Ксения Тотонова
«Путешествие в страну сказок». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.
Программные задачи:
- закрепить знания о сказках;
- закрепить умение подбирать прилагательные;
- Развивать связную речь, умение составлять рассказ по мнемотаблице.
- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;
Публикация «„Путешествие в страну сказок“, Конспект занятия по развитию речи в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;
Развитие речи : приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;
Социально - коммуникативное развитие : формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Физическое развитие : развитие потребности в двигательной активности, упражнять в прыжках;
Художественно-эстетическое развитие : развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества;
Методы и приемы: беседа, вопросы, дидактическое упражнение, загадывание загадок, дидактическая игра, артикуляционная гимнастика, физкультминутка, сравнение, рассматривание, рассказ, уточнение, напоминание, поощрение;
Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки».
Ход работы
Мотивационно - ориентировочный этап
В. Здравствуйте, Ребята, посмотрите сегодня к нам пришло много гостей. Скажите, а вы, любите когда к вам приходят гости? Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное дело. Но прежде, давайте «согреем» друг друга теплотой своих добрых улыбок. (дети встают в круг, берутся за руки).
Собрались все дети в круг (встают в круг)
Я твой друг (руки к груди)
И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)
Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются)
В. Молодцы, мы подарили друг другу улыбки. Сейчас начнем работать. Ой, смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и посмотрим.
- Это же письмо (Письмо от Сказочника).
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Озорники и шалунишки! (можно предложить детям пояснить значение этих слов) Шлет вам сказочник привет, на ваш надеюсь я ответ. Внимательно письмо читайте! Мои заданья выполняйте! И если справитесь со всеми, в конце пути клад бесценный заберете!».
- Ребята, выполним задания Сказочника?
Тогда я приглашаю вас отправиться в волшебную страну Сказок. Для того, что бы очутиться в этой стране, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, на острове сказок очутись!
Звучит «Волшебная» музыка.
-Ой, ребята, куда мы с вами попали? Какие здесь растут необычные цветы, и яркие звёздочки повсюду. Это, наверно, и есть волшебная страна Сказок. Слайд 1
- Ребята, рассаживайтесь на стульчики.
Поисковой этап
В. -Дети вы любите сказки?
- Какие вы знаете сказки? Назовите.
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).
- Как вы думаете, что такое сказка? (необыкновенная история, с героями случаются необыкновенные события, волшебство, говорят звери, птицы.
- Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло, счастливый конец)
Молодцы, а теперь давайте поиграем
Игровое упражнение «Вспомни сказку»
В. Сейчас я загадаю вам загадки по народным сказкам, а вы угадайте и скажите название.
1. Сидит в корзине девочка.
У мишки за спиной
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой. (Маша и медведь)
2. В красной шапочке всегда
Путешествует она.
Любит бабушку свою,
Не боится быть в лесу.
Но немножко непослушна,
Её волк едва не скушал. (Красная шапочка)
3. Жили братья-толстячки,
Все три носа — пятачки.
Старший братец — всех умней,
Дом построил из камней (Три поросенка)
4. Не лежалось на окошке,
Покатился по дорожке (Колобок)
5. Красна девица грустна: ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко! Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
В. Молодцы, справились с этим заданием. Давайте продолжим наше путешествие.
Смотрите, наши сказки все испортились. Давайте наведем в них порядок. Сейчас вам нужно вспомнить сказки и ответить правильно на вопросы.
Слайд 3
1. От кого не ушёл Колобок? (От лисы).
2. Попив водицы из копытца, братец Иванушка превратился в (Козлёночка).
3. Сколько козлят съел волк в сказке "Волк и семеро козлят"? (Шесть).
4. Отчего растаяла Снегурочка? (Прыгнула через костёр).
5. В сказке «Гуси-лебеди» девочка, разыскивая братца, встретила на пути. (Печку, яблоньку, речку).
6. Кто во всем помогал Крошечке -Хаврошечке? (Коровушка).
7. «Битый небитого везет» Из какой сказки эти слова? («Лисичка-сестричка и серый волк»).
8. Кто прогнал лису в сказке «Заюшкина избушка»? (Петух).
9. Кто сломал теремок? (Медведь).
10. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? (Кто – кто в теремочке живет, кто – кто в невысоком живет)
11. Кто так говорил и из какой сказки? «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!» («Маша и медведь»)
12. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
13. В какой сказке мышка помогла вытянуть овощ из земли? («Репка»)
14. В какой сказке дед и баба плакали над разбитым яйцом? («Курочка - ряба»)
В. С этим заданием вы снова справились, молодцы! Но это была маленькая разминка, а теперь задания посложней.
Практический этап
В. Но чтоб продолжить наше путешествие надо немного отдохнуть. Вставайте дружно в круг.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками)
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
В. Молодцы справились с этим заданием.
В. Ребята, посмотрите, что это? (Мешочек).
Воспитатель. Правильно, волшебный мешочек, а внутри что-то есть.
Слайд 4.
Ребята, да это лиса. Она прибежала к нам из сказки. В каких сказках встречается лиса? («Кот, петух и лиса», «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Лиса и журавль», «Колобок», «Лисичка со скалочкой» и т. д.)
Как в сказках называют лису? (Лисичка-сестричка, Лисонька, Лиса-Патрикеевна, Рыжая плутовка, кумушка).
А какая лиса в сказках? (Хитрая, лживая, коварная, умная, ласковая, выдумщица, смышленая, ловкая).
Воспитатель. Давайте попробуем составить рассказ о лисе. В этом нам поможет эта схема. Слайд 5
Демонстрирую детям мнемотаблицу описательного рассказа на доске.
Посмотрите на нее внимательно. Первая картинка (педагог указывает картинки схемы) – это название животного. Вторая картинка – какая шерсть? Третья картинка - какие части тела? Четвертая картинка – где живет? Чем питается (хищное или травоядное? Шестая картинка – что меняется в поведении зимой? Седьмая картинка – какую пользу приносит человеку? Дети составляют рассказ о животном по схеме (2-3 ребенка)
Физкультминутка.
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать (встали на носочки)
В. - Д. и. «Собери картинку, сосчитай»
(Дети стоят, разрезная картинка по сказке «Волк и семеро козлят»)
В-: Посмотрите, что здесь спряталось?
Вы должны собрать картинки и если вы их правильно сложите, у вас получится, картинка из какой то сказки.
(Дети собирают пазл)
Узнали, какая сказка приготовила для вас эту игру?
Дети: да, «Волк и семеро козлят».
В: молодцы вы справились с заданием, а эта сказка приготовила для вас ещё одно задание, вам нужно сосчитать правильно, сколько козлят в этой сказке. Но прежде чем считать, скажите, а козлята в сказке большие или маленькие?
Дети: маленькие.
В: значит, мы будем считать маленьких козлят. Давайте начну я.
Один маленький козлёнок
Дети:
-два маленьких козлёнка
-три маленьких козлёнка
-четыре маленьких козлёнка
-пять маленьких козлят
-шесть маленьких козлят
-семь маленьких козлят.
В: Молодцы, вы легко справились со всеми заданиями. И Сказочник дарит вам вот эту книгу сказок. Читайте книги, в них вы найдете самый ценный клад – знания!
А нам пора возвращаться в группу. Для того, чтобы очутиться в детском саду, давайте все вместе произнесем опять волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись, в детском саду очутись!
- Вот мы и в детском саду. Понравилось вам наше путешествие по сказкам?
- Где мы с вами сегодня побывали, ребята?
- Какие задания больше всего понравились?
- Ребята благодарю вас за хорошую работу на занятии и надеюсь вам понравилось наше путешествие по «Сказкам».