Инна Черногузова
Конспект НОД «Путешествие в мир стекла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька»
Конспект непрерывной организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы.
«Путешествие в мир стекла»
Составила: воспитатель
Черногузова И. К.
Юрга, 2019
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром
в старшей группе
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в мир стекла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
«Путешествие в мир стекла»
Образовательные области: «познание», «коммуникация», «физическое развитие», «речевое развитие», художественно-эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.
Цель занятия: Формировать представления об окружающем мире.
Задачи:
1. Формировать интерес к исследовательской деятельности через экспериментирование.
2. Познакомить детей с историей появления стекла, опытным путем определить свойства стекла (прозрачное, твердое, звонкое, хрупкое).
3. Познакомить детей со стекольным заводом, с профессией – стеклодув.
4. Воспитывать у детей уважительное отношение к труду людей различных профессий.
5. Воспитывать умение работать в коллективе.
6. Развивать у детей речь, воображение, внимание, наблюдательность, обогащать словарный запас существительными и прилагательными.
Материалы и оборудование: выставка стеклянных изделий (ваза, стакан, бокалы и т. д., резиновый мяч, пластмассовая бутылка, деревянный карандаш, железная ложка, слайды истории создания стекла, презентация по ознакомлению детей с работой стеклодува, одноразовые стаканчики с мыльной водой и трубочки по количеству детей, дидактическая игра «Разбитая ваза».
Словарная работа: мастер стеклодув, стекольный завод, прочное, плотное, прозрачное, хрупкое, гладкое.
Методы и приемы: сюрпризный момент, экспериментирование, сравнительный анализ, беседа, загадка, игровые моменты, физ. минутка, использование наглядности, обращение к жизненному опыту детей.
Предварительная работа: был подобран иллюстрированный материал по теме «В мире стекла», пословицы, поговорки, загадки, беседы, читали рассказы о стекле, о тех, кто его производит, рассматривали изделия из стекла.
Ход СДД:
Динамика Методические приемы
Звучит спокойная музыка.
Дети входят в группу.
Дети стоят в кругу.
Дети сидят на стульчиках полукругом
Дети стоят в кругу
Дети стоят полукругом (рядом с выставкой)
Дети стоят полукругом возле телевизора
Дети стоят вокруг стола
.
Дети стоят в кругу
Дети сидят на стульчиках
1. Орг. момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках волшебный мяч, внутри которого спряталось хорошее настроение и доброта. Посмотрите, какой он красивый! А теперь будем передавать волшебный мяч по кругу, и каждому из мяча будут передаваться доброта и радость! Молодцы! Проходите на стульчики!
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?» Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны угадать, из чего они сделаны.
Воспитатель: Что это? (показывает мяч) ответы детей.
Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из резины)
Воспитатель: Значит он какой? (Резиновый)
Воспитатель: Что это? (показывает карандаш) ответы детей.
Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из дерева)
Воспитатель: Значит он какой? (деревянный)
Воспитатель: Что это? (показывает бутылку) ответы детей.
Воспитатель: А из чего она сделана? (сделана из пластмассы)
Воспитатель: Значит это какая бутылка? (пластмассовая)
Воспитатель: А это что, ребята? (показываю стакан) ответы детей.
Воспитатель: А из чего он сделан? (он сделан из стекла)
Воспитатель: Значит стакан, какой? (стеклянный)
2. Мотивация.
Стук в дверь (входит почтальон)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам почтальон принес приглашение.
Но, чтобы узнать, куда нас приглашают, нужно отгадать загадку.
Загадка: " Звучащее прозрачное
Воды не боюсь!
А ударь – разобьюсь!
Дети: Стекло
Воспитатель: Правильно отгадали. Молодцы! Нас приглашают на экскурсию на стекольный завод.
А для того, чтобы попасть туда, нужно закрыть глаза, покружиться и сказать волшебные слова – «раз, два, три – в мир стеклянный попади!»
Воспитатель: Вот мы с вами и оказались на стекольном заводе.
Ребята, посмотрите, сколько всего интересного изготавливают из стекла!
(Рассматриваем выставку)
3. Беседа о стекле (показ презентации)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю посмотреть презентацию «История создания стекла» (Комментирую слайды) Прошло уже много лет с тех пор, как перед людьми открылась тайна происхождения стекла. Шли по пескам пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, обложили путники его кусками соды, которую везли они на продажу. Ночь и усталость взяли свое, моряки заснули крепким сном. Каково же было их удивление, когда утром вокруг костра они нашли блестящие камушки.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от чего образовались камушки? Ответы детей: Воспитатель: Правильно, камни образовались от сплава песка и соды. Так люди впервые увидели стекло. В настоящее время мы не представляем себе жизни без стекла. Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а у нас в группе есть изделия из стекла? (Ответы детей)
4. Экспериментирование
Воспитатель: Хотите превратиться в исследователей и отправиться в научную лабораторию, чтобы узнать все тайны о стекле? (ответы детей) Посмотрите, какие у меня есть волшебные колпачки! Одев их, вы превратитесь в научных исследователей! Проходите в лабораторию для получения новых знаний! (Дети одевают шапочки)
Воспитатель: Ребята хочу с вами поиграть в игру. Я буду прятать шарик в различные предметы, которые находятся на столе, а вы должны догадаться, куда же я спрятала шарик. (Дети закрывают глаза, шарик кладем в металлическую коробку)
Воспитатель: 1, 2, 3 – шарик скорее найди! (Дети ищут шарик)
Воспитатель: Попробую ещё раз спрятать шарик, что бы вы его точно не нашли. (Шарик кладем в стеклянную банку)
Воспитатель: Молодцы ребята! А когда вам было сложнее искать шарик? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, потому что стекло прозрачное. (Беру стеклянный предмет и чуть не роняю его)
Воспитатель: Ой, ребята, а что было бы, если уронить стакан на пол? (ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю вам игру «Разбитая ваза» (набор для дидактического упражнения «Разбитая ваза»)
Воспитатель: Кто же быстрее соберёт? Мы сейчас и посмотрим.
Воспитатель: Значит, стекло обладает еще одним свойством. Что это за свойство? (стекло хрупкое)
Воспитатель: Вывод, значит, стекло прозрачное и хрупкое.
Воспитатель: На стекольном заводе работают тысячи людей. Самая сложная и интересная работа профессия – стеклодув. Стеклодув – мастер, создающий предметы из разогретой стеклянной массы путем выдувания. Он выдувает стекло через стеклянную трубочку. В своей работе мастер пользуется и другими инструментами: ножницами, щипцами. Человек этой профессии должен быть здоровым, терпеливым.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы, стать стеклодувами? (Дети берут трубочки и выдувают мыльные пузыри)
Воспитатель: Проведём эксперимент. Опустите предмет из стекла в воду. Что с ним произошло? (Правильно он утонул) ответы детей
Воспитатель: А если положить деревянный предмет? (кладем в воду карандаш)
Воспитатель: Будет плавать. Значит, стекло какое? (тяжелое) А дерево какое? (легкое) ответы детей.
Воспитатель: А давайте попробуем налить воды в бумажный стаканчик. Что случилось? Водичка вылилась. А если налить воду в стеклянный стакан, что произойдет? – вода не вылилась. Значит, стекло водонепроницаемое.
Воспитатель: Возьмите в руки стекло. Какое оно на ощупь (гладкое, холодное, скользкое) ответы детей.
Воспитатель: А по запаху можно различить? (ответы детей)
Воспитатель: Ну а сейчас немножко отдохнем.
5. Физ. Минутка
- «Как живешь?» (вот так)
- «Как идёшь?» (вот так)
- Как бежишь?» (вот так)
- Как стоишь?» (вот так)
- Как шалишь?» (вот так)
- Как грозишь?» (вот так)
- Как ночью спишь?» (вот так)
Давайте продолжим!
Воспитатель: А хотите, я вам покажу фокус – «Поющий стаканчик»? (Провожу пальцами по кромке бокала)
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, у стекла есть и ещё одно свойство - оно может издавать звук. (Ударяю по хрустальному стакану карандашом).
Воспитатель: Ребята, послушайте классическую мелодию и попробуйте отгадать на каком инструменте её играют (включаю музыку на флешкарте)
(ответы детей.)
6. Прослушивание аудиозаписи Петра Ильича Чайковского.
Воспитатель: Догадались на каком инструменте играли? (ответы детей)
- Это на бокалах из стекла играют музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского).
7. Продуктивная деятельность (Звуки стекла)
Ребята, я предлагаю вам, как настоящим музыкантам, исполнить мелодию собственного сочинения с помощью конечно же стекла. (Дети пробуют сыграть на бокалах.)
8. Итог занятия: Воспитатель: Пора возвращаться в группу. Скажем наши волшебные слова: «Раз, два, три – волшебство нас в группу верни!»
-Ребята, о каком материале мы сегодня говорили? (стекло)
-Что нового вы узнали о стекле? (хрупкое, звонкое, водонепроницаемое, «музыкальное»
- Где делают стеклянную посуду? (на стекольном заводе)
- Как называют человека, который создаёт стеклянные предметы? (мастер – стеклодув)
- Каким инструментом пользуется мастер – стеклодув? (стеклянная трубка)
Воспитатель: Ребята, какой скоро праздник? (ответы детей)
Правильно, Новый год, а на Новый год наряжают елку. Перед вами (на мольберте) елочка и шары разных цветов (их тоже изготавливают из стекла) давайте ее нарядим.
Кому понравилось занятие и все было понятно – берут цветные шары (каждый по одному, а кому занятие не понравилось и возникали сложности – белые и с помощью магнита прикрепляем к елке. Какая чудесная ёлочка у нас получилась!
Воспитатель: Вы сегодня хорошо постарались. Молодцы! Мастер – стеклодув передал для вас угощение – сладкие стекляшки (конфеты-леденцы)
Воспитатель: Давайте попрощаемся с гостями.