Марина Анатольевна Обабкова
Конспект НОД «Путешествие в прошлое электрической лампочки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ – детский сад общеразвивающего вида №17
Конспект НОД
по окружающему миру
для детей старшей группы.
Тема: «Путешествие в прошлое
Исполнитель:
Воспитатель 1 кв. категории
Обабкова М. А.
Г. О. Жуковский, 2018
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в прошлое электрической лампочки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Электрическая лампочка
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы.
Тема: «Путешествие в прошлое электрической лампочки».
Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки.
Задачи:
1) Подвести детей к пониманию того, что человек преобразует предметы для себя и других людей.
2) Развивать у детей умение делать выводы о последствиях неосторожного обращения с пожароопасными предметами.
3) Воспитывать любознательность, отзывчивость, умение делать умозаключение вследствие опытно-экспериментальной деятельности.
Методические приемы:
-Компьютерное и музыкальное сопровождение
-Создание проблемных и игровых ситуаций
-Загадывание загадок
-Внезапное появление объектов
-Вопросы к детям
-Пояснения
-Экспериментирование
-Элементы оздоровительной терапии: психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация.
Оборудование: Мультимедийная установка, мультимедийная презентация «Путешествие в прошлое лампочки», магнитофон, берёзовые поленья, лучины, свечи, подсвечники, керосиновая лампа, спички, тарелочка для сгоревших спичек, электрические лампочки, электрические фонарики для каждого ребёнка.
Ход занятия
Дети входят под музыку в зал.
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Дети. Здравствуйте!
(В зал вбегает Незнайка, он кричит: «Стойте! Стойте! Подождите!»)
Воспитатель. Здравствуй Незнайка! Что случилось?
Незнайка: Здравствуйте!
Помогите мне! В моем доме почему- то исчез свет. А Знайка ещё надо мной смеётся. Нет бы помочь! А он мне загадку загадал. Если я её отгадаю, то сам всё пойму. Так он сказал.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке отгадать загадку.
Незнайка. Вот слушайте!
«Висит она без дела днём, а ночью освещает дом»
Воспитатель. Что это?
Дети. Это лампочка.
Незнайка. Спасибо! Теперь я всё понял.
Воспитатель. Ребята, и ты, Незнайка, как вы думаете, чем освещали свои жилища люди, когда не было электрических ламп?
Незнайка. Я не знаю. А они тоже не знают (показывает на детей) .По глазам вижу.
Воспитатель. Тогда мы немедленно все отправляемся в прошлое электрической лампочки. Прошу всех занять места в «машине времени»
(Дети садятся на стульчике перед экраном)
Воспитатель. Пристегните ремни!
Слайд№1 Звучит музыка «Полёт машины времени»
Воспитатель. Мы попали с вами в далёкое прошлое
Слайд№2
Воспитатель. Давным-давно люди жили в пещерах. Прямо в пещере разводили костёр. Ребята, для чего люди разводили огонь? Как вы думаете?
Дети. На костре готовили пищу. У костра грелись, от огня становилось светло.
Воспитатель. Давайте и мы погреемся возле костра
(Звучит музыка «Треск костра»)
Психогимнастика (Дети повторяют за воспитателем)
Воспитатель. Наш костёр разгорелся, и язычки пламене жгут нам руки. А теперь нам стало прохладно, как же стало холодно! Костёр стал угасать. Давайте раздуем наш костёр. Для этого наберём много воздуха в лёгкие и подуем все вместе.
Дыхательная гимнастика (Дети дуют на костёр, изображённый на экране)
Воспитатель. Наш костёр разгорелся. Нам опять становится тепло.
Пальчиковая гимнастика (Дети подражая воспитателю, сгибают и разгибают пальцы рук, потирают ладошки)
Воспитатель. Ребята, вы согрелись? Отправляемся дальше.
Слайд №3
Воспитатель. Со временем люди догадались, что если в костёр опустить палку, она загорится. С ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так люди придумали факел. Факел- это палка на которую намотана тряпка, пропитанная смолой. Её поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.
Слайд №4
Воспитатель. С факелами ходили по улице и укрепляли на стенах жилищ. Ребят, а где используют в наше время?
Дети. Факелом зажигают Олимпийский огонь.
Слайд №5
Воспитатель. Верно. Лучшим спортсменам выпадает честь пробежать с факелом и зажечь Олимпийский огонь в день открытия Олимпийский игр.
Слайд №6
Воспитатель. Темными зимними вечерами люди работали дома при свете лучины. Ребята, что такое лучина?
Дети. Это щепка.
Воспитатель. Верно. Лучина – это щепка, заостренная на конце. Лучины чаще делали из берёзы, так как она лучше горит. Ставили лучину на стол, вставляя в специальную подставку светец, или укрепляли её на стене. Лучину укрепляли над корытцем с водой, куда падали угольки. Пользоваться лучиной было неудобно. Ребята, почему?
Дети. Лучина быстро сгорала, давала мало света, коптила. Лучина могла упасть, и случился бы пожар.
Слайд №7
Воспитатель. Верно. Ребята, а это что?
Дети. Это свеча.
Воспитатель. Первые свечи делали из пчелиного воска и бараньего сала. Современные свечи делают из парафина. Внутри свечи есть фетиль, сделанный из ниток. Свеча удобнее, чем лучина?
Дети. Да, она горит дольше, ярче светит.
Воспитатель. Верно. Но и свеча могла привести к пожару. Она коптила, давала мало света.
Слайд №8
Воспитатель. Шли годы, и человек придумал керосиновую лампу. Кто из вас видел керосиновую лампу?
(Дети поднимают руки)
Керосиновая лампа удобнее свечи. Ни костёр, ни факел, ни лучина, ни свеча и даже керосиновая лампа не удовлетворяли потребности человека.
Слайд №9
Воспитатель. Русский инженер Александр Ладыгин создал электрическую лампу. Первые лампочки светили тускло, были маломощные, но, все равно, имели огромный успех у народа. В наше время появились энергосберегающие лампы. Жилища освещают люстры, настенные лампы бра, есть и настольные лампы, улицы освещают фонари.
Воспитатель. Наше путешествие в прошлое закончилось. Отстегнуть ремни!
Вижу, вы устали. Давайте отдохнем «Дети под музыку выстраиваются в шахматном порядке на ковре. Маша Черноброва проводит физкультминутку
Физминутка
Отдых наш – физкультминутка,
Занимай свои места :
Раз- присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли,
Сели – встали, сели –встали
Ванькой – Встанькой словно стали
А потом пустились вскачь
Будто мой упругий мяч.
Воспитатель. А теперь мы отправимся в музей
(Дети идут вслед за воспитателем к столику, на котором под коробкой спрятано полено и несколько лучин)
Воспитатель. (Убирает коробку) А вот и первые экспонаты, ребята, что это?
Дети. Это полено
Воспитатель. Да, это берёзовое полено. Как его используют люди?
Дети. Топят печки
Воспитатель. (Показывает лучину) А это что?
Дети. Это лучина
Воспитатель. Я с удовольствием вам её зажгла бы, но, соблюдая меры пожарной безопасности, зажечь её не можем.
Шапочкина Полина : А я про лучину стихотворение знаю
Воспитать. Давайте послушаем
Лучина
Я древний огонёчек,
Дарящий людям свет
Я тонкая лучина –
Березоньке привет
В светёлках я девицам
Подружкою была
Со мною пряли пряжу
До самого утра.
Воспитатель. Спасибо. Замечательное стихотворение.
Незнайка. (Подходит ко второму столику) А здесь что? (Незнайка убирает вторую коробку, а там свечи в подсвечниках)
Воспитатель. Что это?
Дети. Этот свечи.
Воспитатель. (Раздаёт детям свечи) Посмотрите, как устроена свеча. Найдите фитиль. Можете понюхать свечу. Одну свечу мы зажжём. Присядьте на ковер, полюбуйтесь пламенем свечи.
Релаксация.
Звучит музыка «Одинокий пастух», дети сидят на ковре и смотрят на зажжённую свечу, слушая воспитателя.
Воспитатель. Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи на зайчиков, и на облачко, на порхающую бабочку. Всё это радует наш взор и у нас улучшается настроение.
(Музыка постепенно затихает)
Воспитатель. Незнайка, а что под этой коробкой (Незнайка убирает коробку с третьего стола)
Воспитатель. Дети, что это?
Дети. Это керосиновая лампа.
Воспитатель. Сейчас мы посмотрим как она горит (Незнайка зажигает фитиль керосиновой лампы)
Воспитатель. А вот последний экспонат нашего музея. Кто из вас догадался, что в последней коробке?
Дети. Электрическая лампочка.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вот и закончилось наше путешествие. Что вам понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель. Ребята, вы справились со всеми заданиями, Молодцы!
Незнайка, а где наш волшебный фонарь?
(Незнайка передаёт воспитателю фонарь, сделанный из картона, в котором лежат маленькие электрические фонарики для каждого ребёнка)
Воспитатель. Дети, попрощайтесь с нашими гостями
Дети. До свидания!
(Дети под музыку выходят из зала)
Воспитатель. Благодарю всех за внимание!