Рабадангаджиева Патимат Курбановна
Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию в средней группе «В мире стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы
Тема: «В мире стекла».
Образовательная область: познание.
Вид ОД: комплексная.
Форма ОД: подгрупповая.
Публикация «Конспект открытой ОД с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию в средней группе „В мире стекла“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
Педагогическая технология : ИКТ технология (мультимедийная презентация «В мире стекла»)
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская.
Цель: Уточнить и расширить представления детей о стекле и его свойствах.
Задачи
Образовательные:
- познакомить с историей возникновения стекла;
- опытным путем определить качество стекла (прозрачное, твердое, хрупкое, звонкое, мелодичное).
Развивающие :
- развивать у детей познавательный интерес к предметному миру;
- развивать наблюдательность;
- развивать речь детей, пополнять словарный запас;
- развивать слуховое внимание на примере звучания «поющего» бокала.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность при работе со стеклом;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий из стекла.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Приемы: беседа, слушание, практическая деятельность.
Материалы и оборудование: небольшие стеклянные предметы (стаканчики, бутылочки, флакончики от духов, камешки разной формы, елочные игрушки, стеклянные фигурки, статуэтки; стеклянный бокал; вазы; пластиковые стаканы по количеству детей, палочка для простукивания стекла, презентация «В мире стекла», компьютер, проектор.
Предварительная работа: беседы о стекле, чтение художественной литературы В. Орлов «Сказка о стеклянном человечке», отгадывание загадок.
Пополнение словаря: стеклянное, хрупкое, мастера-стеклодувы.
Ход образовательной деятельности.
Мотивационный этап.
Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино».
Воспитатель: Приглашает детей. Здравствуйте ребята. Посмотрите сколько гостей пришли, давайте поздороваемся. Мы сейчас с вами узнаем много нового и интересного, а о чем, вы мне подскажете. (приглашает к столу и спрашивает о предметах на столе)
Эксперимент №1
Воспитатель: Ребята, что это? (фигурки, баночки, очки, телефон, стаканчики, камушки) Как вы думаете, из чего они сделаны?
Ответы детей. Из стекла.
Воспитатель. Правильно, все эти предметы сделаны из стекла.
(Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)
Сегодня мы с вами поговорим о стекле, о его свойствах, о том, какое оно. Предметы, сделанные из стекла, называются стеклянными. Повторите, пожалуйста, это слово – стеклянные.
Воспитатель: Ребята, какие предметы из стекла вы знаете?
Ответы детей: стаканы, вазы, бокалы, окно, окно, зеркало…
Содержательный этап.
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу легенду о случайном открытии стекла. Присаживайтесь на стульчики и посмотрите на экран.
Однажды в давние времена караван шел по пустыне, наступила ночь. Решили устроить привал, развели костер, что бы ветер не задул огонь они обложили его кусками соды, который везли на продажу. Всю ночь полыхал огонь. А в середине его вершилось таинство – сода смешалась с песком и расплавилась. И на утро родилось чудо! Получился камень твердый, но прозрачный и сверкал на солнце. Это было стекло (слайд 4). Вот такая легенда о происхождении стекла, ребята.
Ребята, а как вы думаете, кто делает предметы из стекла?
Изделия из стекла делают мастера-стеклодувы. Повторите это слово – мастера-стеклодувы. Мастеру-стеклодуву очень помогает глиняная трубочка. Одним концом трубочки он берет расплавленную массу, а в отверстие другого конца дует и выдувает стеклянный пузырь, как вы выдуваете мыльные пузыри (слайд). (Предложить детям выдуть мыльный пузырь) Выдувая пузыри, мастер придает им разную форму, получаются вазы, сосуды, флаконы, бусины, фигурки животных и птиц (слайд 6). Посмотрите, какие красивые изделия создают мастера-стеклодувы (слайд).
. Мультимедийная физкультминутка для глаз.
Глазкам нужно отдохнуть. (Дети закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят наши глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
- Ребята,ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может!
Запомните ребята, что со стеклом надо работать очень бережно и аккуратно.
Прежде чем войти в лабораторию я надену халат и колпак, т. к. я буду работать со стеклом чтобы не повредить свою одежду.
Эксперимент 2
Воспитатель: Ребята давайте возьмем стеклянные предметы в руки. Какое стекло на ощупь?
(Дети берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь : гладкое, холодное, и т. д.).
Воспитатель: (опускает в стакан цветной камешек). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в стакане цветной камешек?
Да, стекло прозрачное. Повторите это слово. Теперь вы проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы разные предметы, смотрят друг на друга через стакан).
Почему мы видим, что лежит в стакане?
Ответы детей: Потому, что стекло прозрачное.
Воспитатель: Еще, ребята, стекла бывают цветные (показать детям предметы из цветного стекла). Где используют прозрачные и цветные стекла, как вы думаете?
Ответы детей: Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах, посуду делают из прозрачного и цветного стекла и т. д.
Эксперимент 3
Воспитатель: Сейчас попробуйте надавить, сжать руками стакан. Что вы можете сказать?
Ответы детей: Стакан не сжимается.
Воспитатель: Стакан крепкий, форму не меняет. Почему?
Ответы детей: Потому что стакан жесткий.
Воспитатель: Что можно сказать про стекло, какое оно? Ещё раз попробуйте надавить на стакан.
Ответы детей: стекло твёрдое.
Затем предложить детям взять стаканчик из пластика.
Воспитатель: Ребята, попробуйте сжать пластиковый стакан (воспитатель выполняет вместе с детьми, показывает). Что мы видим? Что случилось со стаканчиком?
Ответы детей: он погнулся.
Воспитатель: А когда мы пробовали согнуть, сжать стекло, что происходило? Да, ребята, оно не гнулось. А пластик? Значит, какой вывод мы можем сделать?
Ответы детей: стекло твердое, пластик мягкий.
Воспитатель: Да, правильно, пластик мягкий, а стекло твёрдое.
Ребята, у нас много работы, давайте немного отдохнем, а потом продолжим.
Эксперимент №4
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемое.
Эксперимент № 5
Воспитатель: Ребята, я хочу вас познакомить еще с одним удивительным свойством стекла. Стекло издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте (воспитатель ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому, предлагает детям повторить опыт).
А если в стеклянный бокал налить немного воды, а потом смоченным в воде пальцем водить по краю, бокал начнет петь (воспитатель показывает; предлагает детям повторить).
Дети подходят, пробуют водить пальцем по краю бокала.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. ( Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Физминутка
Вот выходим мы на луг (шагают вместе)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытягивают вперёд и показывают на себя)
К солнцу дружно потянулись (Руки тянут с «Солнышко»)
Обнялись и улыбнулись. (Обнимают друг друга и улыбаются)
Воспитатель: какие вы все дружные и весёлые.
Воспитатель: Ребята, а если я уроню банку или вазочку. Что с ней произойдет? Как вы думаете?
Ответы детей: банка разобьётся (слайд).
Воспитатель: А можно играть с мячом возле окна?
Ответы детей: Нет, нельзя, можно попасть мячом в стекло, и оно разобьётся (слайд).
Воспитатель: Сейчас мы с вами узнали ещё об одном свойстве стекла – оно бьётся, значит, стекло хрупкое. Повторите, пожалуйста, хрупкое.
А если взять в руки разбитое стекло или наступить на стекло. Что может произойти?
Ответы детей: Можно порезаться, и пойдёт кровь (слайд).
Воспитатель: Да, ребята, со стеклом нужно обращаться осторожно, аккуратно пользоваться стеклянными предметами, не бросать, они могут разбиться. (слайд)
Ребята, а зачем вообще нужны нам эти стеклянные предметы? (показ лампочки, термометра, очки, зеркало и т. д. (слайд)
А теперь я хочу вам предложить просмотреть в калейдоскопе сколько интересного можно увидеть?
В: А что вы видите?
Дети: Ответы детей
В: Увидеть такую красоту нам помогает зеркало, которое находится внутри этого калейдоскопа.
(собирает калейдоскопы и поднимает детей)
Рефлексия.
Воспитатель: Какие Вы все молодцы! Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, о чем мы говорили?
Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом?
Д: что стекло хрупкое, оно может разбиться и поранить.
В: А какое стекло?
Д: твердое, холодное, хрупкое, толстое, тонкое…
В: Какие стеклянные предметы у вас есть дома?
В: Умницы, как много мы с Вами сегодня узнали о стекле. А теперь пора прощаться с нашими гостями, До свидания!