Елена Якубовская
«Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская методическая разработка музыкального руководителя высшей категории
Якубовской Елены Александровны.
Тема: «Работа музыкального руководителя в организации танцевальных движений детей дошкольного возраста с учётом требований ФГОС».
План.
1. Танцевальные движения:
1) Краткое пояснение
2) Цель;
3) Задачи;
Темочки:
- Музыкально - ритмические движения
- Музыкальное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2020
2. Основные требования к работе над музыкально – ритмическими движениями.
1) Методы
2) Приёмы
3) Упражнения
4) Исходные положения перед упражнением
3. Основные движения
4. Танцы
Младшая группа.
Средняя группа
Старшая группа.
Подготовительная группа.
5. Описание некоторых танцевальных движений.
6. Список используемой литературы.
1. Танцевальные движения.
1) Краткое пояснение:
Физическое воспитание улучшает осанку детей, исправляются физические недостатки: сутулость, косолапость.
Нравственное воспитание-знакомство с временами года, народными плясками.
Эстетическое воспитание: знакомство с высокохудожественными музыкальными произведениями, дети учатся выражать чувства, передавать музыкальный образ в развитии, развиваются музыкальные способности.
2) Цель:
Способствовать эстетическому направлению в развитии детей дошкольного возраста, умственному развитию личности, умению раскрыть музыкальные способности каждого ребёнка, а также освоение музыкально-ритмических движений и музыкально – художественного образа.
3) Задачи:
1. Учить детей согласовывать движения с характером музыки, средствами музыкальной выразительности, учить двигаться ритмично. Играть в музыкальные игры, танцевать на музыкальных занятиях и вне их;
2. Развивать чувство ритма;
3. Развивать художественно-творческие способности, которые проявляются в том, что дети сами ищут способы выражения образа, придумывают и комбинируют движения, предлагают новые движения. Эмоции отражаются на лицах детей
2. Основные требования к работе над музыкально – ритмическими движениями.
1. Гигиенические требования: удобная обувь (чешки, свободная одежда (футболки, юбочки, шортики со ср. группы).
2. Зал проветривать и убирать 2 раза в день;
3. Подбор репертуара:
а) Высокохудожественный
б) Систематичность, последовательность в зависимости от образов
в) Использование разной музыки для одного и того же движения.
1) Методы:
1. Наглядный:
• Наглядно –слуховой – исполнение;
• Наглядно – зрительный показ иллюстрации, движения.
2. Словесный;
• Рассказ;
• Поэтическое слово;
• Пояснение, объяснение.
3. Метод упражнений:
• Неоднократное повторение с новым заданием.
4. Игровой метод:
• Использование игрушек, игровой образ.
2) Приёмы:
1. Развитие у детей правильных мышечных ощущений (все движения разучиваются медленно, без музыки);
2. Показ движений детьми, воспитателем, показ зеркальный;
3. Прохлопать ритмический рисунок;
4. Анализ движений детьми;
5. Использование различных построений при разучивании движений.
3) Упражнения:
Подготовительные упражнения учат детей принимать правильное исходное положение, способствуют укреплению двигательного аппарата, отдельных групп мышц, суставов и воспитывают навыки ориентировки в пространстве.
Младше-средний возраст – в музыкальном зале дети выстраиваются - прямо не опуская головы свободно без напряжения, малыши стоят на расставленных ножках.
Старший возраст – пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, коленки не втянуты, голова приподнята, руки свободно опущены, животы втянуты.
4) Исходные положения перед упражнением:
• На расставленных ногах чуть шире плеч, принимать прыжком;
• Руки на поясе крепко;
• Руки в стороны, прямая линия с плечом;
• Руки вперёд параллельны без напряжения;
• Руки вверх рядом с ухом;
• Руки уголком, чтобы дети видели их.
Основные ошибки детей – зажимы в плечах, локтях, кисть является продолжением руки при движении кисть отстаёт!
Вспомогательные упражнения без музыки:
1. На расслабление мышц плечевого пояса:
• Ронять руки с наклоном корпуса, натянуть и расслабить;
• Встряхивание воды пальчиков, потряхивание кистью;
• «Кошка» выпускает когти (медленно и быстро).
2. На расслабление и напряжение мышц корпуса:
• Ронять корпус – Петрушка, Тряпочная кукла, «Шалтай – болтай»;
• Повороты корпуса в стороны со свободным движением рук
«Дуйте, дуйте ветры в поле»;
• Поднять – бросить плечи;
• «Мельница» - сначала одной рукой, затем двумя и с прыжком;
• «Маятник» - перенесение тяжести тела с пяток на носки без отрыва от пола, затем с выпадом вперёд одной ноги;
• «Тик – так» отрываем от пола то носки, то пятки;
• Для рук - вперёд – назад.
3. На развитие различных групп мышц, подвижности суставов:
• На подвижность мышц шеи. Наклон головы вперёд, резко назад (со старшей группы);
• Повороты головы вправо - влево (с младшей группы) «Совушка – сова»;
• Поворот головы вправо – влево, достать подбородком плечо;
• Нарисуй цветочек пальчиком, носком, подбородком;
• Круговое вращение головой (с конца младшей группы);
• Покачивание головой.
4. На расслабление мышц плеча:
• Круговые движения плечом – «поезд».
5. На развитие кистей:
• Резко поднять и опустить локти;
• Круговые движения кистей;
• Отклонение кистей в стороны и внутрь;
• «Месим тесто»;
• Круговые движения кистей с постепенным ускорением;
• «Кошка».
6. На развитие мышц ног:
• Основная стойка – пятки вместе носки врозь, поднимаем ногу резко и медленно ставим «цапля»;
• Поднимаем ногу к груди, сначала с помощью рук, затем без помощи рук;
• Пружинка;
7. Для ступни:
• Вставание на полу пальцы, носки;
• Резкое вставание пятка упирается в пятку, кто дольше простоит;
• Выставление ноги на носок, пятку;
• Лёжа на полу поднимать носки к себе, от себя поочерёдно;
• «Ножницы» на весу;
• Отклонение ног в сторону;
• Круговое вращение «велосипед».
Упражнение на развитие ориентировки в пространстве:
1. Свободное размещение по площадке («машины», чередование ходьбы и бега;
2. Умение вставать в уголки зала, пары тройки, круг, маленькие круги, построиться в шеренгу, колонну, диагональ, полукруг.
3. Основные движения.
Ходьба
Бег
Широкий бег (со средней группы)
Прыжки
Поскоки
Музыкально – ритмические движения - включают в себя игры сюжетные, не сюжетные с музыкой, без музыки под слово, под пение.
4. Танцы.
Народные
Хороводы
По показу взрослого
Импровизация
Упражнения для совершенствования основных видов движений;
Подготовительные упражнения для танцев, игр, образные упражнения;
Упражнение – композиция с предметами и без них.
Предметы:
Флажки
Листья
Султанчики (со средней группы на колечках)
Ленты
Ветки
Шары
Обручи
Палки
Четыре основных направления:
o Развитие музыкального восприятия;
o Овладение основными движениями
o Танцевальные движения
o Ориентировка в пространстве
Младшая группа.
1. Развитие музыкального восприятия;
2. Овладение основными движениями;
3. Танцевальные движения;
4. Ориентировка в пространстве.
Основные движения:
Ходьба – бодрая, осторожная, спокойная;
Бег – лёгкий, стремительный;
Подпрыгивание;
Шаг на всей стопе – «автомобили»;
Прямой галоп «лошадки».
Танцевальные движения:
Пружинки;
Хлопки по коленям;
Притопы одной, двумя ногами;
Ходьба по одному и в парах;
Кружение на шаге по одному и в парах;
«Фонарики» (вращение кистей ручек).
Комбинированные движения:
Хлопки с пружинкой;
Хлопки с подпрыгиванием;
Хлопки с притопами;
Фонарики с пружинкой.
Средняя группа
Направления работы:
1. Развитие музыкального восприятия;
2. Ориентировка в пространстве;
3. Развитие основных движений;
4. Танцевальные движения.
5. Основные движения:
Ходьба:
Бодрая, спокойная, осторожная, высокая.
Бег:
Лёгкий танцевальный, стремительный, широкий.
Прыжковые движения:
Прыжки на носках с продвижением вперёд и на месте, прямой галоп, поскоки.
! Педагог требует от детей выполнения движений с полной отдачей.
Танцевальные движения:
• Бег в парах, три притопа (в конце фразы);
• кружение на беге;
• Ритмичное выставление ноги на пятку, носок (с чередованием);
• «Козлик»;
• «Качалочка»;
• ритмичные хлопки.
Комбинированные движения:
2 Хлопка 3 притопа;
Разные движения в паре;
Выбрасывание ног (в конце года);
Большая работа над пластикой рук.
Старшая группа.
! Работа над качеством движений.
Направления работы:
1. Восприятие музыки;
2. Техника и качество;
3. Танцевальные движения;
4. Ориентировка в пространстве;
5. Много движений на пластику рук.
Объём танцевальных движений:
• Притоп перед собой;
• Шаг с притопом и хлопком;
• Полу присядка с выставлением ноги на пятку;
• Полная присядка;
• Три простых шага и скользящий «распашонка»;
• Переменный шаг;
• Приставная полька;
• Притоп со взмахом платочка;
• Дробный шаг, боковой галоп;
• Народная полька;
• «Топотушки»;
• Комбинации носок пятка пере топом;
• Хороводный шаг;
• «Козлик» на прыжке.
Подготовительная группа.
! Закрепление работы над качеством движений. Качество по высоте амплитуды соответственно характеру музыки
Направления работы:
1. Развитие музыкального восприятия;
2. Танцевальные движения (национальные);
3. Основные движения;
4. Ориентировка в пространстве по мере необходимости.
Объём танцевальных движений (остаётся пройденный объём по старшей группе и к этому добавляются):
• «Топотушки» (на беге, на месте, продвигаясь вперёд простым и сложным шагом);
• Шаг припадания;
• «Ковырялочка»;
• «Верёвочка» (простая и с перетопом);
• «Ёлочка»;
• «Гармошечка»;
• «Козлик» с подскоком;
• «Метёлочка».
Мальчики
Упор сзади движение ногами «волчок», подсечка;
Присядка с прыжком на 1, 2 ноги;
«Самовар»;
Боковой галоп;
Качалочка переменная;
Шаг польки;
Шаг вальса;
и др.
5. Описание некоторых танцевальных движений.
«Качель маленькая»
- дети стоят, взявшись за руки и слегка качая ими из стороны в сторону.
«Качель большая»
- то же, только сильно раскачивают руками из стороны в сторону.
«Пружинка»
- стоя на месте, легко, часто, непрерывно приседать. Колени при этом слегка разводятся в стороны. Спина – прямая. Это движение можно выполнять из 6-й позиции ног (на «узкой дорожке»). В этом случае колени ног не разводятся.
Притоп
– стоя на левой ноге, ритмично притопывать правой, чуть пружиня обеими.
«Три притопа»
(исходное положение «узкая дорожка») – на месте шаг правой ногой, затем левой и снова правой, чуть притопнув. Повторяется с левой ноги. Движение выполняется ритмично. Притоп поочередно двумя ногами – техника та же, только на «раз, и» - притоп правой (левой) ногой, а на «два, и» - левой (правой) ногой. Притоп в сочетании с «точкой» - пяткой, носком неопорной ноги рядом с опорной или на расстоянии небольшого шага впереди.
Приседание
– техника та же, только на «раз» - приседание, на «два» - возвращение в исходное положение. Амплитуда зависит от возраста детей. Полное приседание выполняется только в подготовительной группе. При этом пятки ног отрываются от пола, а колени разводятся в стороны, спина прямая, крепкая.
Полуприседание
– выполнятся в сочетании с «точкой» - каблуком или носком правой (левой) ноги на расстоянии небольшого шага вперед. Полуприседание с поворотом корпуса – сделать полуприседание, поворачивая корпус вправо (влево) на 90°. Разворачивая корпус прямо, принять исходное положение.
«Ковырялочка»:
1-й вариант: правая нога ставится назад на носок, затем выносится вперед на пятку и на месте – три притопа.
2-й вариант: правую (левую) ногу согнуть в колене и поставить в сторону на носок невыворотно (пяткой вверх); одновременно слегка согнуть колено левой (правой) ноги. Вытягивая прямую правую (левую) ногу, поставить ее на пятку. Сделать тройной притоп, начиная с правой (левой) ноги.
«Распашонка»
- на «раз» полуприседание с хлопком «ладушки» согнутыми в локтях руками впереди-вверху. На «два» - выпрямиться и поставить правую (левую) ногу в «точку» впереди-справа на пятку. Одновременно вытянуть руки по диагонали: правая – в сторону-вниз, левая – в сторону-вверх. На 2-й такт то же с другой ноги.
«Самоварчик»
- на «раз» - полуприседание и хлопок «ладушки» согнутыми в локтях руками перед грудью. На «два» - выпрямится, левую руку вытянуть в сторону-вверх, правой – хлопнуть по внутренней стороне голени левой ноги, согнутой в колене и поднятой вверх под углом 90°.
«Ёлочка»
- исходное положение: ноги - «узкая дорожка», руки «полочка», «поясок» и др. На «раз» - повернуть ступни ног (отрывая носки от пола) вправо под углом 45°. На «два» - то же пятки. Движение можно выполнять как на прямых ногах, так и на «пружинке». Спина прямая.
«Большая гармошка»
- ноги вместе. На «раз» - разведение носков в стороны, на «два» - разведение пяток. Затем возвращение в исходное положение в таком же порядке.
«Топотушки»
- исходное положение – ноги вместе, чуть присев, руки сжаты в кулачки на поясе (подбоченившись). Часто поочередно топать ногами на месте.
«Рычажок»
- ноги на «узкой дорожке». На «раз» - правая рука сгибается в локте и рукой достает до правого плеча, рывком. Одновременно с рукой вверх, сгибаясь в коленке, поднимается первая нога. На «и» - в исходное положение. Все на «пружинке». Поворот вокруг себя (кружение) – стоя лицом к зрителям начинать движение вправо. Легко на носочках повернуться на месте вокруг себя и остановиться в исходном положении.
«Расческа»
- дети стоят в шахматном порядке. На расстоянии друг от друга лицом в одном направлении. 1-й вариант: вначале вторая шеренга проходит вперед сквозь первую, останавливаясь чуть впереди. Затем первая (оказавшись позади) проходит вперед сквозь вторую, останавливаясь чуть впереди, и т. д. 2-й вариант: первая шеренга идет назад, одновременно вторая – движется вперед. Проходя друг через друга - шеренги меняются местами. «Играть с платочком» - держа платок (сложенный по диагонали) за два угла перед собой на уровне груди, приподнимать поочередно то один, то другой уголок платочка.
Танцевальные движения для мальчиков 6-7 лет:
«Козлик»
- исходное положение – правая нога стоит перед левой, руки скрещены перед грудью. Это движение выполняется на прыжке. Прыгая на левой ноге, сильно притопывать правой. На счет «раз» - руки по дуге раскрываются в стороны-вверх (кулачки слегка сжаты и подняты вверх, на счет «два» - возвращаются в исходное положение.
«Веселые ножки»
- положение упор-присев сзади. Ноги часто, резко «выбрасываются» поочередно вперед. Возвращаясь в исходное положение, нога опирается носком об пол.
«Гусиный шаг»
- исходное положение – в полуприсяде, ноги на «узкой дорожке». Широко шагать в полуприсяде на «пружинке». Руками, согнутыми в локтях, махать вперед-назад. Следить за осанкой. Продолжительность движения не 8-ми тактов.
6. Заключение.
Положительное влияние музыкально-ритмических движений на общефункциональную деятельность организма доказано.
Музыкальное воспитание для детей дошкольного возраста имеет важное значение, как для интеллектуального развития, так и для физического, поэтому на первый план вступают танцевально-ритмические движения.
Обучение языку движений требует от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.
Процесс обучения танцевальным движениям достаточно трудоёмкий и требует от педагога особенно мастерства и квалификации.
Данная методическая разработка предусматривает помощь музыкальному руководителю.
7. Список используемой литературы.
1. Асафьев, Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. - М., 1986.
2. Базарова, Н. П., Мей, В. П. Азбука классического танца. - Л. : Искусство, 1983.
3. Бекина, С. И., Ломова, Т. П., Соковнина, Е. Н. Музыка и движения. - М. : Просвещение, 1984.
4. Ветлугина, Н. А., Кенеман, А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М. : Просвещение, 1983.
5. Выготский, Л. С. Психология искусства. - М. : Педагогика, 1987.
6. Горшкова, Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12. - С. 47-55.
7. Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания: Учебное пособие. - М., 1997.
8. Дрожжина, Е. Ю., Снежкова, М. Б. Обучение детей танцам в детском саду // Дошкольное образование. - № 14. - 2011. - С. 9-17.
9. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. Апраксин, О. А. - М. : Просвещение, 1990.
10. Королева Э. А. Ранние формы танца. - Кишинев, 1987.
11. Методика музыкального воспитания в детском саду: "Дошк. воспитание" / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Просвещение, 1989.
12. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М. : 1972.
13. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Полавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / Под. ред. О. П. Радыновой - М. : Владос, 1994.
14. Рубан, Т. Г., Тарасова, К. В. Музыкальное развитие дошкольников. - М. : Мозаика-Синтез, 2001.
15. Руднева, С. Д., Пасынкова, А. В. Опыт работы по развитию эстетической активности методом музыкального движения // Психологический журнал. - № 3.- 1989.- С. 23-27. 8.
16. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей. - М., 1988.