наталья крылова
Конспект занятия «Путешествие по родному посёлку» для старших дошкольников
▼ Скачать
Занятие по теме
«Путешествие по родному посёлку»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Цель занятия : создание условий для формирования представлений о родном посёлке, о его истории и культуре, природе родного края, о людях, живущих в нём.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о родном посёлке, его достопримечательностях и объектах.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по родному посёлку“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Мой родной город. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- создавать условия для развития осознанного чувства любви и уважения к матери и отцу;
- способствовать развитию информационной культуры и творческих способностях в моделировании, разрешении проблемных ситуаций.
Воспитательные:
- воспитывать заботу о близких людях, сопереживание, сочувствие, доброту, милосердие.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Условия эффективности занятия :
- эмоциональный настрой детей;
- наличие знаний о своей семье, о людях, живущих рядом;
- наличие знаний об объектах и достопримечательностях родного посёлка;
- умение детей вести диалог, отвечать на вопросы, подбирать эпитеты.
Материалы и оборудование: котёнок (игрушка, карта-схема посёлка «Константиновский»; фотография здания почты, в котором сейчас находится Школа искусств; музыкальные инструменты: металлофон, бубен, барабан, ложки;
Предварительная работа: создание макета «Наш посёлок», карты-схемы посёлка «Константиновский, дидактических игр: «Где что находится?», «Найди отличия», «Лабиринт», «Собери из частей целое» и другие. Проведение с детьми бесед о членах семьи, их занятиях. Чтение художественной литературы: стихи о маме, папе, бабушке, дедушке, проигрывание сюжетно-ролевой игры «Моя семья».
Ход:
I. Организационный момент:
Воспитатель:
- Ребята, сегодня у дверей детского сада я нашла маленького озябшего котёнка. Посмотрите, какой он забавный, только очень грустный. Я напоила его молоком и сейчас он отогрелся и немного повеселел. Но что же могло с ним произойти? Почему он остался один?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Наверное, он заблудился и не мог найти дорогу к своему дому. Где же может находиться его дом, как вы думаете?
Ответы детей.
II. Основная часть.
Воспитатель:
- Котёнок мне сказал по секрету, что его дом находится в том же посёлке, где находится и наш детский сад. Как же называется наш посёлок и на какой улице находится наш детский сад?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Я думаю, что котёнок живёт недалеко от детского сада. Как вы думаете, как же ему помочь найти его дом?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Не волнуйся, котёнок, дети очень хорошо знают свой посёлок. И мы все вместе постараемся найти твой домик-теремок.
В Константиновском посёлке,
Что стоит на славной Волге,
Есть красивый детский сад,
Много добрых в нём ребят!
По посёлку мы пройдём,
Твой домишко мы найдём.
- У нас есть карта-схема нашего посёлка. Она поможет быстро обойти все его улицы. Посмотрите на карту и скажите, что на ней обозначено жёлтым цветом? А красным? Синим?
Ответы детей.
Воспитатель описывает карту.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим по карте, где мы сейчас находимся? Правильно, вы быстро нашли наш детский сад «Дюймовочка». А рядом с детским садом чей домик-теремок, кто в тереме живёт?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Покажите фотографию школы искусств на карте. Нравится ли вам это здание? Чем оно вам нравится?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, это красивое светлое здание. Раньше оно выглядело так (воспитатель показывает фото). И находилась здесь почта и сберегательная касса. Но строители отремонтировали здание, и теперь наша школа искусств действительно похожа на терем-теремок, где живёт прекрасная музыка, а дети учатся играть на музыкальных инструментах. Давайте прислушаемся и узнаем, на каком инструменте там сейчас играют?
Дидактическая игра «Какой инструмент звучит?»
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, может здесь жить котёнок?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ему здесь будет шумно. Давайте отправимся дальше. По какой улице мы идём?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Да, это улица Победы. Что находится на улице Победы?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, на улице Победы находится Сквер Памяти. Это самое памятное место в посёлке. Скажите, зачем мы сюда приходим?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Мы приходим сюда и возлагаем цветы к памятнику погибших воинов, которые сражались за мир против фашистов в Великой Отечественной войне. Мы помним и чтим память о русских солдатах.
Но скажите, можем ли мы здесь оставить нашего котёнка?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Я с вами согласна, здесь ему будет негде укрыться, и он замёрзнет и сможет заболеть. Пойдёмте дальше. По какой улице мы продолжаем наш путь?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, на улице Победы ещё стоит красивый теремок, он не низок, не высок. Кто-кто в теремочке живёт? Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь –
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нем.
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, это библиотека. А находится она в Доме культуры. Найдите здание Дома культуры на нашей карте. Кто из вас уже был в библиотеке. Расскажите, что вам там понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель:
- В библиотеку приходят, чтобы узнать что-то новое, прочитать интересную книгу. Я знаю, вы тоже любите слушать сказки. Отгадайте, из каких сказок эти герои.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают название сказки и героев.
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла!
(«Кошкин дом» С. Маршак)
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
(русская народная сказка «Снегурочка»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах («Кот в сапогах»)
Ответы детей.
Воспитатель выставляет книгу.
Воспитатель:
- Ребята, книги со сказками вы с родителями можете взять в библиотеке и прочитать их дома. Вот в таком тереме живут книги и герои ваших любимых сказок. А наш котик сможет здесь жить?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Правильно, ребята, на ночь библиотека закрывается, котёнок останется один и ему будет скучно.
Библиотека находится в Доме культуры. А скажите, ребята, какие интересные события происходят в Доме культуры?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Вы правы, здесь собираются жители посёлка в дни праздников. Я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в хороводную игру «Карусели.
Дети играют в хороводную игру Карусели.
Хороводная игра «Карусели»
Образуется круг.
Воспитатель:
- Сейчас мы будем кататься на карусели. Проговаривайте все вместе слова и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась».
Дети идут по кругу и произносят следующие слова:
«Карусели, карусели, мы с тобой в машину сели и поехали – имитируют езду на машине;
Карусели, карусели,мы с тобой на лошадь сели и поехали – имитируют езду на лошадке, цокают язычком;
Карусели, карусели, мы с тобою в лодку сели и поехали-дети встают парами, соединяют вытянутые в стороны руки и кружатся;
Карусели, карусели,в самолет с тобой мы сели и полетели- имитация полета – руки в сторону,покачивая ими «у-у-у»;
Карусели, карусели, мы с тобой в ракету сели и полетели – дети приседают, соединяют над головой вытянутые руки и, произнося «з-з-з-з», встают («взлетают»).
Воспитатель:
Тише, тише, не спешите,
Карусель ос-та-но-ви-те.
Раз-два, раз-два (пауза,
Вот и кончена игра.
Темп движений постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу.
В конце дети хлопают друг с другом в ладоши.
Усложнение для детей старшего возраста : в игре дети сами назначают ведущего, который называет, на какой карусели они поедут. Ведущий каждый раз меняется.
После игры воспитатель обращает внимание на семейный уголок.
Воспитатель:
- А здесь чей терем-теремок,
Кто в этом тереме живёт?
Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать.
Здесь живёт мальчик из нашей группы. У него есть младший брат. Его папу зовут Евгений Владимирович, а маму - Марина Николаевна.
Как вы думаете, чей это семейный уголок?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Артём, ты хозяин, приглашай друзей.
Мальчик приглашает детей, и они располагаются на стульчиках.
Воспитатель:
- Артём, с кем ты живёшь? Кто самый старший в вашей семье? Кто самый младший? Кто кому мама? Кто кому сын? Для папы ты кто? А для бабушки? Ты любишь своих близких? Почему? Кто чем занимается в семье? Кто о тебе заботится? Как ты заботишься о других?
Ответы мальчика.
Воспитатель:
-Каждый из нас испытывает чувство радости, когда находится в окружении своей семьи. Родители рады тому, что их дети подрастают, крепнут, учатся всему новому в жизни. А дети радуются, что родители их согревают, защищают, заботятся о них.
А теперь давайте поиграем с нашими пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Это пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья!
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, как развеселился наш котёнок. Я думаю, что ему найдётся место в этой дружной семье. Артём, пусть котёнок останется у тебя, пока не найдётся его настоящий хозяин.
III. Заключительная часть.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Вот и закончилось наше путешествие по посёлку.
Вспомните, где мы с вами побывали?
Какое доброе дело сделали?
Ответы мальчика.
Воспитатель:
- Молодцы, ребята, вы показали свою доброту, дружбу, и я вами очень довольна.
А сейчас Артём прочитает нам стихотворение, а вы догадайтесь, про кого оно.
Мальчик читает стихотворение «Своя погода»
(пер. Т. Спендиаровой).
.
Сыро, хмуро за окном, дождик моросит.
Низко небо серое над крышами висит.
А в доме – чистота, уют,
У нас своя погода тут.
Улыбнётся мама ясно и тепло,
Вот уже и солнышко в комнате взошло.
Воспитатель:
- Вы, конечно же, догадались, это стихотворение о маме.
В группу входит мама с пирогами и приглашает всех на чаепитие.
Мама:
- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть и приглашаю всех к столу.
Используемые источники:
https://zagadka-otvet.ru/zagadki-pro-biblioteku.html# : - :text=%D0%A1%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%20%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%88%D1%8C%20%E2%80%93%0A%D0%94%D0%BE%D0%BC%2C%20%D0%BA%D0%B0%D0%BA%20%D0%B4%D0%BE%D0%BC%2C%0A%D0%9D%D0%BE%20%D0%BD%D0%B5%D1%82%20%D0%B6 – загадка про библиотеку К. И. Чуковский
https://nsportal.ru/sites/default/files/2011/04/28/zagadki_o_skazkah.doc - загадки о сказках
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/03/15/kartoteka-khorovodnykh-igr# : - :text=%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B8.,%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%8E%D1%82%D1%81%D1%8F - игра «Карусели»
https://allforchildren.ru/poetry/8m281.php# : - :text=%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0,%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D1%88%D0%B0%0A%D0%A2.%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0) – стихотворение «Своя погода»