Екатерина Соловьева
Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам)
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи и ребёнка с задержкой психического развития (В помощь педагогам-психологам)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В русле специальной педагогики и психологии задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии. Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗПР узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вследствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют использовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а так же социально-культурными условиями жизни и воспитания.
Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводится всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитьё и т. д.
В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения:
1. срисовывание с образа;
2. работа с трафаретами;
3. обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру;
4. раскрашивание и штриховка
В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц, так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности.
Деткам с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности:
1. в емкости с крупой (например с пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка найти её и описать, не доставая;
2. сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам;
3. выкладывание фигурок из круп;
4. игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д.
А теперь что касается семьи : Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка. Формирование и социальной ситуации развития, определяется сложившейся в семье системой ценностей, норм и правил.
Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе коррекционной работы с ребенком.
И начинать коррекционную работу необходимо с изучения родительских установок, их отношения к особенностям своего ребенка. Важно "стабилизировать" стиль воспитания, помочь родителям адекватно относится к проблемам своего ребенка. Такая необходимость обусловлена частыми нарушениями стиля воспитания по линии гипо- или гиперопеки в семьях, в которых есть ребенок с ЗПР. С одной стороны, родители, считая своего ребенка серьезно больным, начинают опекать его, ограничивать и так неразвитую самостоятельность, чем еще более усугубляя ситуацию. С другой стороны, родители не замечают ли не знают своеобразия своего ребенка, думают что с возрастом ситуация улучшится сама по себе. Такие семьи обычно характеризуются низким культурным уровнем.
И как правило, от особенностей родителей и будет зависеть стратегия работы и с ребенком и с ними.
Спасибо за внимание!