Спирина Ирина
Конспект НОД в разновозрастной группе «Знакомство детей со свойствами стекла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в разновозрастной группе
Тема: «Знакомство детей со свойствами стекла»
Составила: воспитатель
МБДОУ общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Спирина Ирина Михайловна
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Задачи:
Средняя группа : :
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное,
хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее);
- развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; -
- воспитывать бережное отношение к вещам.
Старшая группа :
- Знакомить детей со свойствами стекла : твёрдое, хрупкое, шероховатое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное.
- Знакомить с историей изобретения стекла, с профессией взрослых: стеклодув.
- Развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
- Воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
-Воспитывать уважение к труду взрослых.
Безопасность: Формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Словарная работа: твёрдое, хрупкое, гладкое, шероховатое, тяжёлое, холодное, скользкое, с бугорками, прозрачное, цветное, водонепроницаемое.
Предварительная работа: Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов, заучивание пословиц о труде, рассматривание иллюстраций о предметах и о профессиях взрослых, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.
Методы и приё мы: сюрпризный момент, игровой, наглядный, поисково – исследовательская деятельность.
Изделия из стекла : вазочки, розеточки, салатницы, стаканы, бутылочки,
флакончики, пробирки, линзы для очков, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия, пуговицы, мультимедийная установка.
Ход.
Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя. Что вы видите?
Дети: Мы видим много разных предметов.
Воспитатель: Правильно, вокруг нас находится много предметов. Эти предметы сделаны из разного материала.
Раздаётся стук в дверь, входит почтальон, здоровается и передаёт красивый конверт воспитателю. Воспитатель благодарит почтальона за письмо, открывает конверт и показывает детям красивую открытку, на которой написаны загадки.
Воспитатель: предлагает детям отгадать загадки: (звучит спокойная музыка)
Холод терпит, а палку нет.
Что зимой дома мёрзнет, а на улице нет.
Его не видишь, а потрогать можно.
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное,
Не бежит, не льётся,
А ударишь - разобьётся.
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено.
Дети: Это стекло.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы правильно отгадали загадки, это стекло. А сейчас я предлагаю пройти всем в (Музей стекла).
Воспитатель: Вот мы и в музее. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про музей рассказать.
Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их. Дети называют предметы, стоящие на столах.
Воспитатель: Предметы разные по назначению. Чем они отличаются друг от друга?
Дети: Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению и т. д.
Воспитатель: Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны?
Дети: Все предметы сделаны из стекла.
Воспитатель: Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы?
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Да, все эти предметы сделаны из одного и тоже материала - стекла, они стеклянные.
Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрите на экран, и вы увидите, и узнаете, как изобрели стекло. Стекло изобрели очень – очень давно, пять тысяч лет назад. Делали его так: в глиняный горшок сыпали песок, золу, соду (воспитатель показывает песок, золу, соду, добавляли краски и долго варили на огне, пока не получалось мягкое, блестящее тесто. Затем мастер – стекольщик брал в руки глиняную палочку, пустую внутри. На один конец он подцеплял немного расплавленного стекла, а другой конец брал в рот и выдувал в стеклянный пузырь так же, как дети выдувают мыльный пузыри. Раздувая стекло, мастер придавал своим изделиям красивую форму и получались изящные вазы, разноцветные бусы и другие изделия. Мастера, который выдувает стекло, называют стеклодувом. Однажды старому мастеру – стеклодуву пришла мысль : выдуть большой стеклянный пузырь и отстричь у него концы с двух сторон. Получилась ровная трубка. Он разрезал мягкую и ещё тёплую стеклянную трубку вдоль и развернул её на столе. Получился стеклянный лист. Первое стекло было мутное, неровное: один край толще, другой тоньше. А потом изобретатели придумали машину, которая вытягивает из плавильной печи жидкую стеклянную массу в виде широкой ровной ленты. Когда стеклянная лента остынет, её разрезают на части и вот готово оконное стекло. Стекло для шкафов. Стеклодув – трудная профессия, мужская и ею может овладеть не каждый мужчина. Завод, на котором производят стекло, называется - стекольный.
Воспитатель: Дети, а сейчас потрудимся и мы с вами, поближе рассмотрим изделия из стекла. Проходите в нашу «мастерскую», усаживайтесь поудобнее, закройте глаза и представьте ещё раз, какие изделия вы видели на выставке.
(звучит спокойная музыка.)
Дети, открывайте глаза, сегодня вы будете исследователями, вы будете определять свойства стекла. Посмотрите как много предметов у вас на столах. Как вы думаете, из какого материала они сделаны?
Дети: Из стекла.
Воспитатель: Возьмите в руки один предмет. Попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Что можно сказать о стекле? Какое оно?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Правильно, стекло твёрдое.
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан пуговицу. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане мы видим пуговицу.
Воспитатель: Какого цвета пуговица? (ответы детей)
Воспитатель: Если в стакане вы видите пуговицу, значит, что можно сказать про стекло, какое оно?
Дети: Прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло, материал прозрачный. Как выдумаете, где используется это свойство стекла?
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое (дети повторяют это слово хором и индивидуально)
Воспитатель: Дети, проведите по стеклянным предметам рукой. Какое ещё свойство можно выделить у стекла?
Дети: - Стекло гладкое, (не гладкое, с бугорками, ребристое.
Воспитатель: Правильно, предметы, сделанные из стекла могут быть гладкими, а могут быт и шероховатыми.
Воспитатель: Дети, возьмите любой предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Возьмите предмет, погладьте его рукой. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло скользкое.
Воспитатель: Дети, возьмите в руку стеклянный предмет и скажите лёгкий он?
Дети: Тяжёлый.
Воспитатель: Правильно, предметы, изготовленные из стекла – тяжёлые.
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная ёлочная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук. что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, игрушка разобьётся на мелкие осколки, с острыми краями, о которые можно пораниться. Уронить игрушку?
Дети: нет, не надо её ронять, игрушка красива, блестящая, ей можно украсить новогоднюю ёлку, а она может разбиться. Воспитатель: Стеклянные предметы не прочные, легко бьются. Что можно сказать о стекле, какое оно?
Дети: Стекло бьётся. Оно хрупкое.
Воспитатель: Стеклянные предметы легко бьются, стекло хрупкое. Если стеклянный предмет случайно разбился, как надо убрать осколки?
«Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бочок.
Вмиг осколки соберут, наши руки сберегут»
Воспитатель: Правильно осколки можно собрать с помощью веника, совка и на руки надеть перчатки, чтобы не пораниться.
Воспитатель: Дети, стеклянные предметы какого цвета могут быть?
Дети: Зелёного, жёлтого, красного и т. д.
Воспитатель: Да, стеклянные предметы бывают разного цвета. А сейчас возьмите карандаши и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Правильно. У стекла есть ещё одно свойство : если до него дотронуться, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Динамическая пауза «Отражение в стекле» (воспитатель показывает различные фигуры, дети, как отражение, повторяют их)
Воспитатель: Физкультминутка:
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка
Воспитатель: Игра «Хорошо – плохо»
(Дети находят в стекле положительные и отрицательные качества)
Положительные: стеклянные предметы : красивые, прозрачные, блестящие. удобные в применении и т. д.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могут разбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться.
Игра «Назови, из чего сделан предмет?»
(Дети становятся в круг, воспитатель в середине круга.)
Дети подходят по очереди, достают предмет, называют предмет и материал, из которого сделан этот предмет.
Воспитатель: Ребята, мы много сегодня говорили о стекле, говорили, что оно хрупкое. Но сейчас учёные сумели создать очень прочное стекло. Из него можно делать окна автомобилей и самолётов. Если на такое стекло бросить тяжёлый стальной шар оно не разобьётся, а если оно всё же разобьётся, то от него не будет осколков с острыми краями. И если в автобусе, автомобиле стоят такие стёкла, то при аварии люди не поранятся осколками. Из стекла даже научились ткать искусственное волокно для не горючих тканей, оно так и называется – стекловолокно.
Воспитатель:
«Трудно мир представить без стекла!
Отрасль стекольная очень важна»
Воспитатель: Чтобы стать настоящим мастером, надо много трудиться. Труд человека, его мастерство русский народ прославил в пословицах, поговорках, некоторые из них вы дети знаете. Вставайте в круг, передавая стеклянную вазу друг другу, будем говорить пословицы и поговорки о труде:
• У работающего в руках дело огнём горит.
• Труд кормит, а лень портит.
• Не сиди, сложа руки, и не будет скуки.
• Не хвались началом, по хвались концом.
• Дело мастера боится.
• Не работы бойся, пусть она тебя боится.
• Делу - время, потехе час.
• Маленькое дело, лучше большого безделья.
Рефлексия
Воспитатель говорит детям, что занятие окончено и предлагает детям прикрепить смайлики.
Веселый смайлик – занятие прошло полезно, интересно.
Грустный смайлик – довольно не плохо.
Воспитатель: Наше занятие окончено, я вижу вам понравилось на занятии, вы были активны, молодцы.