Елена Жалыбина
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет «Путешествие к осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Создать условия для обобщения представления детей об осени, как времени года, о существенных признаках сезона.
Способствовать закреплению у детей : знаний о перелётных птицах;
умения различать деревья по листьям; обобщающего понятия «урожай».
Продолжать совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях (существительные с прилагательным); познакомить с образованием слова (листья падают - листопад; ввести в словарь детей наречия : ветрено, холодно, солнечно.
Публикация «Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей 5–6 лет „Путешествие к осени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать? Кто из вас в каких путешествиях бывал? (Ответы детей).
- Очень хорошо. Я тоже люблю путешествовать. Мы с вами уже путешествовали во времена года. К какому же времени года мы отправимся сегодня? Отгадайте:
В этом времени года уже не так тепло, как летом. Идёт дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает?
(Ответы детей)
- Хотите, отправимся в гости к осени? Я вам приготовила вот такой красивый … ( дети договаривают: зонт). И предлагаю отправиться к осени под зонтом. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Вставайте под зонт, и мы отправляемся (Дети встают под зонт и двигаются по группе, проговаривая слова) :
В гости к осени пойдём
Много интересного найдём.
Вы под зонт становитесь и за зонтик держитесь,
По дорожкам, по тропинкам
В гости к осени пойдём.
Воспитатель: Шли, шли - куда же мы пришли? (картина с изображением леса)
- Мы пришли …. (в осенний лес)
- В лесу что растёт? (Деревья)
На деревья посмотрите, и их назовите. Дети называют деревья.
А какие красивые листья!
Налетел ветерок, листья зашумели и полетели на землю.
Дыхательное упражнение «Ветер и листья» (После вдоха задержать дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, протяжно произносить ффффффф. Затем на выдохе произносят несколько раз п-п-п-п, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз - листья опадают).
- А когда листья падают, как называется это явление? (Ответы детей). Листья падают - это листопад.
- Посмотрите, ребята, деревья без листьев… А ведь осень ещё не кончилась! Давайте соберём листья и повесим их на деревья, пусть они красуются. (Дети собирают листья и крепят их на своё дерево, проговаривая: «этот лист с берёзы - он берёзовый, этот лист с осины - он осиновый» и т. д.)
Игра на звукоподражание
Дети ритмично потирают ладонь о ладонь
Ветер ими шелестит:
Шшшшшш.
На выдохе длительно произносят звук Ш
Воспитатель:. Давайте дальше пойдём. (Дети становятся под зонт и передвигаются) Ой, ребята, посмотрите, что нам осень принесла? (Логопед показывает 3 корзины, а там - овощи, фрукты, грибы. Дети рассматривают всё это, называют)
- Это все - осенний урожай.
- А для чего люди собирают урожай? (Выслушиваю и обобщаю ответы детей)
Инсценировка песни «Урожайная» (имитационные движения детей по тексту)
Мы корзиночки несем,
Хором песенку поем.
Урожай собирай
И на зиму запасай!
Ой, да, собирай
И на зиму запасай!
Воспитатель:
Тучи, какие по небу плывут,
Дождик тучи нам несут.
Скорее под зонт, ребятки.
Осенью часто идёт дождь.
- Какой бывает дождь? Подбор прилагательных (мелкий, сильный, крупный, косой, проливной и т. д., использовать картинки.
Стихотворение с движением «Такой разный дождь»
Рассердилась злая туча,
Постукивают кулаком о кулак.
И заплакал мелкий дождь.
Ритмично быстро постукивают указательным пальцем одной руки о ладонь другой.
Капля падает за каплей,
Ритмично щёлкают пальцами.
Сколько набежало слёз!
Собирают воображаемые слёзы в ладонь.
Дождь сильнее стал,
И ветер сделал вдруг его косым
Двигают ребром ладони сверху вниз
по диагонали.
Вправо капли, влево капли,
Словно всех косой косил
То же самое в разные стороны.
Имитируют косьбу.
Ливень туча посылает,
Делают резкое движение рукой вперёд.
И стеной вода течёт.
Вытягивают руки перед собой,
Ладонями к себе, делают резкое движение сверху вниз
Где бы спрятаться от ливня?
Пожимают плечами, смотрят по сторонам.
Зонтик нас раскрытый ждёт.
Поднимаем зонт, дети идут под зонт. Или,
Над головой руками изображают купол.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто там крыльями машет в дали?
Конечно, это птицы улетают в теплые края.
- Как называются такие птицы? (перелётные)
- Почему они улетают в тёплые края? (потому что осенью с каждым днем становится холоднее, спрятались и уснули насекомые, мерзнет земля. Многим птицам нечего есть. Они собираются в стаи и улетают в теплые края.)
«Птицы улетают». Сопровождение текста движением.
Птицы на юг летели,
Крыльями долго махали,
Имитировать махание крыльев руками
Птицы на юг прилетели,
Весело защебетали.
Руки сложить за спиной, слегка наклониться вперёд, весело поворачивать головой, имитировать щебетание.
- Какие птицы улетают в тёплые края? (гуси, грачи, ласточки, утки, лебеди и т. д.).
Воспитатель: Я думаю, нам пора возвращаться. Осень, спасибо большое за такое прекрасное путешествие!
Вставайте скорее под наш зонт, и скажем: «Один, два, три - Зонтик, в группу нас верни!»
- Понравилось ли вам путешествие к Осени?
- Что больше понравилось? Ответы детей.
- Теперь вы знаете, что бывает осенью. Расскажите, что бывает осенью.
(Поблагодарить детей за занятие, подарить картинки для раскрашивания или составления рассказа)
Литература:
Е. А. Алябьева «Тематические дни в детском саду».
Е. А. Алябьева «Развитие воображения и речи детей 4-7 лет».
И. Н. Павленко, Н. Г. Родюшкина «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ».
Т. И. Подрезова «Материал к занятиям по развитию речи».