наталья кулик
«Путешествие по миру природы». Конспект занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Кулик Наталья Георгиевна
"Путешествие по миру природы"
Конспект занятия по ФЦКМ для старшего дошкольного возраста.
Программные задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с понятием «природа», закрепить знания о правилах поведения в природе.
• Познакомить с хвойными деревьями, закрепить знания о диких животных.
Развивающие задачи:
• Развивать интеллектуальные способности, воображение, элементы логического мышления, память.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, желание сохранять и заботиться о нем.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы и оборудование: картинки живой и неживой природы, цветочки с правилами поведения на природе, пруд, обитатели пруда, шишки сосновые и еловые, игра «Подбери заплатку», 2 мольберта.
Активизация словаря: природа, живая и неживая природа, хвойный лес, пруд, обитатели, сосновая, еловая.
Методические приемы.
Воспитатель:
Здравствуйте, ребятки!
Послушайте стихотворение:
«Посмотри мой милый друг
Что находится вокруг
Небо сине – голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет
Тучка в небе проплывает
Поле, речка и трава
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса
Человек и время года-
Это всё вокруг…
Ответы детей: Природа.
Ребята, вы знакомы со словом природа, что оно означает? (Ответы детей)
Игра «Что относится к природе»
Дети выбирают картинки, которые относятся к природе, остаются рукотворные предметы.
Мир природы ярок и многообразен и я предлагаю вам сегодня небольшую прогулку в мир природы.
Давайте закроем глазки и произнесём:
Ковер-самолёт.
Отправляйся в полёт!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, где мы и оказались с вами?
Вот и лесная полянка. Как много красивых цветов! Давайте присядем и полюбуемся цветами. Ой, да они не простые. Посмотрите. На обратной стороне изображены правила поведения. Возьмите каждый по волшебному цветку и расскажите, что у вас за правила.
(Дети берут по одному цветку и перечисляют правила).
- Не рви цветы!
- Не разжигай костёр!
- Берегите муравейники. Не разоряйте их.
- Не подходите близко к гнёздам. Не разоряйте птичьи гнёзда!
- Не топчи грибы, даже не съедобные. Помни, что грибы нужны природе!
- Не лови бабочек и других насекомых!
- Не лови и не уноси домой диких животных!
Мы свами вспомнили правила поведения на природе и будем их соблюдать.
А мы отправляемся дальше.
Ребята, посмотрите, что перед нами? Пруд.
С ним что-то случилось исчезли все жители пруда.
Письмо от водяного: «Здравствуйте ребята. У меня случилась беда: злая колдунья похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я веселился, играл. Жизнь без них так скучна. Помогите мне, отыщите моих друзей».
С ним что-то случилось исчезли все жители пруда.
Давайте мы с вами заселим пруд его обитателями и поможем водяному.
Дети берут из корзины фигурки обитателей пруда и кладут в водоем.
Кто живет в пруду? (лягушка, рыбы, рак, черепаха, цапля, утка, комар) Перечислите, кто живет в пруду?
В корзине остались курица, лошадь.
Физминутка.
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Я приглашаю вас на стульчики.
Послушайте загадку.
«Зимой и летом зелена,
В лесу живет она,
А на ней иголки,
И коротки и колки?»
Дети: — Ель!
Воспитатель: Да, ребята, это ель! Скажите, а где мы можем увидеть это дерево?
Дети: — Ель растет в парках!
- Ель растет возле дома!
- Ель растет возле детского сада!
- Ель растет в лесу!
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут только ели?
Дети: — Этот лес называется хвойный.
Мы пришли в хвойный лес. Там растут и ели и сосны.
Воспитатель показывает картинку ели и сосны.
Что у ели и сосны вместо листьев. Иголки.
У ели иголки короткие, а у сосны длинные.
Ёлочка короткая иголочка, сосна игла длинна.
Кто знает, как называются иголки елки? (хвоя)
Воспитатель:
- Посмотрите, что у меня есть
(воспитатель достает корзину, в которой находятся закрытые шишки, раскрытые шишки, семена шишек и вместе с детьми их поочередно рассматривают).
Сравнение еловой и сосновой шишки. (Дети пробуют наощупь шишки)
У сосны шишка твердая жесткая, а у ели вытянутая, длинная, легко сжимается.
- Ребята, а вы хотели узнать как вообще на свет появилась наша елочки? Вам интересно, с чего начинался ее путь?
- Вот эти шишки висели высоко-высоко на еловой ветке. У каждой шишки есть чешуйки. Вот здесь все чешуйки закрыты. В этой шишке, как в уютном теремочке сидят елочкины детки - семена.
- Раскрылась шишечка и показались семена. У каждого семени есть легкое крылышко. Ветерок подует, оно закружится, как пропеллер и улетит.
Отгадывание загадок.
Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Хвост пушистый, мех золотистый. В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
Сама мала, шубка пышна. В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
Летом ходит без дороги. Возле сосен и берёз. А зимою спит в берлоге. От мороза, пряча нос. (Медведь)
Кто зимой холодной. В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Каких животных мы перечислили?
- Ребята как мы можем назвать всех этих животных?
- Почему их называют дикими?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему этих зверей называют дикими? (Воспитатель выслушивает ответы детей.). Ребята, как вы думаете, кто из вас правильно ответил?
Дети: За дикими животным люди не ухаживают. Дикие животные сами добывают себе еду и живут вдали от людей.
Воспитатель: А где они живут?
Дети: В лесу.
Давайте построим мостик и вернемся на стульчики
- На вопросы отвечай»
• Как называется планета, на которой мы с вами живем? (Земля)
• В какое время года к нам прилетают птицы? (Весной)
• В какое время года бывает листопад? (Осенью)
• В какое время года можно купаться на речке? (Летом)
• Сколько солнышек на небе? (Одно)
• Что растет в огороде, на грядках? (Овощи)
Возвращаемся на стульчики.
Молодцы, ребята, а теперь давайте мы с вами вспомним и расскажем, где мы сегодня были и что мы делали? Вам понравилось наше путешествие? Что больше всего понравилось?