Евгения Захарова
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л] «Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну»
Индивидуальное логопедическое занятие
на автоматизацию звука [Л]
в словах, предложениях и связной речи
с использованием ИКТ
Автор:
Захарова
Евгения Сергеевна
учитель – логопед
г. Нягань, 2014
Цель:Автоматизация звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
1. Закрепить правильный артикуляционный уклад звука [Л].
2. Закрепить произношение звука [Л] в словах, предложениях и связной речи.
Обучающие:
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Л] „Путешествие с Лунтиком на сказочную поляну“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
1. Закрепить умение согласовывать существительное среднего рода с числительными.
2. Упражнять в употреблении предлогов.
3. Упражнять в составлении коротких предложений.
Развивающие:
1. Развивать целостность восприятия.
2. Развивать мелкую и общую моторику.
3. Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, воображение.
4. Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.
Воспитывающие:
1. Воспитывать усидчивость, самоконтроль.
2. Воспитывать отзывчивость, желание помогать.
Оборудование: Компьютер для демонстрации слайдов, зеркало, игрушка Лунтик, разрезная картинка с изображением Лунтика, сухой бассейн в виде ведёрка с фасолью, картинка- раскраска.
Время реализации занятия: 20 минут.
При подготовке к занятию были использованы возможности программ Microsoft Office Word 2007, Microsoft Office Power Point 2007, ресурсы сети Интернет.
Вид медиа продукта – наглядная презентация (16 слайдов).
Предварительная работа: Постановка звука [Л], закрепление звука [Л] изолированно, в слогах, словах.
План индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
Игры с использованием сухого бассейна:
-пальчиковая гимнастика;
-«Собери картинку».
2. Основная часть
-Сообщение темы занятия.
-Артикуляционная гимнастика.
-Уточнение артикуляции и характеристики звука [Л].
-Игра «Лодочка» на закрепление изолированного звука [Л].
-Игра на развитие фонематического восприятия
«Помоги Миле».
-Физминутка.
- Игра на развитие умения согласовывать существительное среднего рода с
числительными «Собери и сосчитай».
- Игра на развитие умения правильного употребления предлогов в, на,за, под, над, около
«Прятки».
- Игра на автоматизацию звука [Л] в предложениях «Придумай предложения».
3. Заключительная часть
-Рефлексия.
-Прощание с Лунтиком.
Ход индивидуального логопедического занятия:
1. Организационный момент
Игры с сухим бассейном:
пальчиковая гимнастика, "Собери картинку".
Здравствуй, Маша!
Посмотри, какое у меня есть ведерко, красивое, яркое. Тебе интересно, что там внутри?
Давай посмотрим.
(Перед ребенком ведерко, наполненное фасолью (сухой бассейн, в нём спрятана разрезанная на 5 частей картинка с изображением Лунтика).
В этом ведерке среди фасолинок спрятана картинка, которая распалась на части, собери её и узнаешь, кто сегодня вместе с нами будет заниматься.
Ребёнок сидит за столом, перед ним сухой бассейн. Ребенок собирает картинку.
Ты знаешь кто это?
Ответ ребенка: Лунтик.
2. Основная часть
Сообщение темы занятия
(Логопед включает 1 слайд)
Правильно. К нам на занятие сегодня пришел гость, и зовут его Лунтик. Он предлагает нам вместе с ним отправиться в путешествие, на сказочную полянку, где живут его друзья.
Назови первый звук в имени Лунтик.
-звук [Л]
Правильно, сегодня вместе с Лунтиком мы будем закреплять звук [Л].
Артикуляционная гимнастика
Ты хочешь побывать на сказочной полянке?
- Но для того, чтобы отправиться в путь, нам нужно сделать гимнастику для нашего язычка, давай научим и Лунтика!
1."Улыбка"
Наша Маша озорница тянет губки к ушкам.
-Посмотрите, - говорит.
-Я теперь - Лягушка!
Ребенок выполняет упражнение: «губы в улыбке, зубы не видны»
Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
2." Блинчик"
Язык, как блинчик, положи,
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять,
Язык надо расслаблять
Ребенок
улыбается, рот приоткрыт, широкий передний край языка лежит на нижней губе. Удерживает его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.
3. "Варенье"
Нашей Маше очень смело
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизатьэ
Рот ребенка
открыт, широким языком обхватывает верхнюю губу и «слизывает» воображаемое варенье вглубь рта. Производит движения язычком не из стороны в сторону, а вперед-назад.
4."Качели"
На качелях я катался,
Вверх летел и вниз спускался.
Рот открыт, напряженным язычком тянется то вверх к носу, то вниз к подбородку. Выполняет под счет: «раз-два, раз-два».
- Молодец!
Уточнение артикуляции и характеристика звука [Л]
Маша, расскажи, как нужно правильно произносить звук [Л].
Где должен быть язычок?
Ответ ребёнка: Губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаем воздух теплый.
Скажи, звук [Л] гласный или согласный?
А почему?
Ответ ребёнка: Согласный, потому что язычок встречает препятствие, зубки.
А он звонкий или глухой?
Звонкий.
Закрепление изолированного произношения звука [Л]
-Умница!
Ну, теперь можно отправляться в путь!
Игра "Лодочка"
Перед нами широкая река, как нам перебраться через неё?
Ответ ребёнка: На лодке.
Правильно, нам нужна лодка.
Садимся в лодку плывем "Л-л-л-л"
Ребенок долго произносит звук [Л].
- Вот мы и добрались до полянки!
-Здесь живет Лунтик и его друзья. Ты знаешь кто это?
Ребёнок рассматривает слайд, называет друзей Лунтика
Развитие фонематического восприятия
Мила торопилась в гости к Пчеленку и уронила корзинку с гостинцами, давай поможем ей собрать все обратно.
Игра «Помоги Миле»
Выбирай и называй только те продукты, в названии которых ты слышишь звук[Л] (если ребёнок называет неправильно продукт, то он остаётся на месте, не передвигается)
Ребёнок называет слова: масло, молоко, яблоко, колбаса, клубника, булочка,шоколад.
Физминутка
-Молодец! Помогла Миле.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть – как кузнечики скакать,
И как пчелки полетать
На цветочки тихо сели
Мы вздохнули и уснули».
Ребенок выполняет упражнения:
скачет на двух ногах;
машет руками;
садится на корточки;
руки под щеку.
Согласование существительного среднего рода с числительными.
Посмотри, а это кто?
Учительница дала ему задание собрать яблоки в саду и сосчитать, сколько их, давай поможем ему!
Игра «Собери и сосчитай».
Ребенок собирает и считает яблоки (одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок).
Употребление предлогов (в, на,за, под,над, около)
Смотри, полянка. Пока Пчеленок собирал яблоки, Лунтик и Мила играли на ней, потеряли все игрушки, да и сами спрятались, давай вместе с Пчеленком найдем друзей и их игрушки.
Игра «Прятки» (надо найти игрушки и назвать, где они находятся).
Ответ ребёнка: Лопата лежит под столом, кукла стоит на столе, колокольчик лежит в лукошке, Лунтик спрятался за тюльпанами, Мила летает над цветком, лошадка стоит около фиалки.
Автоматизация звука [Л] в предложениях
Лунтик очень хочет научиться составлять предложения.
Давай научим его составлять предложения с парами слов.
Игра «Придумай предложения».
Пары слов: Мила – лодка, Лунтик – луна, пчела - фиалка.
Ребёнок составляет
предложения. Примерные ответы:
Мила плывет на лодке. Лунтик прилетел с луны. Пчела села на фиалку.
3. Заключительная часть. Рефлексия
Ты, Маша, - молодец! Понравилось тебе играть с Лунтиком и его друзьями?
В какие игры тебе больше всего понравилось играть?
Чему ты научила Лунтика?
Лунтик говорит тебе спасибо и дарит тебе на память свой портрет. (Картинка -раскраска с изображением Лунтика)
До следующего занятия. До свидания!