Светлана Долгих
«Птицы». Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по одноимённому рассказу К. Д. Ушинского
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа – дети 5-6 лет (старшая группа)
Цель занятия: Формировать у дошкольников бережное отношение к природе через ознакомление с рассказом К. Д. Ушинского «Птицы».
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить детей с произведением К. Д. Ушинского «Птицы».
- Учить отвечать на вопросы по содержанию текста.
- Учить передавать своё отношение к поступкам персонажей рассказа.
- Закрепить и расширить знания детей о характерных признаках весны.
- Уточнить и расширить представления детей о видах птиц: насекомоядные, водоплавающие, хищные.
Публикация «„Птицы“, Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста по одноимённому рассказу К, Д, Ушинского» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Составление рассказов, описание
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Закрепить основные правила бережного отношения к природе.
Развивающие:
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать связную и диалогическую речь.
- Способствовать обогащению словарного запаса (словарная работа малороссийская деревенька; благоухали; сине-пурпуровых; разорили; перепархивали; оглашались).
Воспитывающие:
- Воспитывать умение слушать воспитателя и друг друга; умение работать в коллективе.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.
Обоснование выбора литературного произведения К. Д. Ушинского исходя из имеющейся воспитательной проблемы – В произведении К. Д. Ушинского «Птицы» заложен глубокий смысл: прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать, к каким последствиям это может привести.
Воспитательная проблема – показать детям, как необдуманный, глупый поступок может привести к разрушительным последствиям.
Обоснование применения на занятии дополнительных и наглядных материалов, в том числе электронных средств.
На занятии используется следующий наглядный материал:
- Карточки с признаками времён года.
Цель: Из множества карточек выбрать только те, на которых изображены признаки весны; обосновать правильность своего выбора.
- Карточки с изображением разных видов птиц.
Цель: Закрепить умение различать птиц по их существенным признакам: насекомоядные – острый небольшой клюв, маленькие лапки; водоплавающие – перепончатые лапки; хищные – мощные лапы и клюв, как правило загнутый крючком вниз.
Электронные ресурсы:
– презентация по теме занятия.
Цель: Учить детей отвечать на вопросы воспитателя с опорой на иллюстрации по содержанию рассказа. Проверить знания детей характерных признаков весны.
- платформа LearningApps. org– игровое упражнение. Пазл «Птицы».
Цель: Проверить знания детей о видах птиц: насекомоядные. Водоплавающие, хищные. Закрепить основные правила поведения в природе, бережного отношения к ней.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель приглашает ребят встать в круг.
Давайте в круг скорее встанем,
Так новый день мы будем славить!
Пусть будет ясно и светло,
И нам всем будет хорошо!
Воспитатель: Я рада видеть вас таких красивых, добрых, в хорошем настроении ребят, да и как не радоваться, зима прошла и к нам опять пришла…
Дети: Весна.
Воспитатель: Как же вы узнали, что пришла весна? По каким признакам?
Подойдите к столу. На столе лежат карточки с признаками разных времён года. Каждый из вас выберет себе только одну карточку, на которой, как он считает изображён один из признаков весны.
(Дети выполняют задание)
- А теперь расскажите, какой признак весны вы увидели.
(Дети: яркое солнце, тает снег, бегут ручьи, капают сосульки, первые цветы – подснежники, проталины, прилетают с юга птицы)
Воспитатель: Вы правильно назвали признаки весны.
Посмотрите на экран. Вот она какая весна-красна.
(1 слайд. Звуковой – Весна)
(Звучат голоса птиц)
- Ребята, как вы думаете, кто это так весело поёт?
Дети: Птицы.
Воспитатель: Чему же они так радуются?
Дети: Солнышку, теплу, что зима прошла.
Воспитатель:Как вы думаете, какую пользу для природы и человека приносят птицы?
Дети: ловят мошек, жучков.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: А задумывались ли вы когда-нибудь о том, что будет, если исчезнут птицы? (Предполагаемые ответы детей)
Послушайте рассказ, который я Вам сейчас прочитаю.
Называется рассказ «Птицы», а написал его известный русский педагог и писатель Константин Дмитриевич Ушинский
(показывает портрет писателя на экране)
Он написал много замечательных рассказов и сказок, которые учат добру, справедливости, трудолюбию, учат любить и беречь природу.
Усаживайтесь удобнее, слушайте.
В одной хорошенькой малороссийской деревеньке было столько садов, что вся она казалась одним большим садом.
Деревья цвели и благоухали весною, а в густой зелени их ветвей порхало множество птичек, оглашавших окрестность звонкими песнями и веселым щебетаньем; осенью же появлялось между листьями множество розовых яблок, желтых груш и сине-пурпуровых слив.
Но вот несколько злых мальчиков, собравшись толпою, разорили птичьи гнезда. Бедные птицы покинули сады и больше уже в них не возвращались.
Прошла осень и зима, пришла новая весна; но в садах было тихо и печально. Вредные гусеницы, которых прежде птицы истребляли тысячами, разводились теперь беспрепятственно и пожирали на деревьях не только цветы, но и листья: и вот обнаженные деревья посреди лета смотрели печально, будто зимою.
Пришла осень, но в садах не было ни розовых яблок, ни желтых груш, ни пурпуровых слив; на ветках не перепархивали веселые птички; деревня не оглашалась их звонкими песнями.
Воспитатель:
- Как называется рассказ, который вы слушали?
- Где происходили события, описанные в рассказе?
- Почему деревенька казалась одним большим садом?
- Какие деревья росли в садах?
- Какую пользу садам приносили птицы?
- Почему они покинули сады?
- Что произошло с садами, когда их покинули птицы?
- Почему Константин Ушинский называет мальчиков злыми?
Воспитатель: Видите, ребята, как недоброе, злое отношение к природе приводит к её разрушению, от которого страдают все вокруг.
Ведь птицы наши друзья и верные помощники. За день каждая птичка съедает большое количество насекомых-вредителей, спасает растения от гибели.
И мы, люди. Должны заботиться о наших пернатых помощниках.
А как мы это можем делать?
Дети: зимой подкармливать птиц, делать для них кормушки.
Весной развешивать скворечники, чтобы птички могли там жить и выводить птенцов.
Воспитатель: Я с вами полностью согласна, ребята. Мне кажется, что эти мальчики совсем не знали правил поведения в природе.
А вы их знаете?
Хорошо, сейчас мы это проверим.
Но сначала надо немного поразмяться.
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица, Дети прыгают на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Дети прыгают на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Дети прыгают на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Дети кружатся на месте.
Вот присела на минутку, Дети приседают.
Почесала клювом грудку, Дети встают, наклоны головы влево-вправо.
И с дорожки - на плетень, Дети прыгают на месте на левой ноге.
Тири-тири, Дети прыгают на месте на правой ноге.
Тень-тень-тень! Дети прыгают на месте на двух ногах.
А когда скакать устанет Дети перестают прыгать.
То на веточку присядет Дети садятся на стульчики
Воспитатель: Ребята, вы любите собирать пазлы?
Я предлагаю вам поиграть в них. Но это не простые пазлы, а компьютерные.
Под пазлами спрятана картинка. Если вы правильно распределите пазлы по группам, то картинка откроется.
Готовы со мной играть?
Посмотрите на экран. Перед вами большой пазл со множеством изображений перелётных птиц. - компьютерная игра[/url]
Глядя на эти изображения вы должны распределить птиц на 3 группы: насекомоядные, хищные, водоплавающие.
Здесь на столе находятся карточки с изображением этих птиц.
Я предлагаю разделиться вам на 3 группы: одна группа будет искать насекомоядных птиц, другая –хищных, третья – водоплавающих.
(дети распределяются между собой на 3 группы)
Приступайте к выполнению задания.
А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Если птица найдена правильно, то пазл с такой же птицей исчезнет с экрана.
Проверяем первую команду, которая искала насекомоядных птиц. Назовите, каких птиц вы нашли.
Дети: ласточка, синица, скворец.
(Воспитатель. По мере того, как ребёнок называет птицу, наводит курсор мышки на такое же изображение на пазле и щёлкает по нему левой кнопкой мыши. При правильном ответе картинка с пазлом исчезают)
Воспитатель: Проверяем вторую команду, которая искала хищных птиц. Назовите, каких птиц вы нашли.
Дети: сова, орёл, ястреб
Осталась у нас третья команда, которая искала водоплавающих птиц. Назовите их.
Дети: гусь, утка, лебедь
Воспитатель: Вы справились с заданием. Пазл собран правильно и перед нами появилась картина с изображением правил поведения в природе.
Давайте назовём их.
(дети называют правила поведения в природе)
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, какое из этих правил можно отнести к рассказу Ушинского «Птицы»?
Дети: Не трогай птичьи гнёзда, не ломай ветки деревьев!
Воспитатель: Я согласна с вами, ребята. Если бы те мальчики из рассказа хорошо знали эти правила, то такой бы беды с их деревней не случилось.
- Какой вывод для себя мы сделаем, прослушав этот рассказ?
Дети: никогда не будем поступать так, как эти мальчики. Будем бережно относиться к природе, беречь её.
- Как же назывался рассказ. Который мы сегодня слушали?
Дети: Птицы.
- Кто из вас запомнил имя и фамилию автора рассказа? Давайте вместе её назовём Константин Ушинский.
Мне очень понравилось, как вы все сегодня работали: правильно собрали пазл, давали правильные ответы на вопросы, вспомнили правила поведения в природе, поэтому я хочу подарить вам раскраски по произведениям Константина Дмитриевича Ушинского. Внизу у раскрасок есть кьюар-код. Дома вместе с мамой или папой вы можете навести телефон или планшет на кьюар код и послушать рассказ Константина Ушинского, картинку из которого вы раскрасили.