Гузалия Асадуллина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в институт здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
«Путешествие в институт здоровья»
Цель: Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Обучающие
Закрепить представления детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем мир.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в институт здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют слух, зрение, вкус, обоняние, осязание.
Учить устанавливать взаимосвязи между различными органами чувств.
Закрепить знания детей о безопасном поведении, с целью сохранения здоровья.
Развивающие
Воспитывать потребность быть здоровым.
Продолжать формировать слуховое внимание при прослушивании музыкального фрагмента
Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.
Воспитательные
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Способствовать развитию в детях уверенности в себе.
Планируемые результаты:
воспитанники имеют представление об органах чувств человека, знают их основные функции;
дети демонстрируют предпосылки поисковой и практической деятельности;
стараются беречь органы чувств, правильно за ними ухаживать;
проявляют любознательность и активность в предложенной деятельности (познавательная, поисковая, творческая, игровая)
Интеграция образовательных областей:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Методы и приёмы.
Беседа,наблюдения, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Оборудование.
Плакат «Строение человеческого тела», иллюстрации органов, ватные палочки чистые и пропитанные чесноком и духами по количеству детей, баночки с соленой и сладкой водой, геометрические фигуры разного цвета, 2 пирамидки, ширма, кастрюля, 2 стакана, вода, газета, ложка, платок, колокольчик, зубочистки с кусочками хлеба, поднос, овощи и фрукты на шпажках для определения вкуса продуктов
План ОД.
1. Вводная часть
-Организационный момент.
-Рассматривание плаката «Строение человеческого тела»
2. Основная часть.
-Игра «Мое тело»
-Опыт в лаборатории «Зоркий»
-Гимнастика для глаз «Белка»
-Опыт в лаборатории «Слухачей»
-Игра «Жмурки» с колокольчиком
-Зарядка для ушей
-Опыт в лаборатории «запахов»
-Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
-Опыт в лаборатории «Море вкусов»
-Игра «Определи на вкус»
-Игра «Волшебный мешочек»
3. Заключительная часть.
-Рефлексия
-чтение стихотворения О. Козловой «Есть пять помощников.» с исползованием
плаката «Органы чувств».
Вводная часть
Воспитатель: Ребята, я прошу вас быть внимательными, потому что сегодня мы с вами будем учеными! Кто такие ученые (Это люди, которые занимаются изучением какой-нибудь науки, они ставят опыты, проводят эксперименты.) Так вот, сегодня мы будем изучать себя, будем ставить опыты! И отправимся мы для этого в Институт Здоровья. Как мы будем там вести себя? (Не шуметь, отвечать полным ответом, слушать внимательно).
- Скажите, как вы думаете, что у человека самое главное, важное, ценное в жизни? (Здоровье)
-Правильно, самое ценное у человека- его здоровье. Что нужно делать, чтобы быть здоровым (Соблюдать режим дня, правила гигиены, правильно питаться).
Закрываем глаза и мысленно отправляемся в путь.
- Мы- в институте Здоровья. Что мы видим (плакат «Строение человеческого тела») Скажите, что вы знаете о строении человеческого тела? Из чего оно состоит (голова, туловище, руки и ноги)
-А как вы думаете, для чего нам нужна голова (Чтобы думать, дышать, говорить). Правильно, а вот то, с помощью чего мы думаем,дышим,говорим, называются органами чувств. Скажем вместе : «органы чувств». Знакомиться с органами чувств мы будем в лабораториях. -Как вы думаете, что у нас внутри головы (мозг). А зачем он нужен (с помощью мозга мы думаем, размышляем, фантазируем).Человеческий мозг- очень сложное устройство! Ведь он выполняет роль хранилища всей информации, которую человек приобретает за всю жизнь! А вы знаете, что у мозга есть помощники?Сейчас мы с ними будем знакомиться.
Основная часть
Мы с вами попали в лабораторию «Мое тело»
Я предлагаю вам поиграть в игру.
(дети повторяют текст и показывают то, о чем говорят)
Головушка-соловушка (гладят голову)
Глазки-подсказки (смотрят по сторонам)
Реснички-сестрички (моргают глазками)
Носик — курносик (закрывают глаза и попадают пальчиком в кончик своего носа)
Щечки – комочки (мнут пальчиками щечки, трут их тихонько ладошками)
Губки-трубочки (вытягивают губы трубочкой)
Зубочки-дубочки (стучат зубами)
Ушки- подслушки (трут тихонько пальчиками ушки)
Плечики –кузнечики (дергают плечиками вверх-вниз)
Ручки-хватушки (хватают вокруг себя)
Пальчики-мальчики (сжимают-разжимают пальцы)
Спинка- тростинка (вытягивают спинку)
Пузик-арбузик (гладят живот)
Коленочки- поленочки (поочередно сгибают ноги в коленях)
Ножки- сапожки (топают ногами)
А теперь вам предстоит выполнить первое задание в нашем институте.
Нужно правильно назвать и показать все части тела человека. (дети выходят по очереди и называют части тела снизу вверх)
2. лаборатория «Зоркий»
Воспитатель: Сейчас я вас приглашаю в следующую лабораторию, а что в ней изучают вы узнаете, когда отгадаете загадку
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Да, в этой лаборатории изучают зрение. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека. Глаз- орган зрения. Давайте все вместе скажем-«Глаз-орган зрения».а для чего нужны глаза? (чтобы видеть). Давайте проведем эксперимент. Закройте глаза. (Показываю руку)
-Что я сделала?
-А теперь откройте глаза. Вот что я сделала (показываю руку). Ваши глазки были закрыты и вы не могли знать,что происходило вокруг. А теперь другой эксперимент (показываю лист с изображением геометрических фигур). Проверим, могут ли ваши глаза узнать фигуру. Как называется эта фигура? (квадрат) Правильно, а эта? (круг). Сделаем вывод: глаза могут определять форму предмета. Интересно, а что еще они могут определить? (цвет). Скажите, какого цвета треугольник? А круг? Так что, значит, глаза могут и цвета различать? Интересно, а смогут ли глаза определить расстояние? Какая пирамидка находится ближе к вам, та, что у меня в руках, или та, что на столе? Вот это да! Давайте же вспомним все, что умеют делать глаза. Как вы думаете, нужно беречь глаза? А как? (не смотреть близко телевизор, не тереть грязными руками,делать гимнастику для глаз)
А сейчас гимнастику для глаз «Белка» проведет Саша
Белка дятла поджидала,
(Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -
(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой
(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки.
(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
3. лаборатория «Слухачей»
Входим в следующую лабораторию.
Воспитатель: Как вы думаете, что здесь изучают? (уши)
- А ухо это какой орган? (орган слуха). Проверим? Закройте плотно ладошками уши (говорю шепотом 2-3 слова)
-Что я сказала? Как, вы ничего не слышали? Почему (закрыли уши)
- Проведем еще один эксперимент. (За ширмой наливаю воду из одного стакана в другой, мешаю ложкой в стакане, шуршу бумагой)
-Что я делала? Молодцы, отгадали! Уши помогают нам различать звуки, и даже если мы будем в полной темноте, ваши ушки помогут вам ориентироваться в пространстве. Проверим (Игра «Жмурки» с колокольчиком)
- Как вы думаете, ребята,а уши надо беречь? А как? (мыть, не лазить в них острыми предметами, не слушать громкую музыку)
Воспитатель: А еще полезно для наших ушей делать зарядку!
Мы ладошки разотрем,
Смело ушки мы возьмем,
Сверху- вниз мы их пощиплем,
Пальчиками разотрем
4. лаборатория запахов
Воспитатель:А теперь мы идем изучать…. Нос! Всем известно, что носы нужны не только для красы, а для чего еще (чтобы дышать, различать запахи)
-Проверим, так ли это? Закройте одной ладошкой нос, а другой рот. Что вам захотелось сделать? (вдохнуть). Верно, значит, нос нам нужен для того, чтобы дышать. Но у него есть и еще одна обязанность. И это нам покажет следующий эксперимент. (Предлагаю детям понюхать ватные палочки из баночек. Баночка №1- вата пропитана чесноком, баночка №2-духами)
-Что вы почувствовали (запах чеснока и духов)
-значит, нос нам нужен еще и для того, чтобы различать запахи. Нос-орган обоняния (повторяем вместе). А носы нужно беречь? А как, знаете (не совать в него посторонние предметы, не лазить грязными пальцами, не нюхать резкие запахи). А для человека важно различать запахи? Почему (примеры детей)
-А давайте мы и носикам нашим сделаем гимнастику!
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Ребёнок стоит. «Надувая шарик»
широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает,
затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед
грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» -
хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» -
ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком,
опуская руки и оседая, как шарик, из которого
выпустили воздух.
5. лаборатория «Море вкусов»
Воспитатель:Ребята, скажите, а что у вас находится ниже носа (Рот). А что во рту? (Зубы, язык) возьмите кусочек хлеба (на зубочистке) и положите в рот, а зубочистки отложите. Съешьте хлеб… зачем нужен рот? (чтобы кушать). А теперь сожмите губы пальцами и скажите «мама». Для чего еще нужен рот? (Чтобы говорить). Возьмите ватную палочку и одним концом обмакните в стакан №1.(В стакане соленая вода). Дотроньтесь ватной палочкой до языка. Что вы почувствовали (соленый вкус) А теперь другой конец палочки обмакните в стакан №2 (Сладкая вода). Какой вкус? (сладкий)
-Значит, мы с вами можем смело утверждать, что нашли еще один орган-орган вкуса- язык!
Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
Предлагаю поиграть «во вкусную игру.»
"Определи на вкус"
Дети определяют на вкус разные продукты на шпажках: яблоко, банан, морковь и т. д. и рассказывают о своих вкусовых ощущениях.
Ну, что, ребята подкрепились?
6. центр «осязания»
Воспитатель: Мы с вами оказались в последней лаборатории, где изучают органы чувств, которые отвечают за осязание. Это наши руки. Наши руки, как и все тело, покрыто кожей. Кожа на руках очень чувствительна. Руки- наши помощники. (Вызываю двоих детей). Повернитесь друг к другу, закройте глаза, нащупайте у своего соседа нос, уши, волосы.
- А теперь поиграем в игру «Волшебный мешочек» (В мешочке различные предметы по форме, материалу). Нащупайте руками предмет и скажите, какой он на ощупь? Что вы можете о нем сказать? Что это за предмет?
Заключительная часть
Ребята, наше путешествие по Институту Здоровья подошло к концу и мне хотелось бы узнать вам понравилось путешествовать? А что именно понравилось (Ответы детей)
(На доске выставляется иллюстрация «органы чувств»).
Воспитатель читает стихотворение
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик - запах различать
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
Воспитатель:А теперь,ребята,нам пора возвращаться в детский сад.