Ольга Зайцева
Экологическая тропа детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №48 «Белочка» является звеном муниципальной системы образования Городецкого муниципального района Нижегородской области, функционирует с 1980 года. Функционируют 12 групп: 2 группы для детей раннего возраста общеразвивающей направленности; 2- младшие, 2-средние, 2-старшие, 2-подготовительные общеразвивающей направленности; 1- разновозрастная компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР; 1-разновозрастная компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ЗПР. Учреждение расположено в жилом массиве микрорайона Пушкинский, находится в стороне от проезжей части.
Публикация «Экологическая тропа детского сада» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2020
Местонахождение экологической тропы : тропа проходит по территории детского сада, находящегося по адресу: г. Заволжье, ул. Пушкина, д. 39.
Землепользователь: администрация Городецкого муниципального района.
Назначение: экологическое просвещение участников образовательного процесса ДОО.
Протяженность маршрутов: определяется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Общая протяженность маршрута составляет примерно 350 метров.
Режим пользования: соответствует режиму работы ДОО (организованная образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, требующая непосредственного участия и наблюдения за объектами и экосистемами мира природы).
Особенности использования в дошкольном возрасте: проведение комплекса мероприятий познавательной, оздоровительной, эстетической, развивающей направленности; чередование образовательной деятельности и отдыха в соответствии с ООП ДО, разработанной с учетом Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» п/р Н. Е. Вераксы, парциальной образовательной программой «Разговор о здоровье: начало» (авт. : О. С. Гладышева, М. А. Яковлева, педагогической технологией Р. Ю. Белоусовой «Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-7 лет».
Цель экологической тропы : создать условия для непосредственного общения дошкольников с миром природы, способствующие формированию
личности, характеризующейся экологической воспитанностью,
экологическим мировоззрением, экологическим сознанием, экологическим мышлением,
экологической культурой.
Основные задачи: создание условий, способствующих обогащению и систематизации экологических знаний, развитию интереса к миру природы, воспитанию гуманного отношения ко всему живому, ценностных ориентаций и идеалов, норм поведения путем систематического, целенаправленного общения с окружающей средой.
На территории ДОО имеется спортивная площадка, плескательный бассейн, метеоплощадка, огород, защитная зелёная зона из деревьев и кустарников, площадки для игр, веранды, цветники.
Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтированное покрытие. Растущие на территории детского сада деревья и кустарники, создают благоприятный микроклимат, выполняя функции естественных теневых укрытий в летний оздоровительный период.
Маршрут экологической тропы отображен на карте-схеме, размещенной в начале пути, на информационном стенде. Здесь же расположены правила поведения на экологической тропе (схематические и в письменном виде).
На экологической тропе выделено 17 видовых точек (объектов) наиболее интересных для кратковременных и длительных сезонных наблюдений (распознающих, сравнительных, обобщающих, эстетических). У центральной дорожки расположены графические символы – указатели (изображения, позволяющие легко найти нужный для наблюдения объект. Наблюдение за природными объектами способствует установлению взаимосвязей между природными объектами, деятельностью человека в природе и значением этой деятельности для природы; расширению кругозора детей за счет получения элементарных научных знаний; получению знаний о природоохранной деятельности человека. Объекты растительного мира (рябина, туя, сирень, липа, осина, сосна, черемуха, ландыши, папоротник, земляника, пролеска, лесная фиалка) отмечены разными цветами. Рисунки охраняемых растений помещены в красный кружок, лекарственных - в зеленый, пищевых - в синий. На тропе находятся стационарные объекты для наблюдения за представителями животного мира (гнездовье чаек, воронье гнездо, муравейник, старый пень, искусственно созданный мини-пруд. Для наблюдения за явлениями неживой природы оборудована метеоплощадка (метеобудка, солнечные часы, ветряк, дождемер, экран для записи детских наблюдений). Нами предусмотрено включение как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность и целесообразность для дошкольников.
Маршрут включает в себя 7 станций: «Вершки и корешки» (огород, «Зеленая аптека» (лекарственные растения, «Цветочный город» (цветник, клумба, бордюры, рабатки с растениями-часами, растениями-барометрами, «Хочу всё знать!» (специально оборудованная лаборатория для проведения опытов и детского экспериментирования, «Поляна сказок» (место для чтения экологических сказок, проведения литературных и природоведческих викторин, экологических этюдов, место отдыха, художественная мастерская «Краски природы» (используется теневой навес на прогулочном участке группы №1, «Здоровей-ка» (спортивная площадка, плескательный бассейн, «тропа здоровья», место для отдыха, игр, экогимнастики, закаливающих процедур: принятия солнечных ванн, контрастных воздушных ванн, водных процедур).
На пути следования дошкольников расположено 4 интеллектуальных остановки: «Улитка-всезнайка», «Божья коровка», «Солнышко», «Паровозик – эрудит». Это цветные, яркие, графичные изображения на асфальте, которые используются для уточнения и систематизации экологических знаний дошкольников в процессе двигательной активности. Нами разработано множество вариантов использования каждого их них. Каждая остановка предполагает свой способ организации детей на двигательно-интеллектуальную деятельность: «Улитка-всезнайка» (фронтально, «Божья коровка» (работа в 2 командах, «Солнышко» (индивидуальная интеллектуальная деятельность соревновательного характера, «Паровозик – эрудит» (поточный способ организации).
На тропинке размещены стенды для самостоятельного и группового изучения информации краеведческого характера: «Обитатели рек, озер, водоемов Нижегородской области», «Красная книга Нижегородской области. Птицы», «Растения «Красной книги» Нижегородской области», «Красная книга Нижегородской области. Животные».
Для повышения интереса детей младшего дошкольного возраста, на тропинке можно встретить макеты «Лес и его обитатели», «Домашнее подворье», «У пруда».
Педагоги широко используют различные методы работы с воспитанниками: экологические беседы; наблюдения в природе; «уроки доброты»; экскурсии в природу; составление «Красной книги природы»; целевые прогулки; экологические викторины, конкурсы, квесты, КВН; экологические игры (дидактические, игры – путешествия, игровые обучающие ситуации, подвижные игры-имитации, игры-моделирование); трудовой десант; чтение художественной природоведческой литературы; опыты и эксперименты; экологические акции; составление экологических карт, ведение дневников наблюдения; экологические выставки и экспозиции, мини-музеи, знакомство с экологическим календарем; экологические праздники и развлечения и многие другие.
Хотелось бы особо выделить методы работы с детьми, не имеющие широко распространенной практики в дошкольных учреждениях, методическое содержание которых было разработано педагогическим коллективом: экологический пит-стоп; игровые часы на экологической тропе (1 раз в неделю); экологический флешмоб; экологический пинг-понг; неделя экологического творчества.
С целью оптимизации процесса экологического воспитания дошкольников в методическом кабинете ДОО систематизированы следующие методические материалы: паспорт экологической тропы; правила поведения на экологической тропе; образцы календарей наблюдения за природными объектами и явлениями природы; материалы экологического календаря; картотека игр-экспериментов с водой, работа с дошкольниками на станциях экологической тропы; подборка экологических сказок и методические материалы работы с ними; циклы наблюдений за объектами живой природы по возрастам; сезонные акции на экологической тропе; паспорта объектов; картотека схем, моделей, мнемотаблиц; подборка стихов и загадок; перспективное планирование походов по экологической тропе.
Перспективными направлениями в развитии экологической тропы детского сада считаем : оформление арбоскульптурного комплекса «Русская ивушка», создание рокария, обновление и увеличение рекреационной нагрузки на станцию «Зеленая аптека».