, прием лекарственных препаратов, тяжелая эмоциональная нагрузка.
• Затем на факторы перинатального риска- стимулирование родовой деятельности, кесарево сечение, стремительные роды (астеник, дети постоянно куда-то спешат, затяжные роды (повышенно упрямство, т. к. все равно рожусь). Обвитие пуповины, асфиксия. Данные о родах (восколько недель родился) сообщает о том, что у ребенка недозрело. Например, если роды в 38 неделю, то нейронные связи еще не успели сформироваться, если 41, 42 неделя (знаем, что плацента точная вещь и свою жизнедеятельность прекращает, то клетки отмирают, получается нехватка кислорода, ЦНС мало наполнена кислородом).
• Обратить внимание на шкалу Апгар. Например, 5,6 баллов это реанимированные дети, к ним требуется более внимательное отношение.
Что родителей должно насторожить?
1. Отсутсвие зрительной и двигательной реакции на различные звуки и человеческую речь;
2. Отсутствие интереса к общению с близкими;
3. Непонимание ребенком обращенной речи;
3. Отсутствие подражания речи взрослых.
4. Высокая тревожность
Таким образом, основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются овладение прямой походкой, развитие предметной деятельности и овладение речью. В психическом развитии возникает тенденция к самостоятельности, сравнение себя с другими – важный шаг для дальнейшего формирования личности ребёнка, взрослые выступают как носители образцов действий и отношений в окружающем мире.